Деятели Краснодара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:27, доклад

Краткое описание

Фелицын Евгений Дмитриевич
История создания Кубанского войскового музея тесно связана с деятельностью известного регионального исследователя Евгения Дмитриевича Фелицына (1848-1903). Современники называли Фелицына "энциклопедией Кавказа", "живой летописью". О нем говорили, что он

Вложенные файлы: 1 файл

деятели.docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

Фелицын Евгений Дмитриевич 

История создания Кубанского войскового музея тесно связана  с деятельностью известного регионального  исследователя Евгения Дмитриевича  Фелицына (1848-1903). Современники называли Фелицына "энциклопедией Кавказа", "живой летописью". О нем говорили, что он "труженик, который вдали от главнейших центров науки единоначальным трудом, при ничтожных средствах накопил необходимый материал для создания священного здания науки". Е. Д. Фелицын — зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа. В июле 1879 года при его участии в г. Екатеринодаре был открыт Кубанский областной статистический комитет, первым секретарем которого становится Евгений Дмитриевич. Родился историк 5 марта 1848 года в семье военного в г. Ставрополе. Образование получил в Тифлисском военном училище. В 1873-м был направлен в Екатеринодарский конный полк в чине хорунжего и прикомандирован к штабу Кубанского казачьего войска. Через год его приписали казаком к станице Северской. В исторических источниках, литературе, прессе, воспоминаниях современников, отчетах Кубанского войскового музея обозначена дата создания музея - 1879-й. В этот период в отдельной комнате помещения Кубанского областного статистического комитета, на углу улиц Красной и Штабной, располагались коллекции предметов археологии, этнографии, палеонтологии и геологии, собранные Е. Д. Фелицыным и ставшие основой музея. Фелицын, выполняя обязанности офицера по особым поручениям Кубанского войскового штаба и Кубанского областного правления, совершил в 1878-1879 годах многочисленные поездки по Кубанской области, в Баталпашинский и Майкопский отделы, где и собрал самые первые экспонаты коллекции древностей. Это были археологические находки, предметы этнографии горских народов, карты, документы. Впервые он представил свои находки в 1878 году на выставке Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве. Его коллекция составила третью часть всей этнографической выставки. Организаторы высоко оценили труды Фелицына, наградив кубанского ученого золотым председательским жетоном. Впоследствии он становится членом комитета выставок этого общества. По описанию исторических документов, экспозиция музея состояла из двух разделов. Основной раздел представлял коллекции по археологии, этнографии, палеонтологии, зоологии, геологии, а также фотографии, карты, документы. Коллекция половецких баб располагалась во дворе статистического комитета. Фелицын собирал их в 70—90-х годах XIX века в станицах Кубанской области, сам организовывал их доставку во двор статистического комитета, зачастую на собственные средства. В 1896 году их было уже более двадцати. В начале XX века эти каменные изваяния экспонировались также во дворе Александровского реального учили­ща, на углу улиц Красной и Гимназической. В отчете Кубанского статистического комитета уже в конце 1879 года Фелицын поставил вопрос о выделении постоянного просторного помещения для войскового музея. В октябре-ноябре 1879 года Фелицын с действительными членами статистического комитета В. Сысоевым и Султаном Крым-Гиреем экспонировали новые коллекции музея на антропологической выставке в Москве. Вместе с этнографическими предметами быта горцев были представлены предметы казачьего быта. В исторических документах сохранилась первая опись предметов музея за 1879 год. В 1879 году при статистическом комитете создается библиотека, которая в начале XX века станет одним из отделов Кубанского войскового музея. В числе первых книг, купленных для нее, была "История Сибирского казачьего войска". В первые годы деятельности музей с помощью внештатных сотрудников проводил большую работу по исследованию археологических памятников, дольменов, древних христианских храмов, памятников старины Тамани, русских крепостей. В 1879 году Фелицын сделал зарисовки хаты, в которой останавливался в Тамани поэт М. Ю. Лермонтов. Особо ценные находки Е. Д. Фелицын отправляет в Петербург — в Эрмитаж и в Москву — в Российский исторический музей, а также в Кавказский музей в Тифлисе. В 1879 году Е. Д. Фелицын проводит археологические раскопки с членом Императорского археологического общества В. Беренштаммом в Екатеринодаре, на берегу реки Кубани, и вместе с учителем К. Живило в станице Григориполисской. В 1886 году участвует в археологической экспедиции Императорского археологического общества в вер­ховьях реки Кубани. Блестящим успехом увенчались в 1889 году раскопки кургана Карагодеуашх близ станицы Крымской. Найденные предметы IV века до н. э. из серебра, золота, бронзы были переданы в Эрмитаж. В 1892 году Фелицын был назначен председателем кавказской археографической комиссии, и его деятельность в основном сосредоточилась в Тифлисе. Он умер 10 декабря 1903 года в Кубанской войсковой больнице от воспаления мозга, а 12 декабря в Воскресенской церкви, на территории Екатеринодарской крепости, состоялась панихида. Священник Эмидинский произнес речь о заслугах Фелицына, о его бескорыстном и честном служении обществу. В сопровождении двух сотен Екатеринодарского полка и полкового оркестра Фелицын был погребен на офицерской части войскового кладбища. Ныне по ней проходит часть улицы Северной и стоят жилые дома по улице Бабушкина. "Фелица" в переводе означает вдохновение, озарение. Такой была вся недолгая жизнь кубанского историка. Определяя значение его деятельности для науки и края, один из сотрудников кубанского музея В. М. Сысоев сказал, что память об этом истинном патриоте "живет и служит образцом для высокой научной труженической деятельности". Сегодняшний музей является одним из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны, методическим центром для музеев юга России. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.

