Идеал человек в античной культуре и искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Идеал человека в культуре Древней Греции………………………………4
1.1.Эталон внешней красоты…………………………………………………………….4
1.2.Идеал-герой мифологии и эпоса……………………………………………………6
1.3.Выражение идеальной красоты через скульптуру………………………………...8
1.4.Идеал в философии………………………………………………………………....12
ГЛАВА 2. Образ человека в культуре Древнего Рима……………………………….15
1.1.Древний Рим – принцип подобия………………………………………………….15
1.2.Эталон внешней красоты…………………………………………………………..17
1.3.Идеал в скульптуре…………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................20
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………….23-26

Вложенные файлы: 1 файл

идеал человека в античной культуре и искусстве.docx

— 5.08 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Идеал человека в культуре Древней Греции………………………………4

1.1.Эталон внешней красоты…………………………………………………………….4

1.2.Идеал-герой мифологии  и эпоса……………………………………………………6

1.3.Выражение идеальной  красоты через скульптуру………………………………...8

1.4.Идеал в философии………………………………………………………………....12

ГЛАВА 2. Образ человека в  культуре Древнего Рима……………………………….15

1.1.Древний Рим – принцип подобия………………………………………………….15

1.2.Эталон внешней красоты…………………………………………………………..17

1.3.Идеал в скульптуре…………………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................20

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………22

Приложение………………………………………………………………………….23-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культура есть специфический  человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая  в социальном развитии человека, в  его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей  человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.

Обращенность культуры к  человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они  развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах".

На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника.

На втором этапе исторического  развития, в эпоху существования  древних цивилизаций и их культур  на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты  определенной социальной общности, - отчетливо  проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих  героев или римских легионеров.

В данной работе мы рассмотрим образ человека как идеал в древнегреческой и древнеримской культуре.

ГЛАВА 1.Образ человека в культуре Древней Греции

1.1.Эталон внешней  красоты

 

В Древней Греции огромную роль в  воспитании гражданина и человека играла физическая культура, и естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании.

Художники нашли и оставили после  себя меру прекрасного – так называемые каноны и модули. Тело должно было иметь  мягкие и округлые формы. Эталоном красивого  тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см. Прекрасным считалось лицо, которое можно  было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили  через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и  по темени.

По канонам греческой красоты  прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Эллины большое внимание обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.

Юноши брили лицо и носили длинные  завитые локоны, перехваченные обручем. Взрослые мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы.

В моде была красота строгая и  благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции.

Женщины из народа, для которых  косметические средства были малодоступными, накладывали на ночь маску из ячменного  теста с яйцами и приправами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Идеал – герой мифологии и эпоса

 

Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н.э.) находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. В Гомеровский период почти все искусство эллинов обращено к мифам и их героям.

Эллинам первым удалось с  помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и  человека, показать их в многообразии и развитии. Древнегреческая литература полна разнообразных сюжетов  о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается  идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного  совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев.  

Достижение эпической  поэзии – создание цикличных историй, и, как следствие, разработка нового направления мифологической хронологии. Таким образом, мифы древней Греции разворачиваются как определенный этап в развитии мира и человека. Хотя многие противоречия в этих историях не позволяют рассчитать конкретных сроков, приблизительная хронология может быть обнаружена. В результате мифы древней Греции можно разделить  на 3-4 более широких периода:

    1. Мифы о происхождении или возрасте богов: мифы о происхождении мира, богов и человеческой расы.
    2. Период, когда боги и смертные свободно общались: рассказы о раннем взаимодействии между богами, полубогами и смертными. 
    3. Период героев (героический период), где божественная деятельность была более ограниченной. Последние и лучшие из героических легенд - истории о Троянской войне и после нее (последние рассматривается некоторыми исследователями как отдельный четвертый период).

Если период богов часто  вызывает больший интерес у современных  студентов, греческие авторы архаичной  и классической эпохи отдавали явное  предпочтение периоду героев, установлению хронологии и записи достижений человека после того, как были разъяснены вопросы о возникновении мира. Например, героические Илиада и Одиссея  легко затмили прочие произведения, ориентированные на божественный период и по стилистике, и по популярности. Под влиянием Гомера "культ героизма" приводит к перестройке в духовной жизни, выраженной в разделении царства  богов и царства мертвых (героев), охотников и олимпийцев. Легенды использовали схему четырех веков Человека (или рас): золотой, серебряный, бронзовый и железный. Эти расы и периоды являются отдельными творениями богов, произошедшим в Золотом веке, под правлением Хроноса, который создал расу Зевса. В бронзовом веке появились герои, а Гесиод – поэт, рассказывающий об этом, считал, что сам он жил в железном веке – самом худшем, поскольку он был наполнен злом, что объясняется мифом о Пандоре, которая выпустила на волю все пакости, спрятанные в ящике. «Метаморфозы» Овидия также используют концепцию четырех веков Гесиода.   

Древняя Греция также имела  отдельные культы для районов  и даже поселений, где бытовали свои собственные культы, воспевающие  второстепенных богов. Во многих городах  почитали более известных богов, используя необычные местные  обряды и связанные с ними странные мифы, которые были неизвестны в  других странах. В героическую эпоху, культ героев (или полубогов) дополнил Геркулес. Геркулес (Геракл) – красивый, стройный, энергичный молодой человек, герой, которого Древняя Греция возвела в ранг святых. Он – смелый, сильный, очень волевой, в общем, почти идеал, недостатки которого – излишняя похотливость и прожорливость.

 

 

 

1.3.Выражение идеальной красоты через скульптуру

 

В период архаики развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи.

Искусство периода архаики  характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного  телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два  основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной  женщины (кора) с характерной, так  называемой архаической улыбкой. Кроме  того, появляются скульптурные многофигурные  композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая  условность изображения, статичность, торжественность.

Таким предстает перед  нами образ прекрасного человека, нашедший свое воплощение в статуях (куросах). Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног - выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела: широкие плечи, узкие бедра, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин "архаическая улыбка", глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.

Если в скульптурном изображении  мужской фигуры решалась проблема обнаженного  тела, то в женской - проблема задрапированного.

Коры - это были изображения  юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой - хитонами и пеплосом - как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, "архаическая улыбка" еле намечена. Как правило, коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень нарядная.

Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение  человека, сильного, энергичного, полного  достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором  нравственная красота неотделима от физической. И в этом смысле искусство греков V-IV в. до н.э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания.

В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство  скульптур дошли до нас в поздних  римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя "Дельфийского возничего", созданная около 470 г. до н.э. Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, лицо полно сдержанной силы, спокойствия, торжественности и благородства, линии лба, носа, бровей и губ безупречны по рисунку. Идеально прекрасный образ не лишен, однако, жизненности. В зрачки глаз были вставлены цветные камни, в результате его лицо обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса.

В это время достигает  расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую  эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия (середина V в. до н. э) - статуи "Афина - воительница", "Афина-Парфеносо для Парфенона в Афинах, "Зевс" - для храма в Олимпии; Мирона (V в. до н. э) - знаменитый "Дискобол", Поликлета (2-я пол. V в. до н. э) - статуя "Гера", выполненная из золота и слоновой кости, "Дорифор" "Копьеносец", "Раненая амазонка". (Скульптура Поликлета "Дорифор" настолько поразила современников гармонией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения). В сохранившихся фрагментах сочинения "Канон" Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.

Информация о работе Идеал человек в античной культуре и искусстве