Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

По религиозным или политическим соображениям или просто чтобы выразить свои чувства и переживания, всегда и везде человек занимался этой загадочной деятельностью: созданием красоты.
Искусство всегда отвечает главным запросам того общества, в котором оно зародилось. Нуждаясь в посреднике между человеком и созданными им богами, цивилизации наделяют произведение искусства религиозной функцией, оно несет также политическую нагрузку.

Содержание

Введение
Основные черты культуры Древнего Египта
Место искусства в системе древнеегипетской культуры
Виды и жанры искусства
Пирамиды как символ Древнего Египта
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 249.38 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«Алтайский государственный медицинский университет

Федерального агентства  по здравоохранению 
и социальному развитию»

 

 

 

 

Фармацевтический факультет

 

Заочное отделение

 
1 курс

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Вариант 12

 

Название темы: «Искусство Древнего Египта»

 

 

 

 

Выполнила: Прокопенко Любовь Вениаминовна

Дата сдачи в деканат ___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2008-2009год.

План:

  1. Введение
  2. Основные черты культуры Древнего Египта
  3. Место искусства в системе древнеегипетской культуры
  4. Виды и жанры искусства
  5. Пирамиды как символ Древнего Египта
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

По религиозным или  политическим соображениям или просто чтобы выразить свои чувства и  переживания, всегда и везде человек  занимался этой загадочной деятельностью: созданием красоты.

Искусство всегда отвечает главным запросам того общества, в  котором оно зародилось. Нуждаясь в посреднике между человеком  и созданными им богами, цивилизации  наделяют произведение искусства религиозной  функцией, оно несет также политическую нагрузку.

Египетское  искусство в своих величественных храмах с колоннадами, пирамидах  и усыпальницах воспроизводило в  течение почти 4000 лет образ человека, обращенного душой к богам  и восторженно им поклоняющегося, чтобы снискать их благосклонность.

Искусство творится человеческими  руками. Люди, которых мы зовем художниками, скульпторами, зодчими, создают живопись, скульптуру, архитектуру, а мы называем все это "произведениями искусства". Великие художники вдохновляются  тем, что видят в окружающей действительности, но не копируют ее, а воссоздают заново. Искусство никогда не исчерпывает всей реальности, оно отображает лишь те или иные ее стороны, но великие художники видят при этом больше других. В крупных музеях мира хранятся произведения, созданные в разных странах и в разные эпохи. Конечно, в каждой отдельно взятой стране собственная культура известна лучше: во французских музеях больше произведений французских авторов, в музеях японских - японских. Но история изобразительного искусства -это еще и погружение в глубины эпох, и путешествие по всей Земле. Это бесчисленные контакты различных цивилизаций. Хотя для нас произведения искусства существуют вне времени, каждое из них вручает нам послание от далеких предков, сумму знаний, эмоций, идей, которые они хотели бы донести до будущих поколений.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  КУЛЬТУРЫ 
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Древнеегипетская модель – образец первой фазы становления  мира искусства.

Б. М. Бернштейн:

Фаза, которую наиболее четко  артикулировала древнеегипетская модель, замечательна своей двойственностью. В художественной зоне египетской культуры, в мире пластических искусств, прежде всего и больше всего, проступают признаки их собственных структур, однако в половинчатом, неготовом или не в полнее специфическом виде: каждому уже есть сопутствует еще нет. Это устойчивая модель, способная сколь угодно долго противостоять потоку времени, но фиксирует она переходное состояние.

Такая незавершенность отчасти  объяснима тем, что в египетской культуре никогда не были преодолены «пережитки» предшествующей фазы.

