Городская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

Содержание

Введение 3
1.Зарождение городской культуры. Ее суть 5
2.Городская литература 7
3.Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства 10
Задание 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология - копия.docx

— 44.24 Кб (Скачать файл)

Жонглеры присматривались  к народным праздничным играм  в деревнях и городах, вслушивались в речь крестьян и горожан, в их поговорки, прибаутки и шутки, многое перенимали для своих ярких, веселых, остроумных зрелищ.

Все чаще и трубадуры стали  обращаться в своем творчестве к  жизни простого народа. Появлялись короткие музыкальные пьески – дуэты  о любви пастуха и пастушки под названием пасторелл (пастораль). Они исполнялись в замках и под открытым небом в сопровождении виолы или скрипки.

А на городских площадях раздавалось пение вагантов –  странствующих студентов, недоучившихся  школяров, веселых бродяг, извечных противников церкви и феодальных порядков. Собираясь компаниями, ваганты  затевали игры и песни. Часто они  расплачивались за хлеб и ночлег своими стихами.

И если рассматривать песни  вагантов, то они легкие и веселые, а уж если ваганты обрушиваются на кого-нибудь с обвинениями: например на служителей церкви, то призывают  все кары небесные на их головы. Стихи  вагантов - это отражение их души, их мировоззрения, их жизни. Ваганты  пели так, как жили, и наоборот. Ваганты  постоянно представляют себя служителями  Божественной музы, и посвящают свой божественный дар не только на хвалебные  песни, но и обличают пороки общества. Они ветряные поэты, создающие свои произведения во славу Господа, но также  любящие земную жизнь и воспевающие  её. Им и их поэзии близки образы богов  как христианского, так и языческих, а также образы ангелов и примеры  из обыденной жизни. В поэзии вагантов всё колеблется от самого возвышенного стиля до едкой сатиры, причём в  первом случае речь может идти о  каком-нибудь будничном событии, а  во втором о встрече с ангелами. Нельзя сказать, что их поэзия-поэзия крайностей, но она так же разнопланова, как и их жизнь. 5

Церковь не в силах была искоренить народные зрелища: представления  жонглеров, пение вагантов, карнавалы, масленичные игры.

Чем больше запрещала церковь  веселье и смех, тем больше народ  шутил над церковными и религиозными запретами. Так, после поста, установленного для всех верующих, бывало, горожане представляли шуточные сражения ряженых: Пост в рясе монаха, протягивал тощую  селедку, упитанный бюргер (Мясоед, Масленица) держал в руке жирный окорок. В потешных сценах побеждал, конечно, Масленица.

Церковники быстро поняли силу воздействия этих театральных  зрелищ на массы и стали создавать  свои представления – «действа», наполненные религиозным содержанием. В них наглядно, в лицах, на положительных  и отрицательных примерах верующим внушались религиозные идеи: о  необходимости соблюдать заповеди, подчиняться своему господину, церкви и королю.

В храмах разыгрывались поначалу немые (мимические) сцены. Жесты без  слов были понятнее народу, чем латинский  язык богослужений.

«Действа» становились все  многолюднее и богаче. Перед глазами  завороженных зрителей проходили, оживая, персонажи «священного писания». Одежды для «артистов» подбирались  тут же, в церковной ризнице. Пришло время, и герои этих представлений  заговорили на родном языке зрителей.

В таких представлениях, кроме священнослужителей, обычно исполнявших  роли бога, богородицы, ангелов, апостолов, участвовали и горожане: они играли отрицательных персонажей – сатану, чертей, царя Ирода, Иуду-предателя  и др.

Самодеятельные актеры не понимали, что жест, действие, пауза  могут заменить слово. Действуя, они  в тоже время объясняли каждое свое действие, например: «Вот я положил  нож…» Проговаривали артисты  свои роли громко, нараспев. Для изображения  разных мест действия – неба, ада, Египта, церквей, дворцов – строились  в один ряд «домики» разных видов, и исполнители перемещались из одного в другой, по ходу «сценария» объясняя, где они находятся и куда направляются. Все это наивный зритель воспринимал  в полном восторге.

Такие представления требовали  большого «сценического» пространства. Их пришлось вынести за пределы церковного здания, на рыночную площадь. Тогда  средневековый театр и стал поистине массовым. Весь город сбегался смотреть представления. Приезжали жители и  соседних деревень, и дальних городов. Правители городов, стремясь показать друг перед другом свое богатство  и могущество, не жалели средств, устраивая  пышное представление, которое длилось  зачастую по нескольку дней.

С развитием средневековых  городов и торговли во второй период средних веков театр постепенно выходит из-под власти церкви, становясь  «светским», мирским (священники и монахи назывались духовными лицами, а люди, живущие «в миру» (дворяне, крестьяне, торговцы), - мирскими). Для светского  театра заказывали иные пьесы, авантюрные (приключенческие). В них действовали  все те же святые, грешники и черти, но черти уже напоминали ловких и  сметливых торговцев, хитрых дельцов, изображаемых актерами-горожанами с  явной симпатией.

Самой главной формой средневекового театра еще долго оставались мистерии – огромные пьесы, игравшиеся от 2 до 25 дней подряд. Случалось, в них было занято более 500 человек. Сохранив сюжеты священного писания, мистерия перешла  на жизненное, бытовое их истолкование; в ней уже были штрихи будущей  светской драмы. Для создания мистерий требовался особый автор – драматург, а для ее постановки – режиссер. Мистерия была величественным представлением, не ограниченным временем и пространством. В мистериях показывали создание Земли, звезд, Луны, воды, всего живого, изгнание из рая Адама и Евы  и т.д. Но в этих пьесах было много  житейских подробностей.

Театр мистерий возник в  Италии, в Риме. С 1264 г. их ставили  в цирке Колизее. Сто лет спустя мистерии ставятся в Англии и Франции.

С появлением мистерии изменилось положение актеров. Конечно, их ремесло  по-прежнему не считалось почетным, но мистерию ценили несравненно выше представлений жонглеров или  актеров-кукольников.

В XIII в., когда на площадях европейских городов самодеятельные актеры продолжали еще ставить громоздкие мистерии из «священной истории», уже  родились светские, настоящие профессиональные пьесы. Во время представления мистерий в перерывах между действиями разыгрывали веселые короткие сценки, вовсе не связанные с содержанием  мистерий. Их называли фарсами (от нем. «фарш» - начинка). Постепенно короткие вставные номера объединялись вместе и получались связные веселые  пьесы. За ними так и сохранилось  название «фарс». Нередко горожанин  – автор фарса высмеивал жадное духовенство, «невежественных дураков», крестьян, мешавших успешной торговле, тщеславных рыцарей, изображая их разбойниками с большой дороги. А подчас темой  фарса была жизнь собственного города, его персонажами – соседи и  семья автора.

Фарсеры разыгрывали и  сатирические сценки-соти. В этом жанре  выступали не бытовые персонажи, а дураки, шуты.

С XIII в. широкое распространение  получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей  нравоучительный характер. Персонажи  пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими  драмами, исполняемыми профессиональными  актерами. Прямолинейность и назидательность  морали сохранились, но усиление комического  элемента, введение в представление  музыки создавало форму народной драмы.

Лишь позднее, в конце  средних веков театр стал профессиональным: над пьесами начали работать писатели, а ставить – профессиональные актеры и режиссеры, которые получали за свой труд плату, которой уже было достаточно, чтобы прокормить их семьи.

Театр вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.

 

Задание

Начиная с XII в. в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно разнообразие жанров: это и героический  эпос, и рыцарская литература (романы и поэзия), и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни (фаблио), и поэзия вагантов и др.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в XII-XIII вв.

В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос (т.е. сказания, имеющие  реальную историческую основу) и фантастический эпос, более близкий к фольклору, сказке.

Эпические произведения XII в. получили название «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой  устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами-жонглерами.

Самыми знаменитыми были «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) и «Песнь о  Нибелунгах» (Германия), в которых  главными являются патриотические мотивы и чисто «рыцарский дух».

В рамках рыцарской культуры в XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и  рыцарская поэзия. По стилю и технике  рыцарские романы резко отличаются от героического эпоса. В них видное место занимают монологи, в которых  анализируются душевные переживания  героев, живые диалоги, изображение  внешности действующих лиц, подробное  описание обстановки, в которой протекает  действие.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской  культурной среде (после завоевания Англии нормандскими феодалами в 1066 г.). Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов – Артура (V-VI вв.), о его славных рыцарях  Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов были поиски святого Грааля – чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь распятого Христа. Эта чаша, как гласит легенда, обладает чудотворной силой и доставляет блаженство тому, кто удостоится ее видеть. Только рыцарь непобедимой храбрости и лишенный всяких пороков может проникнуть в неприступный замок, где хранится чаша.

Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в XI в. был  французский поэт Кретьен де Труа. Он также пересказывал легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих  «романах в стихах».

Рыцарский роман отразил  рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к  человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление  о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский Прованс  стал родиной поэзии трубадуров, возникшей  при дворах феодальных сеньоров. В  этом виде куртуазной поэзии центральное  место занимал культ дамы. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в то же время изысканностью  и утонченностью. Основными чертами  этой поэзии были также элитарность  и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культового действа.

Известнейшими трубадурами XII в. были Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнейль и Бертран де Борн. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции  процветала поэзия труверов, в Германии – миннезингеров (певцы любви), в  Италии – поэтов «нового сладостного  стиля». Любовная лирика трубадуров способствовала повсеместному распространению куртуазной культуры в Западной Европе.

Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). XIII в. – расцвет городской  литературы. В XIII в. начинает клониться  к закату рыцарская литература. Следствие  этого - начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие  от рыцарской начинает интенсивные  поиски новых идей, ценностей, новых  художественных возможностей для выражения  этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. Горожане хорошо видели многие недостатки феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе в виде сатиры. Горожане, в отличие  от рыцарей не пытались идеализировать окружающую действительность. Наоборот, мир в освещении горожан представлен  в гротескно-сатирическом виде. Они  намеренно гиперболизируют негатив: глупость, сверхглупость, жадность, супержадность.

Наиболее популярным жанром городской литературы был жанр реалистической стихотворной новеллы, называемый во Франции  фаблио, а в Германии шванк. В них  действуют новые литературные герои - горожане и крестьяне, с их сметливостью и здравым смыслом. Они не борются  ни с великанами, ни с чудовищами - они борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического  бытового изображения. Они позволяют  заглянуть и в покои богатого купца, и в лавки торговцев, и  в мастерскую ремесленника, и в  огород крестьянина, где растет капуста.

Близка к городской  культуре латинская поэзия вагантов – бродячих школяров.

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень  дерзкой, осуждающей церковь и духовенство  и воспевающей радости земной вольной жизни. В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны (в отличие, например, от провансальской поэзии трубадуров); они плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий) и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Мне самой более интересен  рыцарский роман. Рыцарский роман  как жанр начинался с античных сюжетов, но вскоре для воспевания подвигов потребовался новый материал - свои походы и свои герои, мужественные рыцари и страстные любовники. Герои  новых эпосов приобретают авантюрно-куртуазные черты. И при этом роман сам  по себе претендует на достоверность, потому что описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания.

Информация о работе Городская культура