Городская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – раскрыть сущность происхождения городской культуры.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Выявить сущность изучаемых понятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Зарождение городской культуры. Ее суть. …………………..................4
Глава 2. Городская литература…………………………………………………...5-6
Глава 3. Творчество жонглеров………………………………………..………..7-10
Глава 4. Зарождение театрального искусства…………………………………….11
Заключение ……………………………………..………………………...................12
Задание …………………………………………………………………………..13-14
Список использованной литературы………………………………........................15

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По  дисциплине: «Культурология».

На тему: «Городская культура».

 

 

 

 

Выполнила                                                                                       Самохина О. И.

Студентка                                                                                         1 курс, 4 поток

Специальность                                                                                Финансы и кредит

№ зачетной книжки                                                                        10ФФД11008

Преподаватель                                                                                 Гришин А. В.

 

 

 

 

Брянск-2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………................3

 

Глава 1. Зарождение городской культуры. Ее суть.   …………………..................4

 

Глава 2. Городская литература…………………………………………………...5-6

 

Глава 3. Творчество жонглеров………………………………………..………..7-10

 

Глава 4. Зарождение театрального искусства…………………………………….11

 

Заключение ……………………………………..………………………...................12

 

Задание …………………………………………………………………………..13-14

 

Список использованной литературы………………………………........................15

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 -

Введение

 

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения − ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам удавалось свергнуть власть синьора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие городской культуры, нации, становление системы образования.

Цель  контрольной работы – раскрыть сущность происхождения городской культуры.

Задачи:

    1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
    2. Выявить сущность изучаемых понятий.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 3 -

Глава 1. Зарождение городской культуры. Ее суть

 

           Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В  этот  период она была представлена  творчеством  “жонглеров”,  которые выступали  на  городских  площадях  как  актеры,  акробаты,   дрессировщики, музыканты  и  певцы.  Они  выступали  на  всевозможных праздниках и пользовались большой популярностью в народе.          Примерно с середины XII века  появляется городское театральное искусство в Англии. Но из-под церковных сводов на площади, действия разыгрываются уже не  на  латыни, а  на  французском   языке.   В   роли   же   актеров   выступают   уже   не священнослужители, а горожане; сюжеты пьес становятся все  более  светскими, пока  не  превращаются  в  сценки  из  обыденной  городской   жизни,   часто с доброй порцией сатиры.    Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об  углублении процесса развития городской культуры, было создание в  городах  внецерковных школ  −  это  были  частные  школы,  материально  от  церкви  не  зависящие. С  этого   времени  идет  быстрое  распространение   грамотности   в   среде городского населения. Появляется городская литература. [6, 108]

   Для  городской литературы характерно  реалистическое   изображение

городского повседневного быта различных слоев городского населения, а  также

появление сатирических произведений. Представителями городской литературы  в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века).       Развитие городской литературы свидетельствовало  о  новом  явлении  в культурной  жизни  западноевропейского  общества  −  городской  культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении  западной  цивилизации  в  целом.            XIV-XV вв. − период расцвета городской гражданской архитектуры. Богатые горожане строят большие, красивые дома. Феодальные замки постепенно превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей. Растет производство предметов роскоши, более богатой и яркой становится одежда знатных горожан. По мере роста капитала сословные различия между аристократами и простым народом начинают постепенно стираться. В то же время претерпевает изменения и социальное положение третьего сословия. Средневековая социальная структура общества все более разрушается. Все это отражает глубокий кризис средневековья. Постепенно наступает закат средневековой культуры. Отделение ремесла от земледелия и возникновение городов имели для развития средневековой культуры огромное значение. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских  элементов во всех сферах человеческого бытия.    Зарождение ранней городской культуры средневекового общества явилось важным переломным моментом в истории общества, ибо именно она нарушила многовековую монополию католической церкви. [1, 231]

 

 

 

- 4 -

Глава 2. Городская литература

 

      Городская литература XIV-XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В городской поэзии появились немецкие поэты − певцы из ремесленно-цеховой среды − мейстерзингеры. Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. [7, 39]

 В этот же период появляется  новый жанр городской литературы − прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.

Городская литература ХII-ХIII вв. была антифеодальной и антицерковной по своей направленности. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев, крестьян и представителей городского плебса.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии — швавтс). В ХII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. [4, 629]

Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально-смеховое театральное искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров — жонглеров, акробатов, танцоров, певцов, музыкантов, фокусников. Высшим проявлением площадной народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Явление народно-смеховой культуры позволяет по-новому осмыслить культурный мир Средневековья и обнаружить, что «мрачному» Средневековью было свойственно и празднично-поэтическое восприятие мира.

Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселые растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К ним и причислялись бродячие актеры и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость» и лицедейство. В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе, опутывая «сетями дьявольскими» свои жертвы.

Близка к городской культуре латинская поэзия вагантов − бродячих школяров (от лат. vagare − бродить). Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в XII-XIII вв. вся Европа.

 

 

 

- 5 -

В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны; они плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий) и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров. Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.

