Игрушка в жизни русского человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества и определить роль игрушки в жизни русского человека.
Объект исследования – русская народная игрушка.
Предмет исследования - игрушка в жизни русского человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………
3-6
ГЛАВА 1. Историко-культурологические ОСОБЕННОСТИ Возникновения ИГРУШКИ………….…………

7-14
1.1 История возникновения игрушки в мире ………………………...
7-10
1.2. Общая характеристика игрушек современности ……………....
11-14
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ИГРУШКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО НАРОДА ……………………………………...

15-21
2.1. Русская народная игрушка: движение от истоков к современности …………………………………………………………………

15-18
2.2. Роль игрушки в жизни русского народа ….………………………
19-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………
22-24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………...
25-26

Вложенные файлы: 1 файл

Игрушка в жизни рус.чел.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………

3-6

ГЛАВА 1. Историко-культурологические ОСОБЕННОСТИ Возникновения ИГРУШКИ………….…………

 

7-14

1.1 История возникновения игрушки в мире ………………………...

7-10

1.2. Общая характеристика игрушек современности ……………....

11-14

ГЛАВА 2. РУССКАЯ ИГРУШКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО НАРОДА ……………………………………...

 

15-21

2.1. Русская народная игрушка: движение от истоков к современности …………………………………………………………………

 

15-18

2.2. Роль игрушки в жизни русского народа ….………………………

19-21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………

22-24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ   СПИСОК ……………………………...

25-26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но, несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

В словарях русского языка понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией [5, С.38].

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере - сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение.

Художественно-образное восприятие и отражение в игрушке окружающего мира шлифуется в коллективном творческом опыте. Отдельный игрушечник обычно становится носителем общей сложившейся традиции. Отсюда и вытекают особенности художественного языка народной игрушки. В отличие от произведений изобразительного искусства народная игрушка содержит чётко выраженную практическую, утилитарную функцию – игровую.

Народная игрушка является пространственным искусством. Она говорит на языке объёмных форм и в силу этого может восприниматься с разных точек зрения. Но она существенно отличается от монументальной скульптуры: не требует особого освещения и удаления на значительное расстояние от других предметов и зрителя. Народная игрушка интимна, лирична, задушевна. Она имеет камерный характер, в силу чего прекрасно воспринимается в мастерской игрушечника, торговом помещении, квартире, комнатах детского сада и школы. Но наиболее великолепна она в руках ребёнка.

Традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лён, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.

Народная игрушка существенно отличается от обычных детских потешек. Она является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему мир.

Степень научной разработанности темы исследования. Игрушка как часть духовной культуры народа в исследованиях охарактеризована с различных точек зрения. Игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер (Ю.Н.Борев, М.С.Каган, Г.Л.Дайн, В.А.Разумный, Л.Н.Столович) [10, С.21-29].

Игрушки имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки, что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума.

Л.Г.Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми».

Как известно, дошкольное детство - начальный этап становления личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н.Ф.Виноградовой, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и др., закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе. Поэтому огромное внимание в определении роли игрушки в воспитании дошкольников оказывали М.В.Крулехт, Ф.С.Левин-Щирина, Н.М.Михайленко, С.Л.Новоселова, А.П.Усова, Е.А.Флерина и др. [12, С.398-435].

Так, исследования Е.А. Коссаковской по вопросам игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, является материальной основой игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития [7, С.54].

Д.В.Менджерицкая, известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним [11, С.127].

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Г.А.Урунтаева, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Цель данной работы – дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества и определить роль игрушки в жизни русского человека.

Объект исследования – русская народная игрушка.

Предмет исследования - игрушка в жизни русского человека.

Задачами исследования являются:

- изучение истории появления первых игрушек в мире;

- краткая классификация современных игрушек по видам и возрастным характеристикам;

- выявление роли игрушки в жизни русского народа.

В исследовании были использованы следующие социологические методы:

-  контент-анализ (анализ документов по интересующей теме);

-  выборочный метод;

- метод анализа и синтеза;

- метод библиографической эвристики.

Глава 1. Историко-культурологические ОСОБЕННОСТИ Возникновения ИГРУШКИ

1.1 История возникновения игрушки в мире

Как и сегодня, первой игрушкой в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Были также трещотки наподобие утки, лошади или чаще всего свиньи, как эмблемы покровительства детям; внутри они были пусты, и в них лежали камешки или шарик, которые и воспроизводили шум.

Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть.

Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в начале первого тысячелетия до нашей эры. Известны кони-каталки, сделанные в V веке до н.э. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины. Образ коня передавался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов [6, С.48].

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь игрушки из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, можно увидеть изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы кукла не убежала из гробницы.

Античные Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере.

Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали и куклы-марионетки.

Судьба игрушек в средние века остается невыясненной. Первые сведения относятся уже к нарождающейся новой западноевропейской жизни.

Латинское слово для обозначения игрушек связано со словами шум, движение, без чего немыслимы почти все детские игры. Французы приблизительно до 1523 года называли игрушку словом итальянского происхождения (дитя), и только в 1523 году впервые встречается современное слово для игрушки.

В средние века производством игрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юры и примитивные ремесленники старого Нюрнберга. А Париж производил очень мало: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюрнберга. Этот город издавна представлял собою базар игрушек, рынок всего мира, с которым лишь отчасти соперничал Страсбург (он славился в особенности механическими и автоматическими игрушками).

Парижские игрушечники мало заботились о создании дешевой игрушки, предпочитая делать из гипса украшения, лепные работы и только изредка - кукол. Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса, которые разбивались при малейшем падении [4, С.11-14].

В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки, поскольку куклы эти были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими.

Информация о работе Игрушка в жизни русского человека