Будда. Учения Будды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.

Вложенные файлы: 1 файл

буддизм.docx

— 103.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. 3.   Буддийская скульптура

 

Скульптура в Древней Индии была культовой. Первым и основным ее назначением было создание изображений для поклонения, почитания и поминания.

В скульптуре древнеиндийские мастера стремились прежде всего воплотить принцип «быть живым», куда вкладывали особый смысл. По представлениям индийцев, главное, что отличает все живое, - это дыхание и течение жизненного сока. Стремясь сделать статую «живой», мастер воплощал не столько видимую физическую реальность тела, сколько реальность умопостигаемую, сверхчувственную.

Древнеиндийская скульптура имеет преимущественно рельефный характер, она рассчитана на рассмотрение с одной точки – спереди. Вдобавок, ей свойственна контурно-линейность, что сближает индийскую скульптуру и индийскую живопись.«Львиная капитель» (250-232 год до н.э.)7 из Сарнатха, штат Уттар Прадеш, представляет верхнюю часть одного из мемориальных каменных столбов времени правления императора Ашоки Маурья.8

 Подобные столбы ставились  в местах, связанных с деятельностью  Будды на пути буддийских паломников  из Паталипутры к месту рождения  Учителя. Они стояли свободно  как самостоятельные памятники, хотя около них сегодня обнаружены следы буддийских поселений. Стволы мемориальных столбов Ашоки древнеиндийской формы, цельные, без граней, каннелюр и баз. Вес полированных пятнадцатиметровых столбов достигал 50 тонн. На стволах имелись тексты указов и проповедей Ашоки Маурья (из 30 найденных столбов полностью сохранились 10).

Мемориальные столбы обычно завершались лотосовидными капителями со скульптурами животных, несущих буддийскую символику: лев, слон, бык и др. «Львиная капитель» изготовлена из монолита крапчатого песчаника (высота 2,14 м). Эхин капители имеет вид перевернутого лотоса с удлиненными стилизованными лепестками. Боковые стороны круглой в плане абаки украшены рельефами с изображением животных (лев, лошадь, слон, бык) и колес, имеющих по 24 спицы. Животные, представленные на рельефах абаки, служили в Индии символами стран света (лев означал Север, лошадь – Юг, бык – Запад, слон – Восток).

Скульптурное оформление ступы в Бхархуте. В 1873 г. в индийской деревне Бхархут были обнаружены руины буддийской ступы. Хорошо сохранившаяся восточная торана ступы имеет вид арки, образованной тремя балками архитрава на столбах. Балки имеют выгнутую форму и оканчиваются изображениями чудовищ Макара с раскрытой пастью, высунутым и загнутым языком и закрученным над спиной рыбьим хвостом. Макара – символ жизни во всех ее состояниях-стихиях.     Рельефы Бхархута распадаются на две группы. В первую группу входят те композиции, которые имеют сложную сюжетную ткань, пронизанную общедоступной моралью. Ко второй относятся рельефы, иллюстрирующие джатаки, в сюжете которых доминирует занимательность, переводящая трактовку принципов буддизма в план житейского повествования.

В скульптурное оформление ступы в Бхархуте входят также рельефы, выполняющие чисто декоративную функцию. В основе изображения здесь – мотивы растительного и животного мира.

Мастера, создавшие рельефы Бхархута, допускали разномасштабность фигур, множественность точек зрения, применяли прием распластывания изображений на плоскости. Сюжеты джатак раскрывались либо в одной пластически решенной сцене, объединяющей в целое различные по мотиву и времени ситуации, либо в серии следующих друг за другом сцен. Нередко рельефы сопровождают пояснительные надписи.

 

3.4    Искусство в буддизме

 

В I–IV в. н.э. В художественной культуре Индии произошли большие перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов – священного дерева Бо, Колеса Закона и т.д. В этот период выделяется три школы буддийской скульптуры:

1) Гандхара (северо-запад),

2) Матхура (север),

3) Амаравати (юг).

  Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в  Гандхаре образ Будды приобрел  эллинистические черты. В школе  Матхура его образ получил  чисто индийскую трактовку, а  изображение Будды на рельефах  школы Амаравати условны, в них  нет такого количества деталей, как в скульптуре других школ.

В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV–VII вв).

Искусство отражало более глубокую реальность, чем окружающий мир. Идеал красоты форм был рассчитан и измерен. В шильпа-шастрах указаны поза бога, изгиб тела, количество рук, оружие и предметы в руках, украшения и другие атрибуты. До тонкостей были продуманы жесты рук.

