Благотворительность в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Еще вчера многие из нас не знали, кто такие меценаты, а сегодня газеты, радио, телевидение открывают нам новые и новые, несправедливо забытые имена меценатов-благотворителей из предпринимательского слоя дореволюционной России. Сколько добрых дел совершили сибирские благотворители! Школы и музеи, организация экспедиций и издание научных трудов, театры и храмы, больницы и приюты... Это было особое движение — движение нравственное, духовное.

Содержание

Введение
3
I. Общественная деятельность сибирского купечества.
6
II. Проблема мотивация
благотворительной деятельности купