Благотворительность в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности благотворительной деятельности в социально-культурной деятельности, проблемы и пути их решения
Задачи: Сформулировать понятие и классификацию благотворительных услуг;
рассмотреть виды и формы благотворительной деятельности в СКС;
определить основные проблемы благотворительной деятельности и пути их решения;
рассмотреть благотворительную деятельность в Приднестровье и наметить перспективы сотрудничества организаций СКС и бизнеса в современных условиях.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие благотворительной деятельности в социально-культурной сфере
1.1 Понятие и классификация благотворительных услуг
1.2 Виды и формы благотворительной деятельности
1.3 Основные проблемы благотворительной деятельности и пути их решения
Глава 2. Благотворительная деятельности в современных условиях Приднестровья
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

благотворительность.docx

— 67.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Понятие  благотворительной деятельности в социально-культурной сфере

1.1 Понятие и классификация  благотворительных услуг

1.2 Виды и формы благотворительной  деятельности

1.3  Основные проблемы  благотворительной деятельности  и пути их решения

Глава 2.  Благотворительная деятельности в современных условиях Приднестровья

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня на постсоветском  пространстве культура живет очень  непросто. Государство, к сожалению, не в состоянии оказывать культуре как отрасли достойную поддержку. И не потому, что оно не понимает необходимость такого рода поддержки, а потому, что экономическая ситуация не позволяет финансировать на должном  уровне даже национально значимые направления  культуры и искусства: народные промыслы, объекты культурного наследия, детское  творчество.

Как правило, чем богаче страна, тем больше инвестиций в культуру. Но наши страны пока не столь богаты.  Без поддержки со стороны частного капитала культуре просто не выжить. С  появлением значительных частных и  акционерных капиталов в бизнесе  перед культурой открывается  возможность стать объектом благотворительной  деятельности. Наметилась тенденция  возобновления тех связей и отношений, которые некогда успешно существовали между культурой и экономикой. В сложившемся положении, которое характеризуется расслоением общества, отсутствием должной многофункциональной государственной социальной политики и как следствие наличием слабой поддержкой творческих инициатив особую актуальность приобретает благотворительность как деятельность различных организаций и учреждений, специализированных общественных объединений и частных лиц в оказании безвозмездной помощи людям и организациям социально-культурной сферы, нуждающимся в подобной поддержке. Преимущества таких взаимоотношений пока до конца не осознают ни представители бизнеса, ни организации социально-культурной сферы. А ведь благотворительная деятельность может способствовать созданию благоприятного имиджа, рекламе, создать хорошее имя, что особенно важно для предприятий, работающих с массовым потребителем.  Предприниматель, занимающийся благотворительностью, расценивается как заслуживающий доверие. А это, в свою очередь, создаёт положительную репутацию, значит, и увеличивает спрос на производимую продукцию, что способствует росту прибыли данной организации.

Первопричиной благотворительной  деятельности в любом деле являются различные мотивы – нравственные, психологические, социальные, экономические, на что нужно обратить особое внимание  менеджерам СКД и руководствоваться в своей деятельности.  Но в любом случае, она нуждается в публичности, признании, поддержки общества и государства.

В то же время нужно учитывать  тот факт, что благотворитель в  своих действиях всегда рационален,- он не склонен давать деньги тем, кто  малоактивен и непредприимчив, он учитывает качество проекта, его  профиль и содержание деятельности, в которую намеревается вложить  средства. Он соизмеряет характер деятельности и возможные результаты благотворительной поддержки, которые могут оценить окружающие его  бизнесмены, госорганы и др. Поэтому чаще финансируются проекты связанные с целевыми социокультурными программами: праздничные мероприятия, театральные спектакли, оказывается материальная поддержка талантам и юным дарованиям, и др. И для того чтобы сотрудничество между бизнес-сектором и сферой культурой  было эффективно необходимо не только осознать данный факт, но и произвести перезагрузку отношений: работникам культуры  осваивать менеджерские технологии, а предпринимателям  - активнее использовать культурные площадки с целью своего позиционирования и рекламирования.

Сдерживающим фактором большей  благотворительной деятельности, в  условиях современной ситуации, является отсутствие законодательных стимулов поддержки со стороны государства  – надежной законодательной базы, налоговых скидок на благотворительность, нестабильность финансового положения  предпринимателей, низкая вероятность  защиты от воздействия капитала и  т.п. Хотя при этом  и сам бизнес не осознает в полной мере потенциальных  выгод от социальной активности и  не рассматривает благотворительность  как неотъемлемую составляющую  PR. А ведь одним из основных способов  выражения социальной позиции фирмы является корпоративная благотворительность, подразумевающая добровольное выделение ресурсов на поддержку социально значимых проектов с целью создания благоприятного мнения о себе. Причиной такого положения является отсутствие адекватной информации о проблемах социальной сферы и о благотворительной деятельности самих предприятий. В рассмотрении форм взаимодействия сферы культуры и бизнеса, выявления точек интереса, а также проблем мешающих развитию этих отношений, наметить пути их решения и заключается  актуальность данного исследования.