В Индии религия тесно связана с искусством танца. На протяжении многих веков танцы исполнялись храмовыми танцовщицами дэвидаси – «женами бога», махари – жрицами культа, искусными в танце, пении, музыке. Своей красотой и тонким обхождением они привлекали в храм паломников. Дэвадаси появились также давно, как и храмы. На юге Индии они известны с VII в. Отдавая девочку в храм, её символически выдавали замуж за бога. Она проходила свадебный обряд и получала клеймо или татуировку – знак принадлежности тому или иному божеству. Танцу, в котором гармонично переплетались музыка, поэзия, цвет и ритм, дэвадаси обучались несколько лет, прежде чем им разрешали танцевать перед зрителями. Система индийского танца – одна из старейших в мире. Главная особенность в том, что он возник как воплощение религиозных чувств, переполнявших человека.

Содержание большинства танцев связано с мифами и легендами. В танце используются все выразительные средства человеческого тела.

Техника танца состоит из трех элементов:

1) нритти  – сам танец, свободные движения  тела;

2) нритья  – выражение определенного смысла  мимикой, жестами, символическими положениями  тела;

3) натья  – жесты с элементами речи.

Важный элемент танца – абхиная («выразительность») достигается с помощью костюма, украшений, музыки и передает настроение. Язык жестов рук (мудра) очень выразителен, он является особенностью индийского танца. С помощью жестов передают религиозные сюжеты, поэтому символический язык важно знать не только танцовщице, но и зрителям, так как задача танцовщицы пробудить те же чувства, что испытывает она сама.

В Индии сложились несколько стилей танца: бхаратанатьям, катхакали, катхак, манипури.

Влияние индийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова – царской резиденции Сигири (Львиная скала). Один из царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение – огромный сидящий лев упирался мощными передними лапами в равнину. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии символ царской власти, а в буддизме – сам Будда. Поверхность скалы украшена великолепными росписями – фигурами небесных танцовщиц. Яркий растительный орнамент придает изображениям ещё большую нарядность. Комплекс Сигири представляет собой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, он оказал значительное влияние на искусство Юго-Восточной Азии.Заключение

Искусство Востока поражает и восхищает своей утонченностью, яркими красками и загадочностью. Мне кажется, что причиной этому является то, что на Востоке связь искусства и религии на протяжении многих веков была намного прочнее, чем на Западе.

Буддизм оказал большое влияние не только на искусство, но и на культуру и традиции народов, которые его исповедуют. Появилось много новых видов искусств, обоснованных с духовными потребностями человека и связанных с основными положениями учения. Художественное творчество в странах, где есть буддийская община, не только средство религии, но и её выражение в материальном плане. Это область деятельности человека, в которой он может показать, как он понимает буддизм, а также посредством искусства человек познает самого себя. Кроме того, как не раз уже отмечалось создание скульптуры, живописного свитка или иконы-танка является служением божеству, это считается заслугой художника и приближает его к желаемому просветлению.

Интерпретация учения Будды в разных странах, исповедующих его, различна, но в искусстве этих стран можно выделить то общее, что привнес в него буддизм, а именно духовную мотивацию, символичность, идею гуманизма и сострадания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Буддизм /http://www.turbopro.ru/itk/konk_x/web/zukanov_anton/Diplom_Cukanov/index.php

(Дата обращения: 12/10/13)

 

  1. Энциклопедия Кругосвет /http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/BUDDA_I_BUDDIZM.htm

(Дата обращения: 12/10/13)

 

  1. GRANDARS.RU
  2. /http://www.grandars.ru/college/filosofiya/buddizm.html

(Дата обращения: 12/10/13)

 

  1. Шедевры

/http://shedevrs.ru/istoriya-iskusstv/537-buddiiskoe-iskusstvo.html

(Дата обращения: 12/10/13)

 

  1. Википедия

/http://ru.wikipedia.org/wiki/Буддийское_искусство

(Дата обращения: 12/10/13)

 

 

 

 

 

1 В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия.

2Рупалока - здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

3 Арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.

4 Хинаяна - “малая повозка”   

5 Махаяна - “большая повозка”

6 http://shedevrs.ru/istoriya-iskusstv/537-buddiiskoe-iskusstvo.html

 

7 http://shedevrs.ru/istoriya-iskusstv/537-buddiiskoe-iskusstvo.html

 

8 Древнеиндийский царь [правил в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. Эпоха правления Ашоки ознаменована значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности.

 

 


Информация о работе Будда. Учения Будды