Глобализация и плюрализм культуры. Христианский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

Мой интерес к проблеме мультикультурализма прошел некоторую эволюцию. Еще несколько лет назад я начала заниматься проблемой глобализационных процессов, которые вызывали у меня сложное отношение: они и привлекали, и одновременно пугали.
Глобализация является многоаспектным и сложным явлением и со

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 58.33 Кб (Скачать файл)

Глобализация  и плюрализм культуры.

Христианский  тип культуры.

 

Введение

Глобализация и плюрализм культуры это одна из важных проблем современности. Материал взят из журнала “Личность и культура”. Цель работы разобрать проблему глобализации и плюрализма культуры.

 

Глобализация  и плюрализм культуры.

 

 

  Мой интерес к  проблеме мультикультурализма прошел некоторую эволюцию. Еще несколько лет назад я начала заниматься проблемой глобализационных процессов, которые вызывали у меня сложное отношение: они и привлекали, и одновременно пугали.  
    Глобализация является многоаспектным и сложным явлением и содержит как привлекательные, так и отталкивающие грани. Привлекательность ее связана, например, с высокой степенью свободы, которую получает человек в своей деятельности, в возможности передвижения и обмена информацией. Примером же тех проявлений глобализации, которые вызывают страх, может послужить американизация культур и утрата национальной самобытности. 
    Мне было интересно понять, существуют ли, или возможны ли иные формы глобализации, помимо вестернизации (распространения ценностей западного общества) или американизации (соответственно, расширение американского общества и его культуры до территории земного шара)? Удивительно для меня было обнаружить, например, что еще одной формой глобализации является антиглобализм, хотя это и звучит парадоксально. Но движение борьбы против глобализации по сути является не чем иным, как попыткой заменить глобализацию капиталистическую (подчинение национальных государств транснациональному капиталу) глобализацией социалистической (подчинение всего капитала некоему мировому государственному аппарату, планетарному правительству с социальными, а не предпринимательскими приоритетами). 
    Одним словом, я делала попытки с научной точки зрения (в частности, матричным методом) разобраться в том, является ли глобализация благом или злом (эти материалы были неоднократно опубликованы. Однако все мои долгие и мучительные размышления закончились в том момент, когда я в телевизионных новостях услышала, что талибы, воюя с американцами, пользовались американскими шампунями, мылом и т.п. В этот момент мне стало понятно, что говорить о пользе или вреде глобализации достаточно бессмысленно, поскольку это в любом случае неизбежный процесс, как бы мы его ни оценивали, положительно или негативно. Говорить о том, противостоять ей или не противостоять, бессмысленно. Поскольку глобализация все равно будет происходить, и деваться от этого некуда, я хотела поговорить немного о том, каким образом может осуществляться процесс глобализации, о ее потенциальных (и уже реальных) формах.  
    Постановка проблематики, в попытках найти пути разрешения которой возникла концепция мультикультурализма, носит сугубо социокультурный характер, и грубым примером того сложного круга проблем, который приходится решать, является терроризм. Уже стало "общим местом" в СМИ, кухонных разговорах и интернет-форумах соображение, что "если бы США не бомбили арабов, мусульманские фундаменталисты не взорвали бы WTC". Террористические акты многими воспринимаются как ответная защитная реакция на вторжение чужих ценностей и правил в местную, "свою" культуру. 
