Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:54, курсовая работа
Цель данной работы – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества и определить роль игрушки в жизни русского человека.
Объект исследования – русская народная игрушка.
Предмет исследования - игрушка в жизни русского человека.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3-6
ГЛАВА 1. Историко-культурологические ОСОБЕННОСТИ Возникновения ИГРУШКИ………….…………
7-14
1.1 История возникновения игрушки в мире ………………………...
7-10
1.2. Общая характеристика игрушек современности ……………....
11-14
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ИГРУШКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО НАРОДА ……………………………………...
15-21
2.1. Русская народная игрушка: движение от истоков к современности …………………………………………………………………
15-18
2.2. Роль игрушки в жизни русского народа ….………………………
19-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………
22-24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………...
25-26
Аристократическая французская игрушка до начала XIX века сохраняет характер произведения художественно прикладного искусства. Она хороша, но не для детей, так как им разрешено любоваться ею через стекло. Дешевые городские игрушки во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли. В XIX веке образовывается «Синдикат французских фабрикантов игрушек» для поддержки этой новой отрасли промышленности.
История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, драгоценной посудой, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.
Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки были делом кустарей. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Есть свидетельства, что уже в XIV в. здесь существовало производство деревянных игрушек. Производство игрушек осуществляется вместе с производством предметов домашнего обихода.
Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки.
Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше - смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.
1.2. Общая характеристика игрушек современности
Современные игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:
- по возрастному назначению (для новорожденных от 0 до 3 месяцев; для младенцев 4-5 - 12 месяцев; для детей 1-2 лет и т. д.);
- по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.);
- по воспитательному назначению, игрушки делятся на:
- сенсорные (до года - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные - калейдоскоп);
- двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
- общественно-бытовые и
- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки) [3, С.6-8].
Материалы, из которых делались древние, самые первые, игрушки, - кость и другие ткани животных, глина, солома - теперь не в чести. Что-то на современный взгляд оказалось не таким уж прочным, что-то - не таким уж безопасным, чего-то и днем с огнем не найти. Исключение составляет лишь дерево. Оно по-прежнему активно используется для изготовления игрушек. Однако из самого дешевого и доступного материала дерево в наше время превратилось в материал очень дорогой. Поэтому большинство современных игрушек сделано из различных видов пластмассы, резины, синтетических тканей.
Самая первая игрушка - это погремушка. Причем не та, которую берут в руки, а погремушка-подвеска. Наряду с традиционными подвесками-гирляндами, которые вешали в кроватки еще наши мамы, теперь появилась подвеска-карусель (ее еще называют «мобилем»), крепящаяся на одной из боковин кроватки и приводимая в действие рукой, потоком воздуха либо электрической батарейкой. К «коромыслам» таких каруселей подвешено, а на нитку гирлянды нанизано несколько разных или одинаковых небольших ярких игрушек - при прикосновении они звенят, а в некоторых каруселях еще и зажигаются лампочки, звучит негромкая мелодия. Существуют и подвесные одиночные погремушки, которые крепятся к боковине кровати, и вращающиеся погремушки на подставке, которые можно поставить на пеленальный столик, где малыш переодевается или принимает воздушные ванны. Все эти яркие игрушки будут привлекать внимание ребенка, сначала он научится концентрировать на них взгляд, потом станет следить за их движением, понемногу начнет тянуться к ним, и тогда придет пора новых погремушек - тех, которые можно взять в руку.
Также среди современных погремушек появляются погремушки прозрачные, у которых корпус игрушки бесцветный, а внутри - цветные пластмассовые шарики. Такая игрушка приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме. Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр, шарик). Разнообразие фактуры поверхности и набивки обогащает опыт ребенка различными тактильными ощущениями и способствует развитию подвижности пальцев.
Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им.
Популярны сейчас и погремушки, в основе которых лежит обычная связка ключей. Собранные на одном пластмассовом кольце три плоские однотипные игрушки разного цвета и разной формы дают ребенку представление о сходстве и различии, заранее знакомят его с предметами «взрослой» жизни, не говоря, опять-таки, о развитии мелкой моторики. Есть у них и еще одна функция: малыши с удовольствием «чешут» о них свои прорезывающиеся зубки [22, С.2-9].
Ребенок растет, и, постепенно вытесняя погремушки, в его жизнь начинают входить все новые игрушки. Звуковые игрушки - «пищалки» и разнообразные музыкальные игрушки - от мишки, способного рычать на разные голоса, до такой экзотики, как «мобильный телефон».
Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребенка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить. Зачастую такие игрушки для самых маленьких обладают способностью производить и звуковые эффекты, как, например, неваляшка. Всеми любимый мячик для детей этого возраста тоже нередко оснащается звуковыми эффектами: вы можете встретить как мячик-пищалку, так и некий «музыкальный шар» из пластмассы - если его толкнуть, он покатится, наигрывая разные мелодии. Малышам, делающим первые шаги, понравится каталка - игрушка на колесиках, повсюду следующая за хозяином, часто ее движение может сопровождаться различными эффектами (бабочка-каталка будет махать крыльями, собачка превратится в пирамидку и т.п.).
Конструктивные игрушки, такие как пирамидки, кубики, различные конструкторы, обычно рассчитаны на детей постарше, однако в специализированных магазинах можно найти и варианты, адаптированные к детям до года. В магазинах можно разыскать кубики для самых маленьких, они небольшого размера, сделаны из мягкой резины, снабжены пищалками, на каждой грани имеются рельефные изображения, которые ребенку будет интересно ощупывать, а некоторые из этих картинок еще и раскрашены.
Из вышесказанного видно, как нередко возникают затруднения при попытке отнести игрушку к тому или иному классу - зачастую игрушки объединяют в себе признаки и качества разных типов, становятся не просто функциональными, а многофункциональными: реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства.
В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.
Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.
ГЛАВА 2. Русская игрушка как часть культурного наследия русского народа
2.1. Русская народная игрушка: движение от истоков к современности
Создавая игрушки, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим. И в то же время самой знаменитой нашей стала игрушка, которая родилась отнюдь не в русской глубинке – это матрешка. Однажды матрешка побывала даже в космосе – космонавты взяли ее в кабину космического корабля. Все-таки хороша эта кукла, яркая, нарядная, смешная, а самое главное – затейливая. Вроде бы одна, а на самом деле – много.
Существует легенда, что с помощью матрешки русский крестьянин ответил на вопрос философа о том, как произошел человек. Кукла в кукле якобы символизировала то, что человек заложен в самом человеке. Но, как мы уже говорили, матрешка – не старинная русская игрушка. И даже нет единого мнения насчет того, как эта кукла появилась у нас в стране, самобытная она или заимствованная, называется лишь примерное время ее «рождения» - самый конец XIX века. Известно, что в 1900 году матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже [14, С.229].
Первые матрешки стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Вскоре на матрешку возникла мода, в Сергиевом Посаде образовались артели - матрешек точили из березы и липы, разрисовывали целыми семьями. Куклам придавался национальный колорит - девки и бабы в платочках, сарафанах, с хлебом-солью, с туесками и корзинками в руках, расписанные крупными цветами. Потом стали выпускать матрешек и с изображениями исторических и литературных персонажей. В 1913 году была выточена матрешка, содержащая 48 кукол. Такая поделка - большая редкость, требующая особого мастерства при изготовлении. За границу матрешек стали вывозить в начале XX века, там они стали очень популярны, особенно в Германии и Франции. В России возникали новые центры матрешечного дела, а в Германии немецкие фирмы производили подделки, выдавая своих матрешек за русские. Матрешка завоевала немало медалей и призов на международных выставках.
Однако в России существовали и другие, именно старинные народные игрушки. В давние времена в деревнях и селах, расположенных в лесистых местах, мастера промышляли резьбой по дереву.
В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Впоследствии вокруг Троице-Сергиева монастыря, ныне Лавры, образовался город Сергиев Посад. В этом городе, так же как и в окружающих его деревнях, развивался игрушечный промысел - особенно знамениты были богородские деревянные игрушки, изготовлявшиеся в старинном селе Богородском Владимирской губернии. Они создавались здесь на протяжении нескольких столетий. Искусство создания деревянной игрушки, как и вообще резьбы по дереву, основанное на традициях древнерусского искусства, передавалось от отцов и дедов сыновьям и внукам.
До наших дней дошли деревянные игрушки, начиная с XIX века, самыми ранними из них являются фигурки льва и собачки со щенком. Вообще-то деревянные игрушки были очень разнообразны, их украшала узорная резьба, и кроме фигурок зверей и птиц стали появляться маленькие сюжетные скульптуры-сценки - «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и тому подобное. Иногда скульптурки изображали сцены из басен и сказок.
Некоторые из богородских игрушек интересны тем, что в них с помощью простейших механизмов создается движение. Например, «Кузнецы» - если привести в движение планки, деревянные кузнецы начнут стучать по наковальне молоточками. Этой игрушке более 300 лет, и она стала символом Богородского игрушечного промысла. До сих пор богородские мастера продолжают свою чудесную работу над деревянными игрушками. На многочисленных выставках в различных странах их произведения не раз отмечались золотыми медалями.
Но это искусство, ставшее знаменитым на весь. А ведь были еще в самых простых крестьянских семьях самые простые игрушки - тряпичные. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка - юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста. Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия [20, С.1-9].