Но наследие первобытности  вовсе не было мертвым грузом, напротив, оно было органической частью живой  целостности. Выход в новое качество был не тороплив и половинчат, а  элементы генетически предшествующей системы не отторгались, поскольку  тут не могло быть культурной не совместимости. Традиционный и канонический типы глубоко родственны. Оба принадлежат  к одному сверхтипу консервативных систем, ориентированных или, если угодно, настроенных на сохранение и бесконечное повторение однажды сложившихся форм жизни. Каноническая фаза в этом отношении есть иначе, сложнее организованный, более разветвленный, внутренне дифференцированный вариант традиционной. Повышение уровня организации имеет своим частным следствием зарождение некоторых структур художественной жизни, ранее отсутствовавших, и преобразование других – тем не менее типологическая общность с прошлой фазой делает присутствие нового как бы мерцающим.

В Древнем Египте, как  и в других древних цивилизациях, сделан значительный шаг в сторону  формирования «классической» - трехчастной, разомкнутой, открытой цепи художественной коммуникации.

Канон был специфическим  средством регуляции художественной деятельности. Художник действовал в  рамках канонических правил и редко  желал иного.

Древнеегипетское  искусство, равно как искусство других письменных цивилизаций, перестало быть единственным средством «внешней», внесоматической, материальной фиксации и передачи информации, однако оно не сумело полностью отделиться от письменности не только визуально, но и содержательно. Специфически художественное содержание все еще в большей степени оставалось растворенным в общекультурной информации – сакральной и светской.

Основной массив произведения был государственно-царской и  храмовой собственностью, а доступ к ним подчинялся правилам культового и государственного ритуала.

Далее, канонические формулы  и модели в их актуальном варианте не только замещали теорию, но выражали и одновременно задавали нормы вкуса. Точнее сказать, в каноне совмещены  были все те регулярные функции, которые  позднее возьмут на себя теория искусства, критика и даже история искусства  как инструмент культурной памяти –  поскольку сильнее всего связывает  прошлое с настоящим. Специальных резервуаров художественной памяти древнеегипетская цивилизация не знала; хранение произведений, их поддержание и т.п., если это имело место, мотивировалось соображениями, для которых художественная ценность имела побочное значение.

Таковы общие очертания  первой фазы становления мира искусства  – там, где они проявлялись  намного отчетливее. Его контуры размыты, его собственные контуры еще только начинают образовываться; тем не менее, он уже возник – и, подобно первохолму, становится основой для дальнейшего самотворения. (Мировая художественная культура. Древний Египет. «Лань» 2004. С. 290 - 293)

М. Э. Матье:

Историю возникновения и  развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени – свыше четырех тысяч  лет. Уже благодаря этому изучение египетского искусства представляет большой интерес, так как мы можем  выяснить пути становления искусства  в одном из первых в истории  человечества классовых обществ  и установить затем отражение  в нем тех изменений, которые  происходили в жизни египетского  рабовладельческого общества.

Но независимо от этого  египетское искусство интересно  и важно своими прекрасными памятниками  непреходящего художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели обработкой камня, которым была так богата страна. Об этом явно свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы – пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огромные обелиски, колоссальные монолитные статуи, доходящие до 1000 тонн веса. И в то же время египтяне путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычайной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца требовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева.

Египетское искусство  – это новый, важный этап по сравнению  с искусством первобытнообщинного  строя. Оно ценно конкретным изображением действительности и вниманием к  человеку.

Огромной заслугой египетского  искусства было освещение внутреннего  мира человека, его чувств и переживаний. Горе родных и друзей, оплакивающих смерть близкого человека, послужило  темой многих сцен, где с потрясающей  силой и разнообразием показаны рыдающие, в отчаянии заламывающие руки или бьющие себя в грудь люди. Не менее наглядно выражается бурная радость домочадцев по случаю награждения  хозяина дома, ужас врагов, бегущих  от египетских колесниц, нежная взаимная любовь членов семьи.

Впервые в мире египетское искусство привлекло внимание к  такому глубокому человеческому  чувству, как материнство, и высоко подняло его, закрепив в облике Исиды с младенцем Гором. В возникшем на почве народной мифологии образе Исиды издревле сосредоточивались чаяния тысяч египетских матерей, веривших, что она может так же избавить от болезней и смерти их детей, как, по легенде, она спасла от смертельной опасности своего сына.

