Виртуальная реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:02, доклад

Краткое описание

Во второй половине XX века появилось виртуальная реальность. Идея виртуальности возникла почти одновременно, с разницей около 20 лет, сразу в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств существования. В области компьютерной техники появилось понятие виртуального объекта (например, виртуальная память). В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом, посредством головного шлема, представляющая летчику информацию о полете и боевой обстановке. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. И, наконец, был придуман термин "виртуальная реальность", ставший возможным благодаря стремительной компьютеризации человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 20.45 Кб (Скачать файл)

1. Понятие виртуальности  и виртуальной реальности.

Во второй половине XX века появилось виртуальная реальность. Идея виртуальности возникла почти одновременно, с разницей около 20 лет, сразу в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств существования. В области компьютерной техники появилось понятие виртуального объекта (например, виртуальная память). В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом, посредством головного шлема, представляющая летчику информацию о полете и боевой обстановке. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. И, наконец, был придуман термин "виртуальная реальность", ставший возможным благодаря стремительной компьютеризации человечества.

Такая реальность создается  влиянием интерактивного стереоскопического изображения на пользователя. При  этом у человека возникают совершенно новые, никогда еще не переживаемые, ощущения и восприятия. Сегодня в  результате активной рекламной компании по продвижению виртуальных систем на рынок термин "виртуальная  реальность" стал в массовом сознании ассоциироваться именно с компьютерами, породив идею "киберкультуры" и реальное движение "киберпанк". Это в своем роде новое философское  направление, рассматривающее отношение  к реальности как объективной, так  и новой, не исследованной, виртуальной.

Представляется интересным рассмотрение данного явления, представляющего  собой целый "мир" со своими правилами  и законами существования, с философской  точки зрения. Актуальность и значимость этого изучения не вызывают сомнений. Кроме того, сущность нового явления, столь безудержно захватившего многие умы, не была определена в полной мере до сих пор ни в психологии, ни в философии. Исходя из этого, цель данной работы видится в определении  понятия новой категории, ее особенностей, свойств и характеристик. Также  необходимо проанализировать психологический  аспект виртуальности, и, наконец, наиболее важно пояснить исследуемый термин, как философское понятие.

Для того чтобы оценивать  виртуальность разумно рассмотреть  некоторые аспекты этого явления  и его особенности, а также  учение, которое посвящено данному  явлению.

Иногда виртуалистику  понимают как новую научную дисциплин, воспринимая термин "виртуалистика" по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика, генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя "предъявить" объект изучения. Но любая из наук, право на существование  которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а, по крайней  мере, с совокупностью разнородных  объектов, принадлежащих той или  иной реальности. Правда, вопросы о  своем объекте подчас пытаются разрешить  и признанные науки. Но это точно  так же, как если бы механика и  термодинамика спорили о том. что является "истинным" предметом  физики.

Виртуалистика не является наукой. Виртуалистика представляет собой  подход, который может быть использован  в любой научной дисциплине. Принципиально  нового в признании существования  реальностей разного типа, т.е. несводимых друг к другу, в рамках одной и  той же науки нет. Например, в физике признается существование и вещества, и поля, существование взаимодействия разного типа (сильного и слабого  и т.д.)

Виртуалистика любит парадоксальные выражения, и вполне будет уместно  определить сложившуюся в ней  ситуацию как устойчивое неравновесие. С одной стороны, представления о виртуальной реальности, виртуальных событиях, объектах, состоянии психики - давно и прочно распространились во многих и очень разных областях знания, как теоретического, так и прикладного. Они нашли применение в связи с конкретным опытом, внедрились в области новейших технологий, прошли даже иногда практическую проверку. Однако с, другой стороны, все наличные материалы свидетельствуют, что эти представления о виртуальной реальности все время упорно остаются лишь именно представлениями или интуициями, лежащими в области противоречивого и туманного.

