Византийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:49, реферат

Краткое описание

Византийское государство возникло на рубеже двух эпох -крушение поздней античности и рождение средневекового общества.
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.Образование великой империи. ………………………………………4
2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству ..………5
3.Империя в опасности. Натиск арабов. ………………………………..7
4.Подъём Византийского государства. ………………………………..9
5. Расцвет византийской культуры. ………………………… … ……..10
6.Поздняя Византия. Начало конца. …………………………………..13
Заключение…………………………………………………….……..….14
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

РефератВизантийскаяКультура.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

      На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое варварское королевство - болгарское государство хана Аспаруха. Византийское влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава. Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным.

      Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений. Империя вступила в новый период своего развития - становления и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти столетий (VII-XII вв.), в свою очередь, можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII-IX вв.); развитие и окончательное торжество феодальных отношений (Х-Х11 вв.).

      Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности. Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода.

      VII- IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные перемены происходили в VII-IX вв. в общественной жизни и культуре Византийской империи. В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно кристаллизуется христианская догматика, На смену драматической напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества. Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе. Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.

      Идейная борьба в византийском обществе VIII-IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) -одни из крупнейших византийских богословов - в своем труде "Источник знания" поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.

      В VIII - первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух талантливых гимнографов - Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей Критский (около 660 - около 726) в своем творчестве продолжал традиции великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф той эпохи - философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность стихотворной формы.

      В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о "темных веках" византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности. Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество.

      Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии. 

4.Подъём  Византийского государства. 

       С Х в. наступает новый этап истории византийской культуры. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе.

       В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) "Об управлении государством", "О фемах", "О церемониях византийского двора" - обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства.

      В XI-XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Константинополе в XI в. возродился университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, "музей законодательства", как его называли современники.

      В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества.

В XI-XII вв. в Византии вновь возрождается жанр "историй", столь распространенный в ранней Византии. Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция, повествование приближается к современности, хронологический принцип изложения отходит на задний план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску.

      В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров - изменяются этические 
воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.

      Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX-XII вв.

      В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые "акритские песни" и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.

      В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ). 

5. Расцвет византийской  культуры. 

      В XI-XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы. Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности. Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

   В XI—XII вв. наблюдается подъем и  в  искусстве  иконописи.  От  этого периода  сохранилось  несколько  прекрасных  образцов   византийских   икон, преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна  и  по сюжету,  и  по исполнению  константинопольская  икона  XI  в.  из  собрания  монастыря  св. Екатерины на  Синае.  Она  изображает  восхождение  к  небесам  монархов  по лестнице   нравственного   самоусовершенствования   и   духовных   подвигов: отступившихся же монархов нечистая  сила  тянет  в  ад,  что  придает  иконе известную наивность и фантастичность, несмотря  на  реалистические  черты  в изображении  фигур  и  лиц,  на  правильные  их  пропорции,   восходящие   к эллинистическим  традициям. 

      От  XII  в.  сохранилась  шедевр   византийской иконописи — икона Владимирской Богоматери (Москва,  Третьяковская  галерея).

      Впечатляет и другая византийская  икона  XII  в.  — Григорий  Чудотворец  - хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Суровое, аскетическое лицо  Григория мужественно и спокойно, его взгляд глубок и сосредоточен.

      Отметим только, что при Комнинах в связи  с  постоянными войнами и усилением военной знати сильно  поднялась  популярность святых - защитников и покровителей военного сословия. На мозаиках,  фресках,  иконах, эмалях, на изделиях  из  слоновой  кости  и  небольших  походных  иконах  из стеатита все чаще появляются изображения святых-воинов: Дмитрия  Солунского, Феодора Стратилата («полководца»), Федора Тирона («новобранца»)  и  особенно св.  Георгия.  Иконографические  образы  этих  персонажей  милитаризируются. Иконографический тип св. Георгия претерпевает эволюцию. Если в X—XI  вв.  он изображается в виде пешего война с копьем в правой руке, опирающегося  левой на щит, то в XII  в.  получает  распространение  конный  образ  Георгия  без дракона или иногда поражающего змея. Образ Георгия-воина  приобрел  огромную популярность в странах Юго-Восточной и Восточной Европы, особенно на Руси.

      Изумительного  блеска  и совершенства  достигает константинопольская

книжная миниатюра в XI и особенно в XII в.  Тонкий,  каллиграфически  четкий орнамент, теплый, желтоватый  фон  пергамента,  коричневые  чернила,  обилие золота  в  декоре,  мягкая  колористическая  гамма  миниатюр,   классические пропорции фигур, легкость и  непринужденность  их  поз  —  все  это  создает чарующее впечатление. Разумеется, в  книжной  миниатюре  происходили  те  же сдвиги  в  стиле  и  интерпретации  изображения,  что  и   в  монументальной живописи.  В  XII  в.  миниатюры  книжных   кодексов   становятся   особенно красочными, их декор дополняется введением архитектурных  пейзажей,  сложной орнаментикой, движения фигур становятся более порывистыми и  экспрессивными, широко применяется золотой фон.

      XI век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации.  Центром создания поистине великолепных  кодексов  стал  императорский  скрипторий  в Константинополе. Здесь по заказу императоров создавались  настоящие  шедевры книжной миниатюры. К их числу относятся рукопись  «Слов»  Иоанна  Златоуста, выполненная для императора  Никифора  Вотаниата  (1078-1081).  На  одной  из миниатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном императорском облачении,  в лице его проступают восточные черты,  что  говорит  о  портретном  сходстве, схваченном  художником.  В  живописи  этого  кодекса   чувствуется   влияние

искусства Востока. Рукопись хранится в  Парижской  Национальной  библиотеке.

      Другой  жемчужиной  искусства  столичных  мастеров  миниатюристов   является датируемая 1072 г. рукопись Нового Завета, созданная для императора  Михаила II  Дуки  (Библиотека  Московского университета).  Крохотный по   размерам кодекс, украшенный изысканной живописью, изящными заставками  и  инициалами, — подлинный шедевр книжного  искусства.  Колорит  миниатюр  обоих  рукописей отличается мягкостью и теплотой, преобладают светлые тона, рисунок  тонок  и динамичен. В ряд с  этими  шедеврами  можно  поставить  Псалтирь  XI  в.  Из Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, созданную между 1074-1081  гг.  для одного из  византийских  императоров.  Ювелирная  тщательность  орнаментики, мягкость и нежность колорита выделяют эти миниатюры из  числа  других,  тоже высокохудожественных кодексов XI в.

      От XII  в.  сохранилось  также  достаточно  большое  число  памятников византийской миниатюры, ныне они хранятся в библиотеках  многих европейских стран, в том числе и в  России.  Среди  них  выделяется  рукопись  сочинений Монаха  Якова  (XII  в.)  с  прекрасными  миниатюрами.

Информация о работе Византийская культура