    Таким образом, мы столкнулись с ярким выплеском агрессии, который выразил в себе конфликтную ситуацию огромного масштаба - конфликт культур. Перечислю возможные пути разрешения данной конфликтной ситуации. 
    1. Уничтожение всех носителей (живых и вещественных) иной культуры. Например, физическое уничтожение всех мусульман, буддистов, евреев и проч. - путь "арийской расы" и "очищения" земли от иных представителей человечества, кроме тех, кто обладает достаточной силой для осуществления такого геноцида. Однако этот вариант может быть и более мягким - уничтожение только самих культурных традиций и норм, американизация: США как наиболее сильное государство на данный момент может навязать всем остальным (более слабым в технологическом, военном, экономическом отношении) странам свою точку зрения на жизнь: либеральные ценности, ценности протестантизма и т.д. 
      2. Закрытие границ между культурами. 
    В этом случае понадобится и жесточайшая охрана этих границ, что избавит более слабые общества от вторжения культур (присущих более сильным обществам), вместе с тем это избавит более благополучные общества от притока менее обеспеченных групп. Однако этот путь отказывается от ценностей свободы человека, а кроме того, лишает благополучные общества возможности извлекать из слабых обществ природные ресурсы (сырье, интеллект, культурные артефакты, генофонд и т.д.). 
    3. Бездействие ("пустить на самотек").  
Этот вариант приведет к продолжению войн, терроризма и проч., поскольку наступление транснационального капитала на территории иных этносов определено финансовые интересы корпораций. 
    4. Поиск путей и способов согласования культур. 
Именно этот вариант представляется мне наиболее перспективным, наиболее разумным и человечным, т.е. наиболее приемлемым выходом из этой конфронтации. 
    Однако в этом случае, прежде всего, надо уточнить, что такое культура. В социологии принято давать такое определение: "Культура - набор ценностей и вытекающих из них норм и правил поведения в некотором социуме". Следовательно, согласование культур означает согласование ценностей. Ценности основаны на верованиях и носят иррациональный (Следует отметить, что рациональность как принцип опоры на разум в решении любых вопросов есть также одна из ценностей, принятая иррационально: если выйти за рамки самого по себе рационализма, то нет никаких оснований для предпочтения разума другим средствам (сторонам жизни) человека) характер, определяя поступки людей. Основной принцип согласования культур - включение, а не исключение. Поскольку ценности носят для человека вне сознательный, императивный характер (Культура - вековой способ адаптации данного этноса к его условиям жизни и представляет собой весьма глубокое психическое образование, почти сравнимое с инстинктом: как человек не замечает, как он дышит, так же он не замечает, что при оценке любых явлений и планировании любых своих действий он исходит только из своей усвоенной в детстве культуры.), то единственный путь такого согласования - признать важность каждой ценности, входящей в каждую из всего многообразия культур. 
    Создание "полного списка" всех ценностей ставит проблему потенциального конфликта ценностей, а значит, диктует необходимость выработки приоритетов, иерархии ценностей либо правил сосуществования культур. 
    В самом деле, какая из ценностей должна стать важнее в случае их конфликта:  
  • для одних (европейский гуманизм) важнее всего человеческая жизнь; 
  • для кого-то (буддизм) важнее всего жизнь любого существа, и эти люди ходят, разметая перед собою пыль, чтобы случайно не наступить на насекомое; 
  • для других (кавказские горцы) на первом месте - честь; 
  • еще для кого-то нет ничего важнее праведной жизни и рая (ислам); 
  • есть люди, заботящиеся, прежде всего, о сиюминутных наслаждениях и в них видящие смысл жизни (гедонизм, Эпикур); 
  • наконец, для некоторых главенствующую роль в жизни играет обогащение и накопление (протестантизм). 
    Список можно продолжать, наверное, бесконечно. Достаточно указать пример полинезийского племени, в котором важнее всего в жизни - свиньи. Ведь именно они веками обеспечивали жизнь племени, свинья стала священным объектом в их жизни, потому что она позволяла им выжить. 
    Что касается правил сосуществования культур, то возникает вопрос: по каким правилам в той или иной ситуации применяется та или иная культура (следовательно, то или иное право, законы, обычаи...)? 
    Западным ответом на проблему измерения и соотнесения значимости ценностей является "всеобщий эквивалент" - деньги. Это рациональный, статистический ответ, однако проблема взаимодействия людей гораздо сложнее статистики. 
    Выработка иерархии ценностей означает возврат к проблеме, и, следовательно, необходимость создания и поддержания жестких границ для различных культур и этносов - их носителей. Создание анклавов - закрытых "резерваций" для всех культур, не желающих объединяться в глобальное мировое сообщество либерального характера. Тот, кто хочет жить в этой культуре, может приезжать в этот анклав и там реализовывать эти ценности. За пределами этого анклава данные ценности, скажем так, будут оцениваться ниже, чем некоторые другие. Но создание анклавов приводит к проблеме с правами и свободами, которые сами по себе являются для ряда этносов ценностью. 
    Второй вариант - пытаться выработать правила, договоренности в рамках общей культуры, некую глобальную хартию ценностей или этический кодекс, в котором все культуры будут каким-то образом описаны, сведены в единый перечень, и будет выстроена иерархия в соответствии с какими-то принципами. При этом необходимы такие правила, которые обеспечили бы не только реализацию экономических интересов корпораций, но и интересов человечества как совокупности всех людей, т.е. существ, наделенных разумом и душой. 
    Мультикультурализм, в сущности, означает как раз выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, социальном, экономическом поле. Коротко можно сказать, что мультикультурализм - это один из ответов на вопрос: что будет происходить с отдельными национальными (этническими) культурами в эпоху глобализации. 
    Как философия и практика сосуществования культур мультикультурализм позволяет решать даже не столько глобальные проблемы, сколько трудности взаимного сосуществования представителей отдельных народов в одном городе, районе, на одной лестничной клетке. Но здесь есть, на мой взгляд, и неразрешимая проблема: для кого-то может быть самостоятельной ценностью неучастие в таких правилах и уничтожение всей планеты, людей, иноверцев, инакомыслящих, еретиков, брюнетов, всех больных насморком и т.п. Что делать в таком случае? Распространять ли на такие этносы идею "Красной книги" для культур, следует ли сохранять их так же, как мы сохраняем редкие, пусть даже очень опасные виды животных? Либо их следует уничтожить ради обеспечения выживания других? 
    Мне представляется, что в разработке такого рода правил и, что гораздо важнее, в распространении и ассимиляции этих правил среди различных обществ немалую помощь могут оказать методологии маркетинга, рекламы и PR, разработанные на основе законов психологии и физиологии, которые действуют для большинства населения нашей планеты. Ведь саму мысль о создании такой иерархии или о создании таких правил согласования культур необходимо "продвигать". Для того чтобы люди занялись согласованием своих ценностей, необходимо, чтобы сама мысль об этом проникла в их мозг. Именно здесь, как мне представляется, огромную роль должны сыграть СМИ как одно из средств развития и изменения культуры.

