Взаимосвязь культуры и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:57, контрольная работа

Краткое описание

Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которую можно представить в виде стихийной системы и в виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..1 1.Взаимосвязь культуры и природы………………………………………..1
2. Влияние развития культуры на свободу человека………………………2
3.Ноосфера……………………………………………………………………4
Заключение…..……………………………………………………………….6
Список используемой литературы…………………………………………..6

Вложенные файлы: 1 файл

культура и природа.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………..1 1.Взаимосвязь культуры и природы………………………………………..1

2. Влияние развития культуры на свободу человека………………………2

3.Ноосфера……………………………………………………………………4

Заключение…..……………………………………………………………….6

Список используемой литературы…………………………………………..6

Введение 

Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание  природы, которую можно представить  в виде стихийной системы и  в виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность. Так, понимаемая природа образует единство с человеком в экономическом отношении, ибо, согласно К.Марксу, человек начинает относиться к ней как «к своей лаборатории», «к своему неорганическому телу, к неотъемлемой предпосылке его индивидуальности, к способу существования последней». В этом случае природа выступает не просто средой обитания, экологической нишей человека наряду с представителями животного царства, сферой его предметно - преобразующей деятельности, материального производства, «царством естественной необходимости».

1. Взаимосвязь  культуры и природы. 

Неразрывное единство человека и природы  предполагает отношение к ней - «неорганическому телу» человека - как к своему собственному организму. По отношению  к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку - воспитание, формирование чувств и мыслей. В этом плане следует вести речь о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом человеческой деятельности.

Человеческая сущность предметов  природы, явлений и процессов  проявляется в том, что они  во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок мрамора имеет разные определения для строителя, скульптора или химика - неорганика, а молния на небесах - для жреца, поэта или физика. Во всех случаях человек творит «вторую природу», исходя из закономерностей объективного мира. И обратно, - человек воспринимает объективный мир, находящийся вне его органов чувств, в той мере, в какой он включается в сферу культурного творчества человека. Человек постигает гармонию, порядок в природе, «встраивая» ее вне себя, свою практически - преобразующую и познавательную деятельность. Тем самым он творит мир человеческой культуры.

2. Влияние развития  культуры на свободу человека.

Вопрос о взаимосвязи культуры и природы имеет немаловажный аспект - как с развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы. Свобода по своей сути означает способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода, которой обладают люди в ту или иную эпоху, является продуктом исторического развития, развития культуры. «Первые выделившиеся из животного царства люди, - писал Ф.Энгельс, - были во всем существенном также несвободны, как и сами животные, но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе». Иначе говоря, культурный процесс оказывается предпосылкой свободы. Человек достигает ее (хотя, каждый рубеж есть лишь очередной этап освоения мира) в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Тем самым природа как раз оказывается по отношению к человеку тем «неорганическим телом», созидание которого представляет собой культурную деятельность человека. Характеристикой результата культурного прогресса является степень единства человека и природы как его «неорганического тела». Единство здесь имеется в виду не биологического порядка, а то, которое является результатом действия сущностных сил человека практически - преобразующих, познавательных или же не имеющих рациональную природу (религия, изобразительное искусство).

Движение к свободе  через культуру имеет множество  составляющих. Это культура труда и производства, политическая и правовая культура, культура человеческих отношений, культура мышления, художественная, религиозная культура и т.д. Каждая из этих составляющих культурного творчества обеспечивает соответственно свободу совести и творчества и т.п. Особенность современного этапа развития человечества заключается в том, что на него выпало бремя одновременности протекания этих культурных процессов, обусловливающих революционный скачок в достижении человеческой свободы. А. Печчеи (организатор и первый президент Римского клуба) весьма удачно назвал этот скачок «человеческой революцией» Отличая тот факт, что неуправляемое развитие человечества, подчинившего себе планету, достигло переломного момента, Он усматривает в дальнейшем две альтернативы. Либо создать неустойчивость своего положения и достичь уровня культурной зрелости, чтобы научиться управлять планетарными процессами. Либо пасть жертвой своего же внутреннего кризиса и отказаться от роли защитника и главного арбитра жизни на планете. «Если мы хотим, - пишет Печчеи, - поднять уровень самосознания и организации всей человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должны стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качества и способности всего человеческого сообщества». Человеческая революция представляет собой трансформацию человеческого существования. Она в свою очередь является сутью «революционного гуманизма», способного «восстановить культурную гармонию человека, а через нее и равновесие и здоровье всей человеческой системы». Печчеи усматривает свободу выбора, свободу воли в том, что современный человек разгадал множество тайн природы и научился подчинять себе ход событий. Но именно поэтому он «наделен невидимой, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете - включая и свою собственную жизнь».

Итак, развитие культуры в контексте взаимодействия человека и природы означает углубление единства между ними. Культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия. Но рост степени свободы ведет к неустойчивому балансу между силами природы и человеческими возможностями, нарушению экологического равновесия. Эти нарушения связаны, прежде всего, со стремительным ростом производительных сил и качественными преобразованиями в технологическом способе производства.

3. Ноосфера.

У истоков учений о  ноосфере стояли французские естествоиспытатели и философы Э. Леруа и П. Тейяр  де Шарден и русский ученый В.И. Вернадский. Понятие «ноосфера» обозначает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность оказывается сопоставимой с энергетикой геологических процессов. Оно отражает накопленные человеческие знания, которые превращаются в могучую производительную силу. Под ноосферой понимают часть биосферы, процессы в которой подвластны управленческой деятельности человека. Потому и ее еще называют техносферой, антропосферой или социосферой, что коррелирует с названными выше процессами культурогенеза, антропогенеза и социогенеза.

Суть учений о ноосфере наиболее полно была представлена В. И. Вернадским в одной из последних  его работ «Несколько слов о ноосфере» (1944г.). Вот основные положения этой работы:

«Человечество, как живое вещество неразрывно связано с материально - энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимой ни на одну минуту. В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера. В ХХ веке впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земли, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Впервые в истории человечества интересом народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представления справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, всей ее природной воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части Океана. В будущем нам рисуется как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти из пределов своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет. В настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии (вероятно, Вернадский имеет виду Великую Отечественную войну - И.К.) мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере. Ноосфера - последний из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших детей. Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Но важен для нас факт, что идеалы демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Можно смотреть поэтому  на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустили».

Заключение.

Человеческая сущность предметов природы, явлений и  процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком  обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры. С развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы. Человек достигает ее в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Таким образом, культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия. Понятие «ноосфера» обозначает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность оказывается сопоставимой с энергетикой геологических процессов. Оно отражает накопленные человеческие знания, которые превращаются в могучую производительную силу. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа - это среда обитания человека, вне которой человек не способен существовать как биологический вид, но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура.

Список используемой литературы:

1. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.;ТОО ТК «Петрополис», 1996.

2. Кефели И.Ф. Культура и природа - //Соц.- политический журнал. - 1995. - №2. - С. 116-120 .




Информация о работе Взаимосвязь культуры и природы