«Золотой век» русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 23:36, контрольная работа

Краткое описание

XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия — государственное переустройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты...
Цель контрольной работы рассмотреть теоретические основы целостное представление о развитии культуры России XIX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….
1. «Золотой век» русской культуры………………………………………..
Архитектура и скульптура………………………………………………….
Русская живопись……………………………………………………………
Театр и музыка………………………………………………………………
Русская журналистика………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.по культурологии.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Константин Андреевич  Тон (1794-1881) в своем творчестве попытался  возродить традиции древнерусской  архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, с которыми Тон не смог расстаться. Русско-византийский стиль Тона многим казался искусственным. В действительности же дело было пока еще в недостаточно глубоком освоении древнерусского архитектурного наследия.

Работы  Тона понравились Николаю I. Архитектор получил два крупных заказа для  Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство храма, задуманного в память избавления России от наполеоновского нашествия, растянулось на долгие годы. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы. Покровительство Николая I сыграло роковую роль для Тона и его наследия. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царствования. Именно этим объясняются резкие нападки Герцена. Не жаловали Тона и другие оппозиционно настроенные деятели. Поэтому после революции 1917 г. многие творения архитектора были разрушены. Уничтожение в 1931 г. храма Христа Спасителя стало символом разрушения памятников культуры. Не пришло лишь в голову взорвать два главных вокзала на железной дороге, соединяющей Москву с городом на Неве. Эти вокзалы - тоже творения Тона. Через них прошли миллионы людей. И хотя мало кто из них вспомнил Тона, дело Мастера продолжает служить людям.

Русская живопись

В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма.

Брюллов был связан с Академией всем своим  творчеством. Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой - и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены. Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из русской истории. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана Батория». На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город поляков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, и задача создания подлинно, национальных исторических картин была осуществлена не Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина, Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета, написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами лица и спокойным, задумчивым взором.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

Два замечательных  портретиста своего времени - Орест  Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Ореста,- вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

В рамки  академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал  будучи офицером-гвардейцем. Тогда  он делал веселые, озорные зарисовки  армейского быта. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями.

Лучшие  творения художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Театр и музыка

В театральной  жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В, них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.

Многие  талантливые русские артисты  вышли из крепостных. Михаил Семенович  Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800-1848) вырос в семье крепостного актера. В одной из статей Белинского подробно описано исполнение Мочаловым роли Гамлета. По словам Белинского, Мочалов «придал Гамлету гораздо более силы и энергии... и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели... должен иметь шекспировский Гамлет...». Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был В.А. Каратыгин.

Большим событием в театральной жизни  России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин.

В эти  же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). В творчестве Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) русское музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения (общие нормы гармонии, богатый и яркий западный оркестр), поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки.

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к  другой его опере – «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России тогда очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П. Мериме, композиторы Г. Берлиоз и Ф. Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки. Его перу принадлежит и ряд замечательных романсов. Пожалуй, наиболее известный из них написан на стихи Пушкина – «Я помню чудное мгновенье».

Пушкинский  сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Эта опера тоже встретила холодный прием у столичной публики. Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.

Глинка  и Даргомыжский не затмили обаятельно талантливых А.А. Алябьева, А.Е. Варламова  и А.Л. Гурилева. Композиторы-любители, они обогатили нашу музыку многими  очаровательными романсами. От них ведет начало русский городской романс, наивный и трогательный. В первой половине XIX в. русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

Русская журналистика

В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, «Вестник Европы») печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета «Казанские известия». Она просуществовала 10 лет. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости». Участилось издание детских и женских журналов.

Официальной газетой по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф.В. Булгарин издавал газету «Северная пчела». Она расхваливала правительство и во всем старалась угодить властям.

Среди русских журналов начала XIX в. особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный в 1802 г. Н.М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений, респектабельностью и высоким уровнем публикуемых материалов.

Ярким, но очень коротким оказался век у «Полярной звезды2, издававшейся А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.

В первые годы николаевского царствования преобладали журналы консервативного направления. Только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н.А. Полевой. Гордясь своим недворянским происхождением, он выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре. Журнал просуществовал 9 лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на драму Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла». «Телескоп», в котором сотрудничал Белинский, издавался Н. И. Надеждиным всего пять лет.

После закрытия «Телескопа» эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С. Пушкин в 1836 г. Через несколько месяцев он погиб. Журнал вскоре «захирел». Но в 1847 г. его возглавил Н.А. Некрасов, которому удалось привлечь к участию в нем И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. В «Современнике» печатались первые произведения Л.Н. Толстого (в том числе «Севастопольские рассказы»). Около года успел поработать в «Современнике» Белинский. Этот журнал стал его последним литературно-критическим поприщем.

В 1839 г. издатель и коммерсант А.А. Краевский  стал выпускать «Отечественные записки». На страницах журнала печатались произведения М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена. Особую популярность журнал приобрел в 1839-1846 гг., когда отдел критики возглавлял В.Г. Белинский. Студент, приткнувшийся в коридоре у окна и читающий «Отечественные записки»,- это обычная картина университетской жизни того времени. Чтобы прочесть свежий номер журнала, студенты записывались в длинные очереди. Однако в 1846 г. Белинский, не поладив с Краевским, ушел из «Отечественных записок», и журнал стал терять популярность.

Примером издания консервативного направления может служить журнал «Москвитянин», выходивший с 1841 по 1856 г. под общей редакцией М.П. Погодина. Сын крепостного крестьянина, он был известен как литератор, историк и археолог, профессор Московского университета. Однако Погодин не обладал деловой хваткой Краевского, и его журнал отличался большой неаккуратностью в издании и даже оформлении. «Москвитянин» мыслился как издание, проповедующее идеи «официальной народности», и создавался при содействии С.С. Уварова. Погодин вел полемику с петербургскими журналами, вообще с западниками, с писателями-реалистами, делая исключение лишь для Гоголя, который напечатал в нем несколько своих произведений. Сильной стороной «Москвитянина» была публикация источников по истории, фольклору, быту и обычаям русского народа, защита славянских народов Европы. Литературные разделы его были слабы, и журнал не пользовался популярностью у читателей. Не разделяя взглядов Погодина, в «Москвитянине» сотрудничали славянофилы, поскольку власти не позволяли им иметь своих органов. В 1850 г. в руководство журнала вошли молодые авторы Аполлон Григорьев, Александр Островский, Алексей Писемский и другие. Издание оживилось, но не надолго, и в конце концов «Москвитянин» был закрыт.

 

Заключение

Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.

Общественная  мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем  времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т.д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства  позволили раскрыть необъятный мир  человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России. [2. с. 357]

 

Список используемой литературы

 

  1. Александров В.Н. История русской культуры. - Минск, 2004.
  2. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учебное пособие. – М.: Юрайт, 1998. – 576 с.
  3. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.
  4. Сокол В.Б. Культурология: учебно-методический комплекс. – Тюмень: ТГИМЭУП, 2006. – 52 с.

 


Информация о работе «Золотой век» русской культуры