Великие гуманисты эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:59, реферат

Краткое описание

На каждом этапе этой эпохи доминирующим было определённое направление: равенство всех людей от природы, новые социальные теории, теория гуманизма.
В центре культуры Возрождения был человек. Гуманизм Возрождения полагал величайшим достоянием человека его мысль, знание, а мерилом его действий – мастерство их исполнения.

Содержание

Введение 3
Гуманисты Раннего Возрождения: Франческо Петрарка,
Джованни Боккаччо, Джефри Чосер и другие 4 - 8
Высокое Возрождение: Леонардо да Винчи, Джироламо
Савонарола и Микеланджело Буонарроти. 9 - 12
Позднее Возрождение 13 - 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

2 реферат по культурологии.docx

— 38.11 Кб (Скачать файл)

Леонардо да Винчи (1552-1519) ‑ воистину один из самых великих гениев в истории человечества. Не случайно, поэтому его так часто объявляют то ангелом, спустившимся с небес, то представителем высокоразвитой цивилизации, пришедшим на помощь землянам. Им не устают восхищаться самые разные люди. Клочок бумаги со случайными набросками Великого Леонардо продается дороже самого роскошного лимузина.

И, действительно, Леонардо да Винчи – уникальный пример всестороннего развития человеческих способностей. И вместе с тем жизнь Леонардо – прекрасный образец личной скромности и самоотверженности. Леонардо придумал и изготовил разные машины: крутильный станок на несколько веретен, прокатный стан, волочильную машину, станки для нарезки винтов, приспособления для шлифовки оптических стекол, устройство для насечки напильников, камерные шлюзы, водоподъемные машины различных конструкций, рессорный (пружинный) автомобиль, домкрат, будильник, паровую пушку, пирамидальный парашют и многое другое. Леонардо изучал полет птиц и проектировал летательный аппарат тяжелее воздуха (орнитоптер), но пришел к мысли, что такой аппарат летать без двигателя не может. Леонардо изобрел современный пропеллер и придумал вертолет, появившийся только в XX веке, а также ракету с реактивным двигателем.

Многие изобретения Леонарда имели целью облегчить труд человека защитить его от разрушительных стихийных бедствий и губительных эпидемий. Однако среди изобретений Леонардо было и мощное, фантастическое для его времени военное оружие.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт – ярко и остро выразил идеалы силы, присущие эпохе Высокого Возрождения, а также трагические ощущения кризиса в период Позднего Возрождения. Именно на рубеже XV и XVI веков были найдены знаменитые античные статуи “Аполлон Бельведерский“, “Лаокоон“, “Афродита Ватиканская“ и др. В этих шедеврах эллинистического искусства люди эпохи Возрождения нашли свой идеал прекрасного человеческого тела, прямо противоположный средневековому отрицанию плоти.

Работы Микеланджело встали в один ряд с этими произведениями древней классикой. Микеланджело сделал единственным предметом своего изображения человека и, как он сам говорил, вкладывал весь свой талант в изображение прекрасного обнаженного человеческого тела.

По молодости лет Микеланджело изо всех сил стремился доказать свое превосходство над Леонардо да Винчи в областях общих для них обоих. При этом он часто вел себя исключительно непорядочно, старался побольнее уколоть и унизить Леонардо, похвалялся своим богатством и популярность, старался лишить скромного Леонардо самых незначительных заказов. Все это существенно портило жизнь Леонардо и заставляло его еще больше замыкаться в себе. Увы, примитивный карьеризм и тщеславие присущи даже гениям. Трудно представить, сколько пользы могла принести человечеству чистосердечная дружба титанов Возрождения. А так: Микеланджело растратил много сил и средств в погоне за внешним блеском, а затюканный Леонардо так часто избегал  людей, что до сих пор остается не понятым.

Томас Мор (1478-1535) ‑ выдающий английский политик и мыслитель. Начав свою карьеру помощником судьи, он стал лорд-канцлером Великобритании (1529-1532 гг.), вторым человеком после короля. При этом оставался честным и принципиальным человеком. Его отличали высокая нравственность и глубокая ученость. Оставаясь искренним католиком, Томас Мор был гуманистом в лучшем смысле этого слова. Его знаменитое произведение “Утопия“ положило начало и дало название проектам идеального устройства общества.

Таким образом, время Высокого Возрождения было самым ярким и величественным периодом рассматриваемой эпохи. Высокое Возрождение пронизано титанической борьбой, победной в начале и все более драматической в конце.