 

 

 

Заключение

Для решения  этой острой проблемы нет однозначного ответа. Глобализация это неизбежный процесс, которая только набирает обороты, но с другой стороны это приводит к конфликтам между радикально настроенными слоями населения. Я считаю, что глобализация это естественный процесс, но нужно  поддерживать и не забывать про этнические и др. меньшинства, сохраняющих и поддерживающих свою идентичность в обществе, уважать их самобытность и религиозные ценности. Поиск путей и способов согласования культур. 
Именно этот вариант представляется мне наиболее перспективным, наиболее разумным и человечным, т.е. наиболее приемлемым выходом из этой конфронтации. 

2. Христианский  тип культуры.

Введение. 
       В наше время, особенно в нашей стране, модно называть себя христианином, верующим, быть крещеным человеком, ссылаясь на определенные атрибуты (например, носить крестик на груди), на свою национальную принадлежность (русский, значит православный), либо на соблюдение определенных ритуалов, существующих в данной конфессии (посты, Великий Праздник Пасхи и т.д.). Но большинство из людей «христиане и верующие» потому, что такими были их отцы и деды, или – так надо, и, наконец, все так живут. Все же на уровне нашего подсознания, интуитивно понимаем, что Высший разум существует. И многие люди реально приблизились к доступному и мудрому Священному Писанию, увидели его смысл, узнали характер Всемогущего Бога. Оказывается, в нашем современном мире возможно найти многие ответы на многочисленные вопросы, ровно как многие вещи останутся в тайне (возможно для нашего блага). 
       Мы, люди, абсолютно свободны в своем выборе добра или зла. Очень часто поступаем «не по христиански»: женщины идут на аборты, чиновники берут взятку, киллер идет на дело и говорит «С Богом!». Самое парадоксальное – совершающий злой поступок живет по жизни с оговоркой «потом замолю». Так все - таки Высший Разум существует, если есть что замаливать? И перед Кем? А христианами мы когда становимся? Когда одеваем на себя крест или когда прощаем ближнего своего до семидесяти семи раз и более? 
       Попытаемся разобраться, откуда берет свое начало христианство, каковы его истоки и какими «узами» оно связано с Римской империей, какие особенности имеются у христианского вероучения, и почему данная тема нас невольно приводит к «Живому Слову» и памятнику культуры – Библии.

Истоки христианства, его связь  с иудаизмом и судьба в Римской  империи. 
Христианство (от греческого слова christos - "Помазанник", "Мессия") зародилось как одно из направлений иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга и иудеев и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них равнозначной Ветхому Завету). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди народов других государств. 
 
       Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам свой путь спасения: уход от испорченного, греховного мира, спасение через веру. Высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" противопоставлялось сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.  
       Для всего человечества Бог посредством людей представил Священное Писание, как путеводитель к истине, ключ к спасению: «Все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…». 
       Также Бог явил Себя и Свою волю в Божьем Посланнике – Христе. Отсюда и происходит значение «христианство», а христиане, соответственно, есть последователи Христа-Мессии.  
       Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. 
       Однако история первоапостольской Церкви развивалась драматично. В период ее существования, борьба между «силами добра» и «силами зла» как никогда разгорелась настолько яростно, что последователи Христа преследовались язычниками как дикие звери на охоте. «Язычники предвидели, что если Евангелие победит, то идольские храмы и жертвенники будут уничтожены, поэтому они сплотили свои ряды и объявили христианам войну» Исторические факты повествуют, что гонения, начавшиеся еще при Нероне, приблизительно со времени мученической смерти апостола Павла, продолжались с большей или меньшей силой в течение долгих столетий.  
       «Наконец большая часть христиан согласилась с выдвинутыми условиями, и, опустив свое знамя, пошла на союз с язычеством. Хотя идолопоклонники и объявили себя обращенными христианами, но, по-прежнему придерживались своих языческих обычаев, с той только разницей, что заменили предметы прежнего поклонения на образ Иисуса, Его матери и других святых. Частью христианской веры необоснованно стали ошибочные учения, суеверные обычаи и ритуалы. Христианская религия осквернилась, и церковь утратила свою чистоту. Однако были и такие христиане, которые продолжали оставаться верными истине и поклонялись одному лишь Богу». 
       Следующим этапом в развитии Церкви становится «тайна беззакония», когда простоту и кротость Христа и Его учеников сменили величие и гордость языческих жрецов и правителей, а Божественные установления - человеческие измышления и предания. Влияние греховного мира под видом праведности проникло в Церковь. Христиане ликовали, когда император Константин в начале IV столетия принял крещение. Но обращение было формальным. Языческие учения и вера так называемых последователей Христа соединились в единое целое. Примером тому служит и устранение Библии – Закона Божьего, и поклонение иконам и «святым мощам», и замена истинного дня поклонения Богу, отдыха и покоя - субботы на воскресенье. Император Константин установил своим указом всеобщее соблюдение воскресного дня во всей Римской империи. День солнца, который почитали язычники, в то же время стал праздноваться и христианами. К тому же политика императора была направлена на то, чтобы соединить противоречивые интересы христианства и язычества. Но из сердца истинных христиан не возможно было вырвать соблюдение Закона Божьего, одну из заповедей – «помни день субботний, чтобы святить его». 
       Далее известно, что в VI столетии папство прочно утвердилось в мире и римский епископ назначен главой всей Церкви. И Церковь сделала еще один шаг на пути своего возвышения, когда в XI папа Григорий VII объявил о непогрешимости римской Церкви. Он выдвинул одно из положений, что Церковь никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться. Но Библия опровергает данное заявление. В свою очередь политика Рима заключалась в том, чтобы уничтожить всякое суждение, противоречащее официальной доктрине. Рим постарался уничтожить всякий след своего жестокого обращения с раскольниками. Папскими соборами было установлено сжечь огнем все книги и материалы, содержащие записи о преследованиях. И никто, казалось, не мог противостоять могуществу Рима. 
       Но среди тех, кто оказал папской власти самое решительное сопротивление, первое место по праву занимают вальденсы. Находясь вдали от Рима, вальденские христиане могли спокойно исполнять Закон Божий. Они первые в Европе осуществили перевод Священного Писания и за сотни лет до начала Реформации читали Библию в рукописных списках на своем языке. Имея истину, они стали особенно ненавистны римской Церкви. Но ни долгие преследования, ни сжигание на кострах не смогли сломить их веру.  
       Благодаря распространению истины о Боге вальденсами, во многих странах были посеяны семена «чистой» веры – веры без «примесей» человеческих ритуалов и обычаев. Так со временем появились «всходы» особых духовных перемен – Реформации.  
       В XIV столетии одним из первых реформаторов был Джон Уиклиф вестник реформ для всего христианского мира. Его слово протеста против Рима положило начало борьбе, которая привела к духовному освобождению не только отдельных людей, но и целые церкви. Его образованность, знание многих наук, исследование Библии привели к посвящению его жизни служению Христу, проповеди открытых ему истин. И, несмотря на нападки врагов и многочисленные затруднения, связанные с распространением Благой вести, Уиклиф совершил великую работу – Библия впервые была переведена на английский язык. Обращение к разуму людей вывело их из состояния безвольного подчинения папским догмам. Благодаря трудам Уиклифа от многих заблуждений католицизма отреклись такие известные личности как Ян Гус из Богемии, Иероним из Праги, а также ревностный и преданный своей вере сын немецкого крестьянина Мартин Лютер. Одним из великих реформаторов по праву можно назвать американца Уильяма Миллера, который с искренним рвением стремился к познанию истины. Именно он проповедовал о ключевом моменте земного пути человечества - о Втором пришествии Христа. Основываясь на том, как исполнялись пророчества в прошлом, Миллер пришел к выводу, что подобным же образом исполнятся пророчества, касающиеся будущих событий. 
       Труды реформаторов не были напрасны – они побудили умы людей к исследованию основания веры и отвержению всего того, что, хотя и широко принято в христианском мире, но не основывается на Священном писании. Результат их работы - рост церквей, а неугасающее желание – помочь людям обратиться к Богу.  
       До настоящего времени нам известны различные вероучения, существующие конфессии, церкви, но самым непостижимым и самым изучаемым было и остается христианство во всех его проявлениях.