Объект исследования: социально-культурная сфера

Предмет исследования: благотворительная деятельность в социально-культурной сфере в современных условиях

Цель исследования: изучить особенности благотворительной деятельности в социально-культурной деятельности, проблемы и пути их решения

Задачи: Сформулировать понятие и классификацию благотворительных услуг;

рассмотреть виды и формы благотворительной деятельности в СКС;

определить основные проблемы благотворительной деятельности и пути их решения;

рассмотреть благотворительную  деятельность в Приднестровье и наметить перспективы сотрудничества организаций СКС и бизнеса в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

1.1 Понятие и  классификация благотворительных  услуг

Благотворительность имеет  наиболее древние и почтенные  «корни». Своим появлением она обязана  принятию на Руси христианства. Пожертвования  на «храмы и монастыри», раздача  милостыни осуществлялись независимо от сословной принадлежности. В период Нового времени традиционные царские  милостыни трансформировались в  императорские пожертвования на организацию богоугодных учреждений. Единичные при Елизавете I и Екатерине II, во время правления императора Павла Петровича, они стали систематической помощью, распределяемой через ведомство учреждений императрицы Марии на нужды приютов, воспитательных домов и богаделен. Крупнейшим ценителем и покровителем искусств была императорская семья. Значительные ресурсы выделялись на проекты, связанные с демонстрацией, распространением и содействием развитию искусства в России. К примеру, активно патронировалась Императорская академия Художеств и отдельные ее выставки.

 Родовитые князья и  вельможи покровительствовали строителям  храмов и дворцов, иконописцам  и составителям летописей и  хроник, ученым, поэтам, книгопечатникам.  Вот их имена, вошедшие в  историю нашего государства: Граф Григорий Орлов, покровитель муз екатерининского времени, выстроивший в Гатчине великолепный дворец, собравший обширную библиотеку; князь Александр Безбородко — крупный коллекционер и меценат, его коллекция послужила основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств; семья Демидовых известна тем, что жертвовала значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ. Ими был куплен дом, в который был переведен Московский Университет. Граф Александр Строганов составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции медалей и эстампов. Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением своего времени, также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Блестящую память оставили о себе семьи графов Шереметьевых и Румянцевых.  Савва Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при одном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Все они поддерживали национальные традиции в искусстве и культуре, способствовали расцвету отечественной культуры и поэтому, то время действительно можно назвать «золотым веком меценатства». Власти, кровно заинтересованные в благотворительности, способной облегчить бремя государственной казны по поддержке наименее имущих слоев населения, во все времена активно поддерживали меценатов. Для добровольных жертвователей на общественное благо создавались особые условия: аристократам вручались высшие государственные награды, купцам жертвовались дворянские титулы, безродным промышленникам присваивались генеральские чины. Развиваясь и совершенствуясь, эти традиции дошли до наших дней.

Благотворительность и меценатство  проявились в самых разнообразных  областях деятельности, но наиболее привлекательной  сферой всегда была культура и объекты  социально-культурной деятельности, которая  предоставляет не только широкий  выбор видов благотворительности, но и возможность самовыражения, самоутверждения, самореализации богатых  людей.   Россия всегда славилась  своими  меценатами, а русские  люди отличались щедростью души. Федор  Шаляпин – великий певец - сказал: «Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины — какие это козыри в игре нации…».1

Со второй половине 19 века меценатство стало более эффективным, чем благотворительность, средством  повышения социального статуса.

1 Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России / П. В. Власов. - М.: Центрполиграф, 2001. – 371 с.

 

Причастность к искусству  помогала некоторым представителям дворянства признанию их в высшем свете, давало возможность проникновения в узкий круг избранных. Вот и сегодня, в современной России, меценатство начинает постепенно возрождаться, происходит переосмысление роли богатых людей и понимания того, что культура – одно из главных национальных достояний. Признано считают благотворительность формой творческой социально-культурной деятельности, требующей от них высокого духовно-нравственного и культурного уровня. Ныне же это предприниматель, который является образованным человеком, с широкими взглядами и мировоззрением, поддерживающий авторитетных представителей культуры, искусства, науки.

Одной из ключевых проблем  исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный  терминологический аппарат и  соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности  как явления.

Среди исследований данного  вопроса можно встретить работы, в которых благотворительная  деятельность трактуется чрезвычайно  узко. Существуют варианты определения  благотворительной деятельности как  проявления сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего помочь неимущему. Также существует определение благотворительной деятельности только как материальной помощи нуждающимся, которая оказывается как отдельными лицами, так и организациями. С другой стороны, некоторые авторы дают более расширенное понятие благотворительности. Благотворительная деятельность в социальной сфере приравнивается к социальной работе или деятельности организаций, представляющих третий сектор. Кроме того, часто понятие благотворительности смешивается с понятием призрения незащищенных слоев населения, и при этом не разделяется добровольная активность граждан, их объединений и деятельность государственных структур. При этом необходимо заметить, что исторически понятие «призрение» включает предоставление пропитания и ночлега.

Существует определение  благотворительности как негосударственной  добровольной безвозмездной деятельности в социальной сфере, направленной на поддержку отдельных лиц или  организаций, у которых по тем  или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования.

Т.о. Благотворительная деятельность в социальной сфере представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе передачи материальных, нематериальных ресурсов и денежных ресурсов между экономическими субъектами на индивидуальной и безэквивалентной основах. Таким образом, благотворительная деятельность в социальной сфере, как социально-экономический институт, представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги. Благотворительная услуга является в конечном итоге фактом проявления благотворительной деятельности. Особое место занимает благотворительность в сфере культуры.  Для изучения именно в этом спектре  охарактеризуем благотворительные услуги и рассмотрим их классификацию.

Благотворительная услуга может  быть классифицирована по различным  признакам: по субъекту благотворительности; по объекту благотворительности; по наличию цели; по форме предоставления благотворительности; по способу предоставления благотворительной услуги; по продукту благотворительности. Рассмотрим таблицу № 1.

Информация о работе Благотворительность в сфере культуры