Коваленко Федор Акимович 

Краснодарский художественный музей получил свое исконное название: с апреля 1993 года ему присвоено  имя Федора Акимовича Коваленко. Это имя носила Екатеринодарская картинная галерея с момента основания в 1904 году до кончины своего создателя. Галерея послужила основой для создания музея, являясь очагом развития культурного движения на Кубани. Личность Ф.А.Коваленко (1866-1919) – живое воплощение человеческого деяния. 16 лет он возглавлял галерею, был ее директором, собирателем, активным пропагандистом и, в немалой степени, ее содержателем. По данным 1924 года в галерее насчитывалось 730 картин, 1400 других экспонатов (графика, декоративно-прикладное искусство, редкие книги) «… Мысль у меня о собирании коллекции… явилась после того, когда я был лишен всякой возможности поступить в художественную школу и быть художником, этому миновало уже слишком 20 лет… Я энергично, по мере возможности, начал приобретать сначала дешевые картины слабых художников, а после лучших… На покупку картин я утрачивал все средства. С той поры начато было и собирание литературных изданий, а по археологии – 5 годами позже,» - писал Коваленко в 1907 году в записке к кубанскому общественному деятелю и библиографу Б.М.Городецкому.

Концевич Григорий Митрофанович 

Родился 17 ноября 1863 года в станице Старонижестеблиевской. Собиратель народных песен Кубани, Адыгеи, хормейстер, педагог, композитор, автор учебных пособий по пению для школ края. В 1883 окончил Кубанскую учительскую семинарию, где познако­мился с нотной грамотой, приобрел навыки ведения уроков пения. Работал учителем Тенгинской станичной школы. С 1887 продолжил образование на регентских курсах Петербургской Придворной певческой капеллы. Ему посчастли­вилось общаться с педагогами-композиторами Балаки­ревым, Лядовым, Римским-Корсаковым, петь в учебном клас­се лучшие хоровые произведения русских и зарубежных авторов, слушать знаменитые хоры Агренева-Славянского, Архангельского, графов Шереметевых. Вернувшись в Екатеринодар широко образованным музыкантом, получает в 1892 приглашение на долж­ность регента войскового певческого хора, которую занимает до 1906. По его инициативе для хористов открываются общеобразовательная школа и специальное 2-классное училище, где певцы проходили начальный курс управления хором. Для учителей пения народных школ Концевич издает посо­бие "Школьное пение на два и на три однородных голоса" и сборник песен "Четыре времени года". Эти работы получили признание общественности. Первая из них построена по типу хрестоматийного издания и включает 48 детских песен разнообразного содержания. Вторая - собственные произведения хормейстера, написанные на стихи русских поэтов. Ее открывают песни о весне, а за­вершают песни о зиме. Между ними разместились "хоровые картинки" летней и осенней природы. Это не только обрисовка внешних природных черт времени года, но и выражение душевных настроений, пережива­ний. Производят сильное впечатление трехголосные хоры "Зимняя дорога", "Бесы" (на сл. Пушкина), "Несжатая полоса" (на сл. Некрасова), "Ах ты, степь моя", "Дуют ветры" (на сл. Кольцова), "Сиротка" (на сл. Плещеева). Есть у Концевича и произведения для мужских и смешанных хо­ров. К 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина компози­тор создает величальный хор "Памятник" (сл. поэта), а выдающемуся педагогу России К. Д. Ушинскому он посвящает кантату "Слава тебе и спасибо", исполнен­ную в Екатеринодаре 21 декабря 1914 г. большим хором из учителей, учительниц, учеников и учениц городского училища под управлением В. Ф. Акинина и удостоенную восторженных аплодисментов слушателей. Авторские произведения Концевича входили в репертуар войскового певческого хора, для которого он опубликовал в собственной обработке 200 песен черноморских казаков. Часть из них написана для трехголосного мужского хора, другие - четырехголосного смешанного хора, в котором партии двух верхних голосов исполняли дисканты - малолетние певцы, служившие в войсковом хоре. Из трехголосных обработок получили известность песни "Тыха Кубань, бережечкы зносить", "Задумала вража баба" (из двух выпусков), "Йихав козак за Кубань", "Ой, летив орел" (из пяти выпусков), а из четырехголосных - "Чайка", "Ой, Морозе, та Морозенку", "Выйшлы в поле косари" (из трех выпусков). Выделяются своими художественными достоинствам обработки из 7 выпусков ("Щедрык-ведрык", "Ой, ну, коте, да котыно", "Диду мий, дударыку"), в которых автор показал себя умелым мастером развития народно-песенного творчества. К 100-летию войскового певческого хора Концевич подготовил юбилейный сборник с обработками русских песен линейных казаков Кубани. В нем 20 произведений, основную часть которых составляют песни военного содержания: "Полно, брат­цы, вам, кубанцы", "Слышно, бьют тревогу", "Делибаш", "Черкесская песня" и др. Обращает на себя внимание обработка старинной казацкой песни "Не из тучушки ли ветерочек дует", где удачно используется распевность русской подголосочной полифонии. Помимо собирания и концертного исполнения песен, Концевич занимался исследованием народного музыкального творчества, выступал с докладами о местном фольклоре на заседа­ниях ОЛИКО. 5 апреля 1913 г. он выступил с обширным докладом о песенном фольклоре Кубани, его связях с украинской песней, рассказал о своей работе по собиранию песен в крае, рассмотрел их по жанрам, уделив особое внимание песням кубанских чумаков. Доклад сопровождался иллюстрацией произведений в исполнении войскового певческого хора. Спустя несколько месяцев в VI выпуске "Известий ОЛИКО" (печатного органа общества) появился очерк Концевича "Чумаки в народных песнях", в котором автор через пе­сенный материал описывает жизнь казаков, занимав­шихся в свободное время чумачеством, т. е. артельными поездками за рыбой, солью и др. товарами на Дон, Волгу, в Крым и Сальские степи. Заслуги Концевича в пропаганде фольклора были оценены современниками. В 1910 на Кубанской сельскохозяйственной и промышленно-этнографической выставке он был награжден большой серебряной медалью. В первой половине 30-х гг. Концевич занялся исследованием музыкального фольклора Адыгеи и записал в аулах более 200 народ­ных песен и танцевальных мелодий. С его именем свя­зано также открытие дирижерско-хорового отделения в музыкальном училище Краснодара (1935) и создание Кубанского казачьего хора (1937). Этот год оказался последним в жизни выдающе­гося музыкального деятеля Кубани. 30 августа он был арестован по ложному обвинению в покушении на И. В. Сталина и расстрелян. Реабилитирован 18 апреля 1989 г.

