Зарождение культуры в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:48, реферат

Краткое описание

Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Содержание

1. Введение 2
2. Основная часть
- История культуры 4
- Первобытная культура 7
- Периоды развития первобытного общества 10
- Теория культурогенеза 13
3. Заключение 17
4. Цитаты 19
5. Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

kulturologia (1).docx

— 43.64 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

(ВолгГТУ)

 

Кафедра истории, культуры и социологии

 

 

 

Реферат по культурологии

Тема:                    «Зарождение культуры в первобытном обществе»

 

 

 

Выполнила: студентка  группы АТ-116 Михалева Ю. С.

 

Проверил: ст. преподаватель Соловьева А. В.

 

 

 

 

Волгоград,  2011г.

План

1. Введение          2

2. Основная часть

   - История культуры        4

   - Первобытная культура       7

   - Периоды развития  первобытного общества    10

   - Теория культурогенеза       13

3. Заключение         17

4. Цитаты           19

5. Список литературы        20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Понятие культуры трудно поддается  однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные  стороны этого многогранного  явления. Целесообразно выделить три  главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной  самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение  к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом  и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.

  В настоящее время  понятие культура означает исторически  определённый уровень развития  общества, творческих сил и способностей  человека, выраженный в типах  и формах организации жизни  и деятельности людей, а также  в создаваемых ими материальных  и духовных ценностях [1, с. 292-293].

Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества.

Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род. Долгое время господствовали религиозные концепции, наиболее известной из которых является библейская, утверждавшая, что человек сотворен по образу и подобию Бога в 5508 г. до рождества Христова. В середине XVIII в. шведский естествоиспытатель Карл Линней попытался определить место человека в природе и выделил в составе млекопитающих отряд приматов. «Во всех классификациях данного отряда существует семейство гоминидов, куда, по мнению многих ученых, входят человек и его ближайшие предки. Для представителей семейства гоминидов характерны большой и развитый мозг, выпрямленное положение тела и походка на двух конечностях, подвижные кости, развитые большие пальцы. Современный человек образует вид sapiens рода Homo, который относится к семейству гоминидов отряда приматов». Время появления человека по этим гипотезам, и, соответственно, начала первобытности, относится к весьма отдаленным эпохам, начало которых колеблется в весьма широких пределах от 1 до 2,5 млн. лет назад. Наконец, в последнее время все чаще можно встретить гипотезу «космического» происхождения человека, по которой человек является не коренным жителем земли, а всего лишь пришельцем, явившимся из космоса в незапамятные времена. Разумеется, нельзя сказать точно, когда это могло быть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История культуры

История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.

Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” [2, Быт. 2:7]. Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” [2, Быт. 1:27], человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков.

Мировая культура – это  синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.

В соответствии  с конкретными  носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение  народной и профессиональной культуры.

Материальная культура – это культура труда и материального  производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура выступает  многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По содержанию и влиянию  культуры на человека ряд исследователей предлагает делить её на прогрессивную  и реакционную.

Исторически культуру связывают  с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура   направлена не на совершенствование  человека. Таким образом, критерием  культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.

Нижнюю границу первобытности принято проводить тогда, когда совершается переход к цивилизации, классовому обществу, одним из признаков которого в археологии считается наличие письменности. Это время не является единым для всей Земли. Так, народы Древнего Востока перешли эту грань более 5 тысяч лет назад, в то время как некоторые народности Африки и Южной Америки до сих пор живут на стадии первобытнообщинного строя. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. 

Мир культуры тесно связан с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области этологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первобытная культура

Первобытная культура постепенно разворачивалась  во времени и в пространстве, которые  осваивало человечество, проходя  определенные этапы отношений с  природой, но постоянно решая главную  задачу того времени — выжить и  продолжить свой род.

Первобытная культура была консервативной: любое новшество нарушало привычный  ход вещей и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или даже смертельными бедствиями. Кроме того, при небольшой продолжительности  жизни (средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог  быть значительным, а сменяемость  поколений была частой, поэтому выживание  зависело от точного воспроизведения  накопленного опыта. В этой связи  первобытная культура ориентировалась  на прошлое, старательно формировала  стереотипное поведение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, но происходили. Они  касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община.

Культура  складывалась  постепенно,  вместе  с   формированием   самого человека и человеческого  общества.  На  протяжении  сотен  тысяч  лет  мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали  различаться функции правого и левого полушарий.  Их  обособленная  работа  долгое  время была невозможна,  следовательно,  и  невозможно  и  абстрактное,  логическое мышление. Длительное время, как и у ребенка,  у  первобытного  человека  два полушария действовали нераздельно. На основе  именно  такого  типа  мозговой работы и формировалось  так  называемое  мифологическое  сознание.  В  таком сознании  творения  фантазии,  творческий  вымысел  не  отделяются  от  мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом  сознании,  мы называем синкретической.

    В родоплеменном  коллективе все существует в  неразрывном  единстве  –   у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна  прическа;  пляски, мифы,  обряды  –  одинаковые,  короче,  “я”  растворено  в  “мы”.  В   такой культурной  ситуации  всегда  преобладает  мир  фантазии,  воображения   над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие  от раздробленного, непостижимого в своих закономерностях  и  данного  только  в противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому  же  просто  пугающего  своей откровенной  враждебностью  человеку,  и,  наконец,  просто   как   наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.

    Второй   основополагающий   принцип   первобытной   культуры    –    ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта  каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и  способы  художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и  неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как  неписаный  закон,  освященный мифологическими представлениями.

    Миф – особый  способ объяснения мира,  в   котором  человек,  общество  и природа существуют нераздельно, понимаются как некое  синкретическое  целое. Миф  наделяет  единичные  события   символическим   значением   и   всеобщим характером.  Основная  задача  мифа  –  упорядочение  человеческой  жизни  – робкого ростка перед  лицом  могущественной,  загадочной,  властной  стихией природного мира.

    Мифы возникли  потому, что человек не мог  объяснить окружающий  мир.  Но мифы, в отличие от самого первобытного  человека,  не  остались  в  прошлом. Произошло   это   потому,   что   мифологический   мир   обладает    особой, универсальной,  очень  привлекательной  в   чисто   человеческом   отношении ценностью. Ведь никакое общество в  принципе  не  может  существовать,  если основная масса его граждан не  готова  выступить  на  его  защиту,  спокойно подчиняться его законам (какие  бы  мифологические  представления  лежали  в основе этих законов!), следовать его нормам,  традициям,  обычаям,  наконец, если она  не  испытывает  удовлетворения  от  принадлежности  к  миру  этого общества как своему миру.

Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это  кажется нам очевидным. Но, шаг  за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния  в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие  долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого  рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и  происхождение собственно человеческих институтов. Таких как семья, собственность, государство, - также итог длительного  процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого  общества.

Если говорить в широком этнографическом  смысле, культура и цивилизация слагаются  из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых  других способностей и привычек, усвоенных  человеком как членом общества. «Человек,- сказал Вильгельм Гумбольдт,- всегда всё ставит в связь с тем, что перед ним имеется» [3, с. 7]. Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение. Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что «никакая идея не может быть понята без её истории» [3, с. 7]. Эта фраза может быть распространена на культуру вообще.

Информация о работе Зарождение культуры в первобытном обществе