Игровые концепции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Игра - прежде всего свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивидууму как биологическая функция, а обществу нужна в силу заключенного в ней смысла. Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Игровая концепция культуры Й. Хейзинга……………...…………….5
Глава 2 Игровая концепция культуры Х. Ортега-и-Гассета…………………10
Глава 3 Игровая концепция культуры Г.Гессе………………………..………11
Заключение…………………………………………………………………….…14
Список литературы……………………………………………………………....16

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

Глава 3 Игровая концепция  культуры Г.Гессе

Среди теоретиков игровой концепции культуры особое место занимает немецко-швейцарский писатель Герман Гессе (1877-1962) и его роман «Игра в бисер», в котором автор сосредотачивается на решении трех основных задач:

1) глобальной критике  современной буржуазной культуры;

2) актуализации классического  культурного наследия;

3) постановке проблемы  мировоззренческого обоснования  культуры.

В «Игре в бисер» Г. Гессе рассказывает историю несуществующей провинции Касталии – царства порядка и гармонии! По сюжету книги, Касталия отделяется от большого мира по мере того, как этот мир предает забвению идеи Истины, Добра и Красоты и избирает для себя ложные пути развития. По мере того, как общество входит в эпоху духовного кризиса, названную Г. Гессе «фельетонной эпохой» – эпохой, приверженной глубокому индивидуализму, мещанской эпохой, главной чертой которой становится хаос, возникает неимоверный голод по истине и праву, тяга к разуму, к обузданию хаоса. И в водовороте крушения культуры рождается прекрасная Касталия.

Высшим занятием кастальцев является игра стеклянных бус. Это игра со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры – опытом, высокими мыслями и произведениями искусства, рожденными человечеством в его творческие эпохи, – всем, что последующие эпохи ученого созерцания свели к понятиям и сделали интеллектуальным достоянием. Игра в бисер охватывает весь духовный космос. Но свою законченную форму она обретает только в наше время. Современная культура не знает, что делать со своей духовностью, не может отвести духовности подобающее ей место и роль в системе жизни и государства. И Игра оказывается по ту сторону реальной культуры – замкнутый прекрасный мир, отчужденный от жизни.

Игра в самом широком смысле как явление культуры обладает способностью к воссозданию разнообразных смысловых ситуаций человеческой деятельности, и эта ее особенность соответствует поисковой направленности современной западной мысли. В Игре Г. Гессе сосредоточен, прежде всего, богатый опыт культурно-философского моделирования форм деятельности под знаком гуманистического идеала. Г. Гессе сам называет Игру стеклянных бус «символической и многозначительной формой исканий совершенства».

Модель культуры Г. Гессе основана на строгой духовной иерархии. Высший принцип провинции Касталия – стирание индивидуальности, подчинение отдельного лица Ордену. Г. Гессе не приемлет буржуазного индивидуализма. Еще более его возмущают шаблоны массовой культуры с ее пристрастиями к «биографиям», в которых подробно излагаются семейная история. Половая жизнь, пищеварение, сон героя и т.п. особого внимания для него достоин только тот, кто благодаря природе и воспитанию дошел до почти полного растворения своей личности в ее иерархической функции, не утратив, тем не менее, того сильного, свежего обаяния, в котором и заключается ценность и аромат отдельной личности. Конфликты, возможные между индивидом и существующей в обществе иерархией, служат, по словам Г. Гессе, пробным камнем, показывающим величие человека. В этой системе не одобряются мятежи, но почитаются фигуры трагические. Когда речь идет о людях действительно образцовых, о героях, интерес к индивиду, к имени, к внешнему облику и жесту представляется Г. Гессе естественным и дозволенным. Даже самая совершенная иерархия должна опираться на самобытные и свободные личности.

Как это ни странно, но модель культуры Г. Гессе не ориентирована на творчество. В Касталии (Педагогическом ведомстве) не поощряется создание новых художественных произведений, поскольку в современном хаотическом мире не может быть создано ничего ценного. Нетворческий эпигонский дух Игры обращен к культуре прошлого, с ее чистотой и благородством. И здесь встает важнейшая проблема толкования культуры – проблема герменевтики.

Г. Гессе пытается осмыслить кризис буржуазного сознания в пределах возможностей духовной культуры, не затрагивая коренных социальных устоев общества. Он не дает ответа на многие важные вопросы современности, но его неукротимая воля к истине, искренность и талант, безусловно, ставят его в первый ряд культурологов ХХ столетия.

 

Заключение

Игра - это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры - в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть не дурной не хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении “правил игры”. Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение “вне игры”, то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность — бескультурье и варварство.

Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ. Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте, а честная игра есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности . Нарушитель правил игры  разрушает и культуру . Для того чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру , оно должно быть чистым . Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм, предписанных разумом, человечностью или верой. Оно не должно быть сиянием, которым маскируется намерение осуществить определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера – радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность. Сегодня пропаганда, которая хочет завладеть каждым участником жизни, действует средствами, ведущими к истеричным реакциям масс, и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, не может рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как его фальсификация.

 

Список литературы

  1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений . – Ростов н\Д : изд-во « Феникс» , 2000.
  2. Хейзинга Й. Homo Ludens . М . , 1992.
  3. История и культурология. М., 2012. 
  4. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 2011.
  5. 2. Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,2013
  6. 3. Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 2013.
  7. 4. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 2011.
  8. 5. Богомолова Н.Н., "Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии". М.,2013.
  9. 6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 2011.
  10. 7. Гуревич П.С. Игра / Культурология.  XX век. Словарь. - СПб., 2011.
  11. 8. Гуревич П.С. Культурология. - М.. 2012.

 

 

 


Информация о работе Игровые концепции культуры