Особенности христианского вероучения и христианский тип личности. 
       Как мы уже знаем, античный человек ощущал себя частью космического целого. Столкновение собственных мотивов, драму собственных страстей он списывал на борьбу обожествленных мировых сил. А что сочетает в себе христианин? О каком практическом христианстве не хотелось бы умалчивать?  
       Нравственный пафос Евангелия состоит о том, чтобы дать человеку почувствовать свое истинное предназначение. Человек призван искать свой высший смысл, свою высшую правду не там где он есть только часть целого, а там, где он есть личность. А личность обретает свою подлинную опору, свое подлинное сокровище не в мирских власти и богатстве, а в сокровище духа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если человек не согласен поступиться собственной личностью, то он должен жить так, как будто он «не от мира». Иисус говорил о своих учениках: «Они не от мира, как и Я не от мира». Человек не должен порабощаться живущим внутри него грехом, но «всегда с молитвой и прошением» обращаться к Вечному Богу для «прощения грехов», для преобразования себя самого.  
          Основание личной и общественной морали четко прослеживается в Законе Божьем - Десяти Заповедях, являющихся особенностью истинного, не притворного христианства. Слова Иисуса своим ученикам ясно звучат и для современных христиан : «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Закон никто не отменял, а наоборот, Христос на Кресте утвердил, запечатлел Своей кровью каждую йоту Закона. Поэтому каждая из Десяти Заповедей актуальна и в настоящее время. Истинный христианский тип личности воспринимает заповеди как нравственные нормы и не считает их исполнение тяжким бременем. В них определены две самые главные сферы отношений человека: отношение к Богу – Создателю и отношение к другим людям. Закон был дан Израилю, начертанный на каменных скрижалях после его освобождения из египетского рабства и принципы данного Закона существовали изначально и были известны человеку от сотворения мира. Первые четыре заповеди призывают людей признать исключительное право Всемогущего Бога быть для них единственным Божеством и открывают Божью волю относительно того, каким образом они должны поклонятся Богу и почитать Его. В том числе человек призывается святить седьмой день, субботу, в знак признания того, что Господь является Создателем неба и земли, всего, что наполняет их и - человеческого рода. Другие шесть Заповедей определяют отношения человека к человеку. Истинный христианин способен пребывать в послушании этим великим принципам, совершенствуя характер, ощущая мир с Богом и ближними, и свидетельствуя о том, что спасение – это Божий дар. 
       Почему открываем для себя новый образ христианства, не тот, который позволяет человека якобы верить в Бога и совершать разрушающие его самого же грехи?! Потому как в этом нет счастливой составляющей для человека. А по-настоящему счастливым человек может стать, живя нравственными принципами, и, стремясь помочь каждому находящемуся рядом и нуждающемуся человеку, занимая активную социальную позицию.