Наиболее простой способ дать общее или основное понятие  виртуальной реальности это обратится  к теоретической физике, где искомые  свойства представлены наиболее наглядно. " Виртуальным фотоном " в квантовой  физике называется объект, наделенный всеми теми же характеристиками, что  и реальный, "физический " фотон, однако не удовлетворяющий некоторым  существенным условиям и ограничениями  на эти характеристики конкретно, его  энергия не обязательно является положительной, а его масса не обязательно является нулевой. Аналогично определяется понятие любой "виртуальной  частицы". " Виртуальная " траектория- траектория, по которой могла бы двигаться виртуальная частица; т. е. она также наделена теми же свойствами "физической" траектории, однако освобождена от ряда условий и  ограничений, определяющих последнюю. И так далее. На другом полюсе психологическая  виртуальная реальность есть особого  рода образ реальности, тем или  иным способ формирующаяся в сознании: в отличие от обычных образов, продуктов сознания и воображения, он выступает как среда деятельности человека - иными словами, человек  воспринимает себя как пребывающий  в данной реальности.

Из этих примеров, число  которых нетрудно было бы увеличить, выступают первые необходимые признаки. Виртуальная реальность, виртуальные  явления характеризуются всегда неким частичным или "недовоплощенным" существованием, характеризуются недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности. " Им присуще неполное существование, не достигающее устойчивого  наличия и присутствия" (Хорунжий С. С. Род или нерод?//Вопросы философии. 1990, № 6, С. 54). И эти особенности  весьма значимы для задачи философского анализа виртуальной сферы.

Для любого классического  философского учения ("дискурса сущности") вся сфера виртуальности неотличима от чистого несуществования, т.е. является невидимою.

Итак, виртуальная реальность не может быть рассмотрена только лишь с точки зрения эссенциальной, восходящей к Аристотелю, философии. Более обширный анализ явления возможен философией с новым подходом, где  бы устранялось господство сущности, формы, устойчивого привязывания к  наличиствованию.

Классическое учение Аристотеля рассматривает некую триаду начал: возможность-энергия-действительность (энтелехия). Вся триада есть упорядоченное  целое, которое описывает, как возможность  посредством энергии претворяется или оформляется в действительность или осуществленность. Это целое  представляет собой, очевидно, произвольный элемент происходящего в реальности ("событие"). Тем самым триада несет в себе ядро или "атом" философского описания реальности.

Главным элементом неоднозначности  выступает центральная составляющая триады - энергия. Находясь в растворе между потенцией и энтелехией, энергия может занимать различные  положения, сближаясь с одним  или другим из крайних начал. Философии, что возникают при

этом, крайне различны. Рассмотрим сначала ситуацию, когда энергия  отчетливо отделена от обеих границ триады. Именно в этом случае перед  нами классический эссенциализм. Доминирующим началом в триаде является, а затем  и во всем дискурсе служит действительность (энтелехия), а, следовательно, и сущность, поскольку оба начала связаны  прямой и обоюдной связью (по Аристотелю, "сущность, как форма есть энтелехия, а энтелехия, в свою очередь есть сущность, находящаяся в состоянии  осуществленности " ).

Возможен, далее, и такой  подход, где энергия предельно  приближена к энтелехии (действительности). Здесь главным, фундаментальным, свойством  энтелехии и сущности признается их зависимость с энергией. "Всякая сущность энергийна" - можно сказать  в этом случае. Но принимается и  обратное; фактор сущности требует, чтобы  всякое действие и энергия служили  реализации известных законов и  эссенциальных начал, т. е. всякая энергия  сущностна. Два эти тезиса в совокупности могут рассматриваться как эссенциально - энергийный дискурс, учение или философский  подход. Чистый и яркий пример его  неоплатонизм.

Чтобы увидеть, действительно  ли виртуальная реальность возникает  или может возникнуть с точки  зрения энергийного вопроса, нам  необходимо рассмотреть, раскрыть ее сущность и строение - выявить ее начала и  отношения в сфере бытия. Основной составляющей вопроса становится энергия, когда она отделена от сущности. Она имеет особую природу действия: существует лишь в действии, но не существует "сама по себе". У нее нет  устойчивого "прибывания" в реальной реальности. Она представляет собой  не имя, но глагол.

Энергия как высказывание о бытии есть, очевидно, бытие-в-действии, бытие-в-деле, но, прежде всего это  не есть имя бытия. Это глагольное высказывание, говорящее не о том, какое, а о том каким образом  совершается бытие. Затем, это - предельно  общее высказывание. Тут нет никакого указания, каким же образом совершается  бытие, а есть только констатация: бытие  свершается, оно предполагает действие, оно имеет "измерение действия". Энергия, таким образом, и есть "действенное" измерение бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виртуальная реальность