При изучении египетского  искусства необходимо учитывать  те причины, которые привели к  возникновению и длительному  сохранению некоторых его особенностей.

Пути развития египетского  искусства были в значительной степени  обусловлены его постоянной зависимостью от религии, что проистекало из сравнительно медленного развития египетской культуры. Известная застойность характера  древнеегипетского рабовладельческого общества объясняется тем, что основа его хозяйства – земледелие было построено на искусственном орошении, при котором на протяжении всей истории сохранялось значение общины.

Эта застойность исторического  процесса и особенно характерный  для древнеегипетского общества медленный отход от форм родового строя и сравнительно длительное сохранение ряда пережитков этого строя  в классовом обществе объясняют  и наличие многих пережитков родовой  идеологии в идеологии рабовладельческого Египта. Важность роли этих пережитков станет ясной, если мы вспомним такие  явления в культуре Египта (к тому же игравшие определенную роль на всем протяжении его истории), как культ  предков, культ фетишей, культ животных, пережитки матриархата в праве и обычае, перенесение на фараона всего цикла представлений о племенном вожде и, как следствие этого, наличие не только культа умерших царей, но и связанной с этими представлениями целой сложной обрядовости всего царского обихода, вспомним, наконец, огромную роль магических верований и колдовской практики в религии египтян.

Темпы роста общественного  сознания в Древнем Египте задерживались  общей застойностью исторического  развития рабовладельческого общества в долине Нила, и понятно, что в  этих условиях в Египте не было возможности  для свободы индивидуального  творчества, равно как не было почвы  для развития реалистического искусства  в таких масштабах, как это имело место в Греции.

В свете всего сказанного становится понятной та характерная  особенность египетского искусства, на которую обратили внимание еще  греки и римляне, а именно длительное следование принятым в древности  образцам. Причина этого явления  заключается в том, что религиозные  воззрения, складывавшиеся в своих  основных чертах вместе со сложением  классового рабовладельческого общества, закрепили как обязательный облик  древнейших памятников египетского  искусства, почти целиком имевших  религиозное назначение. Поскольку  и на протяжении всей последующей  истории Древнего Египта памятники  искусства в своем большинстве  имели также религиозно-культовое  назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся законам, что мешало развитию их творчества, хотя, конечно, не могло остановить это развитие.

Изложение помогает нам понять, почему в искусстве рабовладельческого Египта сохранились такие черты, которые еще восходили к искусству  доклассовому и были закреплены традицией  как канонические и обязательные.

Пережитком религиозных  представлений доклассового общества явилось и сохранение в искусстве  рабовладельческого Египта веры в магическую связь всего изображаемого с  тем, кто изображен.

Необходимость следовать  принятым канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Соблюдение канонов обусловило и  технические приемы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного  перенесения на стену нужного  образца. Сохранились деревянные доски, на которых по разграфленному сеткой фону нанесены рисунки отдельных фигур, которые художники затем соответственно переносили на разграфленные более крупными клетками поверхности стен. Следы таких клеток на стенах также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом на восемнадцать, в Саисское время – на двадцать шесть, причем строго определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур животных, птиц и пр.

Не следует, однако, думать, что египетское искусство было полностью  сковано канонами и не менялось в  течение своего многовекового существования, что личность египетского художника  не играла никакой роли в развитии искусства. Разумеется, египетское искусство, как и искусство каждого народа, хотя и медленно, но развивалось и изменялось в зависимости от конкретных перемен в исторической обстановке, отражая и новые требования, выдвигавшиеся в связи с этими переменами, и борьбу различных социальных слоев, и то значение, которое имели целые художественные школы и отдельные мастера, сумевшие проявить свою творческую роль даже в пределах канонических рамок. Памятники сохранили нам много имен замечательных творцов египетского искусства.

Информация о работе Искусство Древнего Египта