Это, как в песне, “часто падением становится взлет“. Даже героические усилия величайших героев Возрождения не смогли спасти великую культуру от натиска завоевателей и мракобесия наступающей реакции. Люди слишком изнежились в наслаждениях, которые им подарило Возрождения. Поэтому стремительный взлет очень быстро сменился еще более стремительным падением. Наступил последний этап, названный Поздним Возрождением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Позднее Возрождение

История сыграла с итальянцами злую шутку. К концу XV века Франция и Испания закончили собственное объединение и с удовольствием набросились на богатые города и государства Италии. А те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны (1494-1559 гг.) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого огня превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.

Поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и сравнительно мало итальянцев. Хотя во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие жили и работали в Италии, и чаще всего во Флоренции, прозванной за это Афинами Возрождения.

Искусство Позднего Возрождения (по-итальянски Cinquiccento), т.е. в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Восстанавливающая свои позиции католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях.

Ещё период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической церкви. Церковь безуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных – с другой. Так, многие живописцы, скульпторы, поэты, архитекторы отказались от идеё гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику так называемый маньеризм (манера, стиль) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо и Анжело Бронзино, работавшие в основном в жанре портрета.

 Именно Позднее Возрождение дало разделение творчества на ремесло и искусство. Искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первой была “Академия рисунка“, основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского.

Самым радикальным и последовательным мыслителем Позднего Возрождения является Джордано Бруно (1548-1600) итальянский философ-пантеист и поэт. Он развивал идеалы итальянского гуманизма в духе флорентийской платоновской Академии. Наибольшее влияние на Бруно оказали астрономические открытия Коперника, философские учения Н. Кузанского, Пифагора, Платона, Лукреция.

Джордано Бруно родился в маленьком городке Нола, близ Неаполя, в бедной семье. В 1563 г., в пятнадцати лет, он поступил послушником в доминиканский монастырь. С юношеским максимализмом Д. Бруно высказывал свои взгляды по различным проблемам, нарочно противопоставляя себя окружающим, был непримиримым спорщиком. Его заподозрили в ереси, и 18-летний Джордано, нарушив монашеский обет, подобно Лермонтовскому “Мцыри“ бежал из монастыря. А в 20 лет он бежал из Италии. Около тридцати лет скитался Д. Бруно по Европе, называя себя правдоискателем и “академиком никакой академии“. Он везде яростно спорил и нигде не находил пристанища, оставаясь нищим, голодным, но не сломленным.

В результате такой бурной жизни Д. Бруно приобрел довольно разнообразные знания и выработал самостоятельный взгляд на мир, целостный и весьма поэтичный. Природа представала в учении Бруно единым живым существом, наделенным собственной душой и разумом. Кроме этого единого существа нет ничего: ни Бога, ни дьявола, ни человека, ни пылинки. Все сущее – только частичка, преходящая клеточка (монада) вечно живого и бесконечного Единого. Такой взгляд философы называют “гилозоистическим пантеизмом“.

Впрочем, во времена Джордано Бруно, мыслительный процесс все больше перемещался из Италии в другие страны. Ренессанс медленно затухал. И все больше ученых-гуманистов посвящали себя сочинению ненавязчивых трактатов о спокойной и комфортной жизни. Одним из первых и самых знаменитых классиков подобного жанра был французский философ Мишель де Монтень (1533-1592). Его знаменитые трехтомные “Опыты“ (1580-1588) надолго стали образцом нравоучительной или нравственной философии и во многом определили характер французской и испанской литературы XVII века. Приводя великое множество разнообразных фактов, исторических и бытовых подробностей, Монтень преподает читателям уроки того, что называется “умением жить“ в человеческом обществе, и в первую очередь, в обществе светских людей.

Перед нами прекрасный образец зрелого (умудренного жизненным опытом) гуманизма, который не просто отрицает средневековые нормы и правила поведения, но и предлагает собственную довольно стройную систему норм и правил. Но это не только завершающая фаза Позднего Ренессанса. Это уже образец раннего Просвещения.

Таким образом, период Позднего Возрождения во всех отношениях был последней, завершающей стадией эпохи Возрождения. В то же время он стал своеобразным преддверием эпохи Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Рассел Б. История западной философии. Книга 3. Новосибирск. Издательство НГУ 1994 г., С. 17
  2. Адамс С. Принцип Дилберта. Мн. 1999, С. 14
  3. http://plas.by/ist/iev/glava4.php
  4. http://student.zoomru.ru/kult/vydajushhiesya-gumanisty-jepohi-vozrozhdeniya/25891.196116.s1.html
  5. http://nashaucheba.ru/v43367/

 

 

 

 

 


Информация о работе Великие гуманисты эпохи Возрождения