В ХV в. широкое распространение получают новые жанры театрально-поэтического искусства, например, фарсы − юмористические сценки, реалистически изображавшие быт горожан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 6 -

Глава 3. Творчество жонглеров

 

        Постоянными  носителями праздничного начала  в средневековом обществе были  странствующие актеры − профессиональные  потешники, развлекатели. Людей этого ремесла, получивших всенародную любовь, в письменных памятниках называли по-разному. Церковные авторы употребляли по традиции классические древнеримские имена: мим (mimus), пантомим (pantomimus), гистрион (histrio). Общепринят латинский термин йокулятор (joculator − шутник, забавник, балагур). Представителей сословия увеселителей именовали плясунами (saltator), шутами (balatro, scurra), музыкантами (musicus); последних различали по родам инструментов (citharista, cymbalista). Особое распространение получило французское название "жонглер" (jongleur); в Испании ему соответствовало слово хуглар (juglar); в Германии − шпильман (Spielmann), на Руси – скоморох. Все эти наименования − синонимы.

        ″Институт″  жонглеров не мог появиться  внезапно. Его история уходит  далеко в прошлое. Традиции театра  бродячих мимов не прерывались и после падения Западной Римской империи. Несмотря на запреты отцов церкви, преемственность площадного лицедейства сохранялась в Византии. В Англии уже с VIII в. постановления соборов запрещали священникам поддерживать мимов.

        Творчество  жонглеров расцвело во второй половине XI-XII в. вместе с развитием городской и придворной культуры. Оно стало популярным во всей Западной Европе от Средиземноморья до северных рубежей, что нашло отражение в памятниках романского искусства. XIII-ХV столетия − золотой век жонглерии. Простота профессии жонглеров не исключала известной специализации. Каждый в зависимости от способностей первенствовал в определенном виде программы. Разделение по жанрам прогрессировало с усовершенствованием и усложнением музыки и зрелищного искусства.

        Жонглеры, стоявшие  вне всякой иерархии, происходили  из разных сословий. Среди них  и их предков были разорившиеся  крестьяне, ремесленники, променявшие  свои инструменты на виолу  и арфу, безместные лирики, бродячие  студенты и даже обедневшие выходцы из родовитых семей. Пешком или в седле они скитались по свету: зимой ночевали в придорожных кабачках и на фермах, расплачиваясь песнями за приют и скудную пищу, а в теплое время года устраивались, где придется: на лесной опушке, у деревенской околицы или на рыночной площади города. Жизнь жонглеров отражена в их шуточных песенках:

"Ты так беден и жалко  одет...

Ходят шуты за глупцом,

Но опасна толпа их шальная.

Ветром фортуны гоним.

Любит слепой их богач…"

                                                    (Петрарка).

 

 

- 7 -

  Представителей племени кочующих развлекателей презирали как опустившихся бродяг, что шатаются день и ночь и не особенно разборчивы в выборе средств к пропитанию. Проповедники громили бродячий пестрый люд за безнравственность и грозили отлучением от церкви; покаявшихся гистрионов не допускали к причастию, их отказывались хоронить в освященной земле. Памятники германского законодательства объявляли актеров неправоспособными, хотя и не приравнивали их к ворам или разбойникам. Над ними могли учинить насилие без какого-либо возмещения.

На Руси в XV-XVI вв. "походных" (странствующих), скоморохов приравнивали к пропащим. Согласно Судебнику (1589 г.), величина бесчестия (плата за оскорбление) кочующему скомороху в 20 раз ниже, чем скомороху, проживавшему в определенной местности длительное время или постоянно. "Добропорядочные" люди осуждали безалаберную жизнь деклассированной средневековой богемы, но отнюдь не считали зазорным посещать ее разгульные сборища. [3, 293]

       "Низовым" жонглерам приходилось нищенствовать и голодать, их горькая жизнь была полна превратностей и унижений в ожидании "дара обеда или ужина". Обездоленных гистрионов почти не отличали от нищих, обреченных бродить по свету до старости.

        На выбор горемычного ремесла гистриона могло повлиять увечье или врожденное физическое уродство −  божье наказание.

И вот пришли под рождество

Три менестреля в дом его.

Все трое были горбуны.

                                                                        («О трех горбунах»)

        Карлика или  горбуна наделяли зловещими свойствами: подозревали, что они посвящены  в тайны ведовства и знаются  с нечистым. В "Церковной истории Испании" Евсевия согнутый дугой калека демонстрирует акробатические трюки обезьян. Положение низшей прослойки жонглеров никогда не улучшалось.

Хотя многие жонглеры странствовали в одиночку, взаимная поддержка и товарищеская сплоченность были важным условием их выживания. Жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек − участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу − главному кормильцу − помогала его подруга − танцовщица, певица. Профессиональные секреты зрелищного искусства отцы передавали сыновьям. Дети по стопам родителей с малолетства вступали в суровую школу скоморошьего ремесла. В течение многих лет, работая до изнеможения, они проходили курс ученичества, овладевали всеми тонкостями "науки". Благодаря семейной преемственности и упорному труду, из подростка формировался мастер своего дела − акробат, дрессировщик, музыкант. Промысел гистриона объединял людей всех возрастов: от детей и юношей на ролях учеников до бывалых старцев.

Информация о работе Городская культура