Византийская культура и православие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.
Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».
Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.

Вложенные файлы: 1 файл

Византийская культура и православие.docx

— 33.41 Кб (Скачать файл)

 

 

6. ИКОНОПИСЬ В ВИЗАНТИИ.

 

Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов  иконописи, с одной стороны, - в  книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который  вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком  и божественным миром, священный  предмет. Христианским иконописцам  удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными  средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных  изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных  к двумерным теням на гладкой  поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость  и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой  цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его  образ предстал в ослепляющем  золотом сиянии. В то же время  Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реально жившими людьми, имевшими земные черты.

Архитектурная структура  иконы и технология иконописи  складывалась в русле представлений  о ее назначении: нести священный  образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько  досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят  изображение: сначала рисунок, а  потом живописный слой. В иконе  различают поля, средник - центральное  изображение и ковчег - узкую полоску  по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические  и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточно-христианского искусства,

 

 

7. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ.

 

Эллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько художественных школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую  а Персии, Сирийскую и т.д. Произошло  разделение латинского Запада и греческого Востока (Византии). Однако эллинистические  основы, христианская идеология обусловили сходство отдельных ветвей в сюжетах, формах, технологии, приемах средневекового искусства, размыли границы.

Происходило взаимовлияние, взаимопроникновение при сохранении основного направления. Меняются и  географические границы византийского  искусства: Кавказки Закавказье, Малая  Азия, Южная Италия, Сирия, Палестина, Синай, Греция, Нижний Египет Адриатическое  побережье. Славянские страны Балканского  полуострова то входят, то выходят  из области Византийского искусства. Меняющиеся экономика и общественное устройство воздают текучесть искусства, его сюжетов, стилей, технических  принципов. Этому способствует и  постоянное изменение географии  культурно активных центров. И поэтому  следует отрешиться от ходячих представлений  о косности византийской культуры, возникших в Западной Европе на почве  различия вероисповеданий и различия в развитии культуры (презрение Возрождения  к Средневековью).

Собственно византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло  функцию передачи культурного наследия и духовного воспитания. Наиболее прочно был связано традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители  любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению.

В области живописи этот процесс связан с мозаичной техникой, процветавшей в IV-VI вв. вплоть до ХН в. По византийским мозаикам можно проследить этот процесс эллинистического угасания: утрачивается монументальность, потухает цветность, рисунок становится более  геометричным, схематичным. K XIV в. мозаику  сменяет фреска, а затем станковая  икона. Но угасание эллинистической  традиции сопровождается положительным  процессом вливания искусства переднеазиатских провинций. На Востоке вырабатывались новые линейно-ритмические элементы.

VII в. - это конец позднеантичного  периода в культуре Византии  и начало Средневековья. Арабы  становятся хозяевами Востока,  славяне - Балкан, лангобарды - Италии, т. е. обостряется классовая  борьба. "Низы" общества усваивают  более понятное им искусство  ее восточных монахов, массами  бегущих от арабов.

Борьба императора с церковью, разрыв между угасающим императорским  и крестьянско-мещанским искусством в VIII-IX вв. принимает форму иконоборчества. Иконы, запрещенные императором  как языческие вдовы, распространялись монахами как святыни. Эта борьба заканчивается в IX в. победой иконопочитания вместе с усилением сирийского и  палестинского влияния в искусстве.

При Василии I (836-886) формируется  новый, канонический тип архитектуры  и новая иконография. Создаются  новые храмы с росписью, по форме  и содержанию представляющей значительный шаг вперед.

Вторая половина IX в. - это  ранневизантийская фаза, совпадающая  с дороманской формой на Западе. Но в отличие от Запада, Византия вдет по пути компромиссов между императорской  традицией и восточными формами, и стилистическое единство достигается  лишь в Х-XII вв. в средневизантийский период, совпадавший с романским на Западе. Станковая живопись Византии тесно связана с восточноэллинистическим портретом в технике энкаустики (восковые краски, вжигаемые в основу). Точная дата и время перехода на темперу по левкасу неизвестно. В XII в. станковая живопись становится наряду с миниатюрой ведущим типом живописи. В XII в. были созданы шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Это необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными средствами, среда которых главную роль играет тонкая одухотворенная линия и мягким приглушенный колорит. Владимирская икона - один из шедевров мировой живописи.

Последний расцвет византийского  искусства приходится на XIII-XIV вв., время  правления династии Палеологов. Появляются экспрессивность образов, попытки  передать пространство (мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе). Но новые художественные веяния не могли развиться и окрепнуть: произошел разгром Константинополя  сначала крестоносцами, а затем - турками. Лучшие мастера византийского  искусства покинули страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться  в полную силу только на Руси.

Поздний период византийского  искусства совпал с готикой и  по времени, и по стилевой заданности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной мере искусство  Византии было оценено лишь в начале ХIX в.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Византийская культура - это один из этапов развития мировой  культуры со своей спецификой и типологией. Определяющими факторами развития культуры были:

  • единство языка, этноса и религии (греческое этническое ядро, православие);
  • устойчивая государственность;
  • положение "моста" между Западом и Востоком;
  • наличие элементов восточных цивилизаций;
  • взаимопроникновение культур;
  • культурные контакты с Италией, особенно в XIII-XIV вв., зарождение Проторенессанса и создание предпосылок для развития гуманизма как общеевропейского явления;
  • доминанта греко-римской культурной основы;
  • различие между европейской и византийской культурами как результат обрядовых различий между католицизмом и православием.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. –Просвещение, 1989
  2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. –М.: Вагриус, 1991
  3. Гумбольдт В. Философия и язык культуры. –М.: ЛОГОС, 2004
  4. Искусство в системе культуры. /под ред. Саровского А. В., Прищепова А. А. –СПб.: Нева, 2004
  5. Культурология. Учебник для вузов. /под ред. Н. Г. Багдасарьян. –М.: Высшая школа, 1998.
  6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. –М. : ПРИОР, 2003
  7. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира. //Вопросы философии. -1983. -№7.
  8. Розин В. М. Культурология. Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2001

 

 


Информация о работе Византийская культура и православие