Кухаренко Яков Герасимович — первый кубанский литератор

Кухаренко Я.Г. – генерал-майор, атаман Черноморского казачьего  войска, первый на Кубани писатель, историк, этнограф. История не сохранила точных сведений о дате рождения Я.Г. Кухаренко. Наиболее вероятной датой является 1799 г. Так как в 1799 г. отец Якова Герасимовича служил в должности капитана Ейского окружного управления, то местом рождения Кухаренко вероятнее является город Ейск. Детские и юношеские годы Я.Г. Кухаренко совпали с тем временем, когда Черноморское войско еще только формировалось и когда в нем еще были свежи и ярки воспоминания о недавних порядках и вольностях, вынесенных основателями войска из Запорожской Сечи. Именно это обстоятельство и было причиной того украинско-патриотического и демократического настроения, которое служит наиболее характерной чертой его личности. 1 января 1811 г. Кухаренко поступил в Черноморскую войсковую гимназию. Основным запасом знаний писатель обязан скромному Екатеринодарскому училищу, превращенному неустанными усилиями замечательного педагога и публициста К.В. Российского в образцовое. 14-летним подростком Кухаренко поступил на службу сотенным есаулом в артиллерийскую пешую полуроту Черноморского казачьего войска и в течение 25 лет с 1814 по 1839 год постоянно находился на кордонной службе. Служба была боевая с постоянными тревогами и походами. В течение этого времени Кухаренко участвовал в 44 сражениях, в том числе во взятии Анапы во время русско-турецкой войны в 1828 г. О большой храбрости Якова Герасимовича говорит тот факт, что при его служебном положении он, мог бы уклониться от половины сражений. Но он не сделал этого. В октябре 1839 г. заканчивается первый, наиболее продолжительный период боевой службы Я.Г. Кухаренко. С этим периодом совпало и начало его литературной деятельности. Переменным в судьбе писателя стал 1834 г., когда войсковая администрация по случаю 40-летия образования Черноморского казачьего войска решает отметить это событие созданием первого свода документов, относящихся к его истории. Понадобились штатные летописцы, и выбор пал на командующего пешей артиллерийской ротой Якова Кухаренко. Видимо, уже тогда было известно в местном обществе о литературном даровании этого человека. Именно ему поручили возглавить творческую группу, работавшую в течение трех лет над первой летописью кубанских казаков. Работа получила название «Исторические записки о войске черноморском». Одновременно с «Историческими записками», Кухаренко написал этнографическую драму «Черноморский быт на Кубани между 1794-1796 годами». Действие драмы «Черноморский быт» происходит в самый ранний период жизни черноморцев на новых землях, и, несмотря на некоторую наивность композиции, дает ряд прекрасно написанных картин из жизни казачества. Новаторский характер пьесы привлек внимание современников. Живое участие в постановке и публикации драмы Кухаренко принимал Т.Г. Шевченко. 25 мая 1845 г. Кухаренко торопится поделиться радостью с Шевченко: «Таганрогская труппа играет мой быт...» В 1861 г., оказавшись по служебным делам в Петербурге, сам автор выступает в качестве режиссера на подмостках любительского театра, раздает роли репетирует. Однако довести дело до конца помешал срочный отзыв на родину. Зато в 1861 г. «Черноморский быт » был опубликован. Особая страница в жизни атамана Черноморского казачьего войска - дружба с украинским Кобзарем (Т.Г. Шевченко). Круг общения Шевченко, куда был вхож Яков Герасимович, дал возможность писателю познакомиться с такими литераторами, историками, общественными деятелями, как Писемский, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, П. Аненков, Н. Костомаров и. др., что не могло не сказаться на повышении литературного чутья и писательского мастерства Якова Герасимовича, мнением которого очень дорожил Т. Шевченко «... Я дорожу его мнением неподдельного самобытного земляка моего…» - записал Кобзарь в своем дневнике 1 июля 1857 г. Шевченко очень хотелось посетить своего друга в его далекой Черномории. Но так и не довелось встретиться друзьям «на казацкой Украине». Т. Шевченко будучи опальным поэтом был сослан на долгое время в Мангышлак (Казахстан). 26 февраля 1861 г. поэта не стало. Не намного пережил Яков Герасимович своего друга. 19 сентября 1862 г., по дороге из Черномории в Ставрополь Кухаренко был захвачен группой горцев в плен. 26 сентября генерал Я.Г. Кухаренко умер. Только 6 октября 1862 г. Кухаренко был похоронен на Екатеринодарском кладбище с подобающими воинскими почестями.

