Золотой век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

В истории практически всегда культурный расцвет предшествовал глобальным изменениям в том или другом государстве. Не стала исключением и наша страна. "Золотой век" русской культуры завершился народными волнениями и приходом большевиков к власти. В то время формировалась идея о свержении старого строя. История культуры России в 19 веке характеризуется подъемом отечественного просвещения, расцветом различных видов искусства, величайшими научными достижениями.
Значительное влияние на развитие оказывала, по мнению ученых, социальная структура страны. В то время Россия считалась государством сословным.

Вложенные файлы: 1 файл

СРС13.docx

— 21.31 Кб (Скачать файл)

СРС № 13.

Русская культура.

  1. Золотой век русской культуры.

В истории практически  всегда культурный расцвет предшествовал  глобальным изменениям в том или  другом государстве. Не стала исключением  и наша страна. "Золотой век" русской культуры завершился народными  волнениями и приходом большевиков  к власти. В то время формировалась  идея о свержении старого строя. История культуры России в 19 веке характеризуется  подъемом отечественного просвещения, расцветом различных видов искусства, величайшими научными достижениями.

Значительное влияние  на развитие оказывала, по мнению ученых, социальная структура страны. В то время Россия считалась государством сословным. Сословные принципы присутствовали не только в государственной структуре, но и в законодательстве, положении  каждого подданного. Дворянство, являясь  первым сословием, наделялось привилегиями, которые закреплялись в "Жалованной грамоте". "Золотой век" русской  культуры немыслим без дворянской интеллигенции. Именно она с энтузиазмом подхватила провозглашенные идеи Французской  революции о свободе, братстве и  равенстве.

Большое значение в то время  имел рост промышленности, формирование новых капиталистических предприятий. Следует отметить, что в то время  не существовало официальных каналов  выражения мнения общественности представителям власти. Не были сформированы представительные учреждения, независимый суд, ответственное  правительство. Это подтолкнуло  народ к самовыражению посредством  культурных механизмов.

"Золотой век" русской  культуры – это, прежде всего,  развитие литературы. Этот вид   искусства стал неким способом  выражения общественного мнения. Главной фигурой того времени  стал Александр Пушкин. Вокруг  него возник круг талантливых  поэтов (Баратынский, Жуковский,  Батюшков, Тютчев). Своими произведениями  они создавали светлую атмосферу  чистой культуры. Литература того  времени распространяла понятия  нравственной независимости, учила  преодолевать сословные и классовые  ограничения.

В условиях растущих городов  важнейшей необходимостью для продолжения  прогрессирующего развития государства  становилось образование народа. Просветительские идеи о воспитании «полезных граждан» и «новых людей» воплотились в дальнейшем в сочинениях Бестужева  и прочих деятелей того времени.

"Золотой век" русской  культуры стал важным этапом  в развитиии  реализма, прежде всего, в литературе, а также и в других видах искусства. Все виды и направления русского искусства того времени несли след глубочайшей серьезности, искренности, проблемности  той эпохи.

При этом необходимо отметить, что высокое развитие интеллигенции, великолепное владение языком, большое  внимание ко всем богатствам народной жизни противостояло другой части  «обескультуренной» страны. "Золотой век" русской культуры, кратко говоря, отличался стремлением преодолеть пропасть посредством просветительской работы. В эту эпоху появились литературные гении (Чехов, Лермонтов, Достоевский и прочие).

Однако, разумеется, новые идеи воплощались не только в литературе. Активно проявлялся русский реализм и в изобразительном искусстве. Русские художники-реалисты старались максимально творчески и точно выразить правду  жизни общества. Художники в некотором роде шли за литературными деятелями, воплощая идеи   популярных романов того времени в живописных полотнах. Таким образом, создавалась некая художественная энциклопедия проблем российской действительности. Философски пытались объяснить свою эпоху такие мастера, как Васнецов, Иванов. Нестеров. Их обращение к сюжетам Библии стали своеобразным отражением нравственно-религиозных поисков великих русских классиков Толстого, Гоголя, Достоевского.  Деятели музыкального искусства, великие композиторы Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, опираясь на народное творчество, создали великолепные  образцы музыки - симфонии, оперы, балеты, которые принесли России мировую славу. Шедевры, созданные гениями 19 века, по праву сделали этот век Золотым веком русской культуры.

  1. Серебряный век русской культуры.

Серебряный век русской  культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает  с годом создания объединения  «Мир искусства», основания Московского  художественного театра (МХТ), где  была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки  из уже Советской России большой  группы философов и мыслителей. Краткость  периода вовсе не умаляет его  значимости. Напротив, с течением времени  эта значимость даже возрастает. Она  заключается в том, что русская  культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами  которого выступают односторонний  рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм, охватывающий главным образом символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.

Что касается русского авангарда, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Выражение и название «серебряный  век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его  придумали сами представители серебряного  века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком  стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный  голубь». Редактор журнала «Аполлон»  С. Маковский использовал его  для обозначения всего времени  начала XX в.

В самом названии имеется  некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство  тогда активно вторгаюсь в  общественную жизнь и политику. Оно  в полной мере соответствовало известной  формуле Е. Евтушенко: «поэт в  России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится  быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

  1. Советская культура.

Революционные события раскололи  интеллигенцию и творческую среду  на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач  в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы  народного образования. Отменена плата  за обучение, организована трудовая школа  из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. 6 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

 

В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа  организовывалась на дореволюционных  традициях. В сфере образования  запрещались все эксперименты. Оно  проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Изучалась история страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами  СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения  образовательного уровня рабочих созданы  системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические  и сельскохозяйственные вузы, широкое  распространение получило образование  без отрыва от производства. Применялась  практика получения образования  молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую  возглавил Н.И.Вавилов. Отделения  академии наук создавались в союзных  республиках и регионах РСФСР (создано  более 850 НИИ).

Большое внимание партийное  руководство уделяло оборонным  отраслям производства и научным  разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А.Морозов, М.И.Комкин, Ж.Я.Котин), самолетов (А.И.Туполев, С.В.Илюшин, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г.Грабин, Ф.Ф.Петров), стрелкового оружия (В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев). А.П.Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн. Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л.Капица, атомного ядра - И.В.Курчатов, Г.Н. Флеров и др.), физики полупроводников - А.Ф.Иоффе.

В середине 30-х годов в  культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами  стала масштабность, пышность, гиперболизированный  оптимизм.

Главной задачей «большого  стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить  в сознании народа стабильность и  силу советской власти. Он выражался  в массовых шествиях, парадах и  празднествах, где прославлялись  достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось  кинематографу. Плеядой талантливых  режиссеров и актеров кино создавались  произведения, которые сильнейшим образом  воздействовали на сознание и поведение  всего общества. Члены ЦК лично  просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись  исключительные блага, как и партийным  лидерам; формировалась зависимость  искусства от государства.


Информация о работе Золотой век русской культуры