Библия – памятник культуры мирового значения. 
       Библия ( греч. Biblios – книга) - самая удивительная и самая читаемая из существующих в мире книг. Переведена на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории  была Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил  Гуттенберг на своем печатном станке. Первые Библии были написаны на непрочном  материале и до изобретения печатного станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. Библия, или Священное Писание, представляет  собой собрание  древних   текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве. Библия – это не одна книга, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. 
       Книги Библии делятся на две группы: Ветхий и Новый Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю: « Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…. Поставлю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение Земли». 
       Древнейшая, по времени создания  и большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из  тридцати девяти книг.  Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие ( Пятикнижие). Она признается и в иудаизме, и в христианстве. Другая часть Библии признается только христианами  и называется «Новый Завет». Состав авторов Библии разнообразен. Их разделяли сотни лет и тысячи километров. Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей, придворных, священников, пророков, раввина живущего изготовлением палаток, и врача не еврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими  фрагментов Библии, так  что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии  принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы (гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует  о грехопадении человека и о великой любви Бога, который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество.     
       Пятикнижие, в том виде в каком оно дошло до нас, представляет собой целостный историко-литературный памятник и вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения монотеизма (религия, признающая единого Бога). В Ветхом Завете (Книга Исход) формулируются первые Десять нравственных христианских  Заповедей (декалог) Моисея, в которых отражены правовые установления и нравственные принципы, которые возвестил Бог для всего человечества от создания мира до его конца. Согласно Библии, эти Заповеди Бог возвестил Моисею на третьем месяце путешествия по пустыне  на Горе Синай. Заповеди явились условием союза народа с Богом и Его покровительства. Десять нравственных принципов, требований, легли в основу Моисеева законодательства и до наших дней остаются актуальными. Нравственные и правовые заповеди Моисея регламентировали отношения человека к человеку, предполагая ценность каждого. И в этом усматривалась печать Бога, желавшего, чтобы люди относились друг к другу по-человечески.    
       Важнейшим источником христианства являются книги Нового Завета, в число которых, прежде всего, входят четыре Евангелия (греч. Evangelion- благая весть, благовестие): от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Это повествования о земной жизни Иисуса  Христа, о его служении людям, чудесах, смерти (распятии) и воскресении. Эти книги считаются  боговдохновенными,  т.е. написанными хотя и людьми, но «движимыми Святым Духом». В книгах Нового Завета  предельно четко ощущается ценность Любви  как сильнейшего чувства, как космической силы, как смысла жизни. Все Десять Заповедей «красной нитью» проходят» по всему Новому Завету и ни малейшим образом не упраздняются, а наоборот, еще прочнее утверждаются: первые четыре Заповеди отражают любовь к Богу - «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и всем разумением твоим», остальные шесть подтверждают любовь к людям: «Возлюби ближнего своего как самого себя» 
       Неудивительно, что нет такой области человеческого знания, такого понятия, которое  бы, так или иначе, не затрагивалось в Библии. Интересно сгруппировать в виде списка те многочисленные понятия, которые авторы Библии используют в Писании, после чего становится ясно, что оно удовлетворяет все наши жизненные запросы. Рассмотрим следующие примеры:  
1)Спасение доступно каждому человеку: « Священные Писания … могут умудрять тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2 Тим. 3:15). 
2) Содержать себя в духовной чистоте возможно с юных лет: « Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему». (Пс.118:9). 
3) Истина открывается людям через исследование Слова Божьего: « Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина ( Иоанн 17:17). 
 4)На всякий случай жизни люди имеют мудрое Руководство: «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118: 105). 
5) Служение обществу, свобода от грехов приносит радость: «И было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер.15:16). 
       Этот список можно продолжать  и Библия дает ответы на все случаи жизни. «Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования  и знания раскрываются до высшей степени, ничто не  может заменить Библию, она - основа всякого образования и всякого развития!»- сказал Гетте. Поражает взаимосвязь библейских повествований с реальными фактами науки; основополагающие принципы различных наук, изложенные  в Священном Писании,  могут быть легко понятны. Библия изобилует научно точными высказываниями и многочисленными свидетельствами реального сотворения. 
Например. Первый закон термодинамики, возможно, лучше известен как закон сохранения энергии. Энергия  не может ни создаваться, ни уничтожаться. Первый закон термодинамики заверяет нас, что в  настоящее время ничто не создается и не разрушается. Истина, которую он выражает, была сформулирована в конце первозданного творения (Бытие 2:1) 
После того, как Бог за шесть календарных дней закончил сотворение мира и превратил все  созданное во вселенной в полностью отлаженную функционирующую систему, то на седьмой день – субботу Он «отдохнул». Он прекратил свою работу (т.е. энергию) по сотворению и ввел ныне действующий принцип «сохранения» того, что создал (закон сохранения энергии). 
       Многие научные законы были записаны в Писании за тысячи лет до того, как современные ученые признали их таковыми.    Огромное влияние Библия оказала на такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, поэзия.  
       Уже более двух тысячелетий миллионы людей обращаются в Библии в дни страданий или радости, Библия - источник и подлинной нравственности, и познания мира, и самопознания.

Заключение. 
       Христианство как нравственное вероучение раскрывает идеал универсального человеческого поведения и существования, создает целостное мировоззрение и мироощущение людей. В основе христианства - учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям для служения им, заповедал законы праведной жизни и принял за искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. 
       Несомненно, Великим Даром для людей было и до сих пор остается Вечное Слово Бога – Священное писание, которое открывает величественные и мудрые истины, одновременно оставаясь во многих вопросах загадочным и непостижимым, чтобы постоянно вызывать неподдельный интерес к Высшему Разуму.

 

Источники

  1. журнал "Личность и культура" (г. Санкт-Петербург) главный редактор Надежда ПОКРОВСКАЯ
  2. ru. Wikipedia. Org
  3. http://hristianstvo.dljavseh.ru/
  4. Библия. М., 1994.

 


Информация о работе Глобализация и плюрализм культуры. Христианский тип культуры