Концевич Григорий Митрофанович 

Родился 17 ноября 1863 года в станице Старонижестеблиевской. Собиратель народных песен Кубани, Адыгеи, хормейстер, педагог, композитор, автор учебных пособий по пению для школ края. В 1883 окончил Кубанскую учительскую семинарию, где познако­мился с нотной грамотой, приобрел навыки ведения уроков пения. Работал учителем Тенгинской станичной школы. С 1887 продолжил образование на регентских курсах Петербургской Придворной певческой капеллы. Ему посчастли­вилось общаться с педагогами-композиторами Балаки­ревым, Лядовым, Римским-Корсаковым, петь в учебном клас­се лучшие хоровые произведения русских и зарубежных авторов, слушать знаменитые хоры Агренева-Славянского, Архангельского, графов Шереметевых. Вернувшись в Екатеринодар широко образованным музыкантом, получает в 1892 приглашение на долж­ность регента войскового певческого хора, которую занимает до 1906. По его инициативе для хористов открываются общеобразовательная школа и специальное 2-классное училище, где певцы проходили начальный курс управления хором. Для учителей пения народных школ Концевич издает посо­бие "Школьное пение на два и на три однородных голоса" и сборник песен "Четыре времени года". Эти работы получили признание общественности. Первая из них построена по типу хрестоматийного издания и включает 48 детских песен разнообразного содержания. Вторая - собственные произведения хормейстера, написанные на стихи русских поэтов. Ее открывают песни о весне, а за­вершают песни о зиме. Между ними разместились "хоровые картинки" летней и осенней природы. Это не только обрисовка внешних природных черт времени года, но и выражение душевных настроений, пережива­ний. Производят сильное впечатление трехголосные хоры "Зимняя дорога", "Бесы" (на сл. Пушкина), "Несжатая полоса" (на сл. Некрасова), "Ах ты, степь моя", "Дуют ветры" (на сл. Кольцова), "Сиротка" (на сл. Плещеева). Есть у Концевича и произведения для мужских и смешанных хо­ров. К 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина компози­тор создает величальный хор "Памятник" (сл. поэта), а выдающемуся педагогу России К. Д. Ушинскому он посвящает кантату "Слава тебе и спасибо", исполнен­ную в Екатеринодаре 21 декабря 1914 г. большим хором из учителей, учительниц, учеников и учениц городского училища под управлением В. Ф. Акинина и удостоенную восторженных аплодисментов слушателей. Авторские произведения Концевича входили в репертуар войскового певческого хора, для которого он опубликовал в собственной обработке 200 песен черноморских казаков. Часть из них написана для трехголосного мужского хора, другие - четырехголосного смешанного хора, в котором партии двух верхних голосов исполняли дисканты - малолетние певцы, служившие в войсковом хоре. Из трехголосных обработок получили известность песни "Тыха Кубань, бережечкы зносить", "Задумала вража баба" (из двух выпусков), "Йихав козак за Кубань", "Ой, летив орел" (из пяти выпусков), а из четырехголосных - "Чайка", "Ой, Морозе, та Морозенку", "Выйшлы в поле косари" (из трех выпусков). Выделяются своими художественными достоинствам обработки из 7 выпусков ("Щедрык-ведрык", "Ой, ну, коте, да котыно", "Диду мий, дударыку"), в которых автор показал себя умелым мастером развития народно-песенного творчества. К 100-летию войскового певческого хора Концевич подготовил юбилейный сборник с обработками русских песен линейных казаков Кубани. В нем 20 произведений, основную часть которых составляют песни военного содержания: "Полно, брат­цы, вам, кубанцы", "Слышно, бьют тревогу", "Делибаш", "Черкесская песня" и др. Обращает на себя внимание обработка старинной казацкой песни "Не из тучушки ли ветерочек дует", где удачно используется распевность русской подголосочной полифонии. Помимо собирания и концертного исполнения песен, Концевич занимался исследованием народного музыкального творчества, выступал с докладами о местном фольклоре на заседа­ниях ОЛИКО. 5 апреля 1913 г. он выступил с обширным докладом о песенном фольклоре Кубани, его связях с украинской песней, рассказал о своей работе по собиранию песен в крае, рассмотрел их по жанрам, уделив особое внимание песням кубанских чумаков. Доклад сопровождался иллюстрацией произведений в исполнении войскового певческого хора. Спустя несколько месяцев в VI выпуске "Известий ОЛИКО" (печатного органа общества) появился очерк Концевича "Чумаки в народных песнях", в котором автор через пе­сенный материал описывает жизнь казаков, занимав­шихся в свободное время чумачеством, т. е. артельными поездками за рыбой, солью и др. товарами на Дон, Волгу, в Крым и Сальские степи. Заслуги Концевича в пропаганде фольклора были оценены современниками. В 1910 на Кубанской сельскохозяйственной и промышленно-этнографической выставке он был награжден большой серебряной медалью. В первой половине 30-х гг. Концевич занялся исследованием музыкального фольклора Адыгеи и записал в аулах более 200 народ­ных песен и танцевальных мелодий. С его именем свя­зано также открытие дирижерско-хорового отделения в музыкальном училище Краснодара (1935) и создание Кубанского казачьего хора (1937). Этот год оказался последним в жизни выдающе­гося музыкального деятеля Кубани. 30 августа он был арестован по ложному обвинению в покушении на И. В. Сталина и расстрелян. Реабилитирован 18 апреля 1989 г.

