Византийской красноречие. Культура речи оратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:32, контрольная работа

Краткое описание

Оратор – это, прежде всего человек, произносящий речь, адресованную аудитории. В этом смысле, пожалуй, каждому хоть раз в жизни пришлось испробовать это ремесло на себе и узнать, насколько оно непросто. Ведь совокупность качеств, которыми обладает человек, определяет его ораторский потенциал. И здесь важно практически все; интеллектуальный уровень, степень образованности, характер, личный жизненный опыт. Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, как мы видим на примерах истории, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей и даже целые народы, навстречу своей судьбе.

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

 

 

Индивидуальное задание

по дисциплине Общая риторика

                              Тема:       Византийское красноречие. Культура речи оратора.

 

 

 

 

 

Студентка               

Прудникова М.А.

Группа 100 МО

       
   

Ф.И.О., № зачетки, группы

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

         
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

 

 

 

Минск  2013 г.


 

 

 

Оратор – это, прежде всего человек, произносящий речь, адресованную аудитории. В этом смысле, пожалуй, каждому хоть раз в жизни пришлось испробовать это ремесло на себе и узнать, насколько оно непросто. Ведь совокупность качеств, которыми обладает человек, определяет его ораторский потенциал. И здесь важно практически все; интеллектуальный уровень, степень образованности, характер, личный жизненный опыт. Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, как мы видим на примерах истории, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей и даже целые народы, навстречу своей судьбе.

В сознании каждого слушателя и аудитории в целом заложено определенное представление о том, каким должен быть идеальный оратор, как он должен выглядеть, говорить, держаться во время речи. Соответствие или несоответствие индивидуального речевого поведения и речевого имиджа идеальному влияет на восприятие оратора аудиторией. По речевому поведению говорящего составляют мнение о нем как о человеке и специалисте. 
Условия успеха ораторской речи многообразны, тем более что у каждого они могут быть свои, зависящие от индивидуальности оратора. Восприятие оратора зависит от того, какой имидж он собой являет, соответствует ли речевому идеалу оратора.  
Речевой идеал оратора – это система качеств личности оратора и требований к речевому поведению оратора, благодаря которым возможен и осуществляется культивируемый обществом тип оратора и ораторского выступления. Для отечественного речевого идеала характерны такие черты, как уважение к аудитории, доброжелательность и дружелюбие, отсутствие многословия и грубости. 
Успех ораторской речи во многом зависит от того, насколько речь соответствует стилю, необходимому в данной речевой ситуации и потому ожидаемому слушателями, насколько индивидуально воплощается этот стиль, то есть от того, насколько проявляется индивидуальный стиль оратора.  
Уже в античной риторике вопрос об индивидуальном стиле речи волновал как ораторов, так и теоретиков ораторского искусства. Так, Дионисий Галикарнасский, изучая законы соединения слов, замечает:  
«… каждый из нас имеет особенный склад не только в наружности, но и в соединении слов. Хорошим примером может служить живопись: как все художники берут одни и те же краски, но смешивают их по-разному, совершенно так же и в нашей речи, как художественной, так и всякой иной, мы пользуемся одними и теми же словами, но слагаем их в совсем не одинаковые соединения». 

Византия унаследовала от античности теорию риторики, однако теперь красноречие базировалось на новом смысле - христианстве касается стиля, то господствующим был Азианизм

Основоположником византийской риторической теории считается Гермоген Тарсийський (II-III cm н е) Он первым оставил Аристотелей взгляд на риторику как \"прикладную логику\" Ему приписывают корпус фундаментальных начальных произведений из 5-ти частей - \"Искусство риторики\", который был очень популярен в Византии вплоть до ее заката Хотя на самом деле полностью этот сборник сложился лишь в VI

Наиболее значительный вклад в развитие и совершенствование христианской риторики сделал так называемый \"Каппадокийский кружок\" Представители этого кружка - Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Богослов - прекрасно знали античную литературу, риторику и философию

Василий Кесарийский (примерно 330-379 гг) получил риторическое образование в Афинах Затем усовершенствовал ясность и точность своего стиля через профессию логографа, которой занимался довольно продолжительное время Образцом для него долгое время оставался Либаний и Антиох ийська риторическая школа в 370 р Василий вернулся в Каппадокию, где был избран епископом Кесарии На этом посту он всеми средствами способствовал утверждению христианства, за что был потом прозванный Великим Всю мастерство оратора он вкладывал в свои проповеди Среди них наибольшей популярностью в средневековье пользовался \"Шестоднев\" - беседы о шести дней творения.

Василий считал, что христианский оратор должен знать античную риторику, но брать у язычников только то, что подходит христианским добродетелям, отвергая восхваления пороков

Согласно этому Василий выбирает не азиатского, а аттический стиль для своих речей Ведь задача христианского оратора - не поразить, а убедить слушателя в истинности учения Однако слушатель должен \"через видимое познать невидимое \", поэтому образы и сравнения его речей символические, продуманные и вместе с тем доступные Христианская тема величественная сама по себе, поэтому не требует дополнительного украшения Все усилие проповедника должны быть направлены на то, чтобы проповедь была усвоена Поэтому Василий требовал, чтобы паства во время речи перебивала его и спрашивала о том, что осталось непонятным. Расцвет христианской риторической прозы достигает своей кульминации в IV в в творчестве антиохийского проповедника Иоанна, которого за красноречие прозвали Златоустом (344-407 гг) Иоанн был учеником Либания Л Либаний сожалел, что христиане переманили ученика Иоанн пошел в Сирию, где жил аскетом, затем вернулся в Антиохию и получил известность своими проповедями в 398 г его вызвали в Константинополь и сделаю или столичным архиепископом Там он заслужил ненависть двора, особенно императрицы, своими строгими выговорами и был наказан ссылкой, где и помер.

Речи Иоанна является образцом христианской риторики Он писал очень много Иоанн стал идеалом проповедника для всего региона византийской культуры, в том числе и для Украины Его стиль - бурный, захватывающий.

Большое значение имеют экзегетические гомилии Иоанна, которые он импровизировал, а скорописца за ним записывали (сам Иоанн впоследствии лишь редактировал эти произведения) Отсюда - живая, непринужденная форма беседы Здесь отчетливо в вырисовывается также большая ученость, внимание к историко-грамматических вопросов в духе антиохийской риторической школы Иоанн учитывает сведения об авторе, об эпохе, в которую создан тот или иной текст, бэр е во внимание его языковую структуру При этом он, так сказать, свободно, аллегорически истолковывает те места Священного Писания, которые трудно трактовать буквально Его истолкование - это не просто комментарий, но это чтение Характерная большое количество цитат из Библии.

Сохранились также догматические выступления Иоанна против еретиков, установочные проповеди, в которых он говорил в основном о любви как главную суть христианской поведения Для гомилетики важны такие его по обзоры, а именно: прежде чем создавать проповедь необходимо:

1) выбрать тему из Священного  Писания;

2) обдумать ее изложение

Кроме того, Иоанн Златоуст подчеркивает превосходства христианства над античной философией, которые заключались, прежде всего в том, что христианство - это религия для всех, ее может понять каждый:

"В коротких и ясных  словах Христос научил нас, в  чем и справедливое, и честное, и полезное, и любая добродетель Все это понятно и для земле-разборке и рабу, и для вдов Вике, и даже для подростка и крайне малодумаючего".

В противоположность этому античные философы пытались объяснить достаточно сложные вопросы в длинных и непонятных речах

Впоследствии византийская риторика начинает тяготеть к все более точной, даже мелочной классификации типов риторического слова Сравним: в античные времена Деметрий фалернское (IV-III века до н.э) выделял 21 тип эпистолярного красноречия, а поздневизантийский риторики - уже 113 типов посланий

Особенностью ранневизантийской риторики было то, что ее поддерживала императорская власть Указы Юстиниана прямо приписывали городам иметь и содержать своих риторов Однако впоследствии значение политического красот сномовства все больше снижается Практически она сводится к придворной риторики.

целом, начиная ст, можно говорить об упадке не только политической, но и христианской риторики В этот период христианская проза постепенно вытесняется поэзией

поздневизантийский риторика высоко держала уровень риторической мастерства Хотя, например, Михаил Псьолл (XI в) сам блестящий представитель светской словесности, несколько иронично хвалил ораторов, язык которых \"как насильно покоряет рассуждения, но не льет сладостей в душу\"

В византийском потребления устанавливается три типа риторических сочинений по правилам гомилетики Василия Великого:

1 Проповедь как экзегетика, есть истолкование скрытого, мистического  содержания Священного Писания, рассчитанного на интеллектуалов

2 установочные проповедь, предназначена для простого люда

3 Богословская проповедь  трактует вопросы веры и оберегает  от еретических отклонений

Некоторые люди имеют природный талант к ораторства Этим не были обделены уж античные софисты Поэтому возникал вопрос: как объединить человеческое умение благодати?

Древняя церковь до риторов относилась очень осторожно: достаточно сказать, что до крещения их допускали только после формального отречения своей профессии

С середины III в Церковь прекратила практику, когда проповедь дозволялась не только священникам, но и другим лицам, в частности ученым мирянам

На Западе от VII до XII в наблюдается упадок гомилетики как теории Конечно, были проповедники, однако латинский проповедь развивалась хаотично

В XII-XIII вв были переведены латыни \"Риторику\" Аристотеля, в которой, в частности, внимательно анализировалось восприятие слушателями Это укрепляло христианское положение о том, что важно не столько искусств ритора, сколько результат речей промолви.

XIII в - расцвет схоластики  Римской Церковью признано учение  Фомы Аквината как официальная философия Он объявил возможность \"двойной\" - религиозной и научной - истины Европа укрывается университетами

 

Список литературы:

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. Виноградов С.И., Граудина Л.К., Даниленко В.П. Культура русской речи.

 Ножин Е.А. Мастерство устного выступления-М: Знание,1989г.

Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс,1995г.

 Головин Б.Н. Основы  культуры речи-М. 1990г.


Информация о работе Византийской красноречие. Культура речи оратора