Посполитаки Евгений Иванович 

Посполитаки Евгений Иванович (1852, Темрюк – 06.03.1915, Москва), известный кубанский художник-педагог, популяризатор изобразительного искусства. По окончании Кубанской войсковой гимназии Посполитаки поступил в строительное училище в Санкт-Петербурге. Переход из училища в Академию художеств в 1873 окончательно связал его жизнь с искусством. Но спустя два года Посполитаки был исключен из академии за дерзкий поступок. Некоторое время жил в Москве. Следующий период жизни художника связан с пребыванием в Париже, где он учился в лучших художественных учебных заведениях. С 1881 года по 1899 он постоянный участник выставок, которые устраивало общество любителей художеств в Москве. Картину Посполитаки «К вечеру» (1877) приобрел П.Третьяков. Три произведения купил кубанский коллекционер Ф.А.Коваленко. 1 октября 1895 персональная выставка работ Посполитаки открылась в Екатеринодаре. Просветительская деятельность Посполитаки на рубеже XIX-XX вв. оставила значительный след в культурной жизни Кубани. С его именем связано открытие в Екатеринодаре школы рисования – первого частного художественного учебного заведения на Кубани. Открывая в 1898 году свою школу, художник руководствовался целью «распространять в обществе художников развитие и вкус». Школа располагалась на втором этаже его собственного дома (по ул. Красной, 34). Пятая часть слушателей училась за счет основателя школы. Отчетные выставки позволяли судить о росте молодых художественных сил. Среди выпускников этого учебного заведения были Г.А.Аветисьян, Я.Г.Гарбуз – художники, достигшие высокого мастерства и связавшие жизнь с Кубанью. Это начинание Посполитаки получило поддержку местных властей: с 1903 года городское управление стало выделять на развитие школы ежегодно по 1000 рублей. В 1894-1905 годы Посполитаки преподавал рисование в 1-ой женской гимназии. Его передовые взгляды на искусство отразились в статьях в местной печати, речах и лекциях. «Искусство как выразитель эпохи» - речь, сказанная Посполитаки на открытии выставки школы рисования в 1905 году, показывает его как глубоко увлеченного искусством, критически мыслящего течения, как импрессионизм. Искусство импрессионистов привлекало его своей недосказанностью, которая предоставляла простор творческому чувству зрителя. Излюбленной темой произведений Посполитаки были горные пейзажи. Некоторые из его работ хранились в Екатеринодарской картинной галерее. Посполитаки оставил заведование школой, передав ее на попечение своего ученика В.М.Ступникова, и осенью 1905 уехал с детьми а Париж, где продолжал работать над небольшими этюдами, пытался писать об искусстве. В августе 1914 года художник возвратился в Россию. Обосновался в Москве, где, серьезно заболев, умер. Вклад Посполитаки в культурное развитие Кубани долгое время не был осмыслен. Г.А.Аватесьяном ставился вопрос о присвоении Краснодарскому художественному училищу имени основателя первого на Кубани художественного учебного заведения. В Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А.Коваленко находится несколько работ Посполитаки.

Информация о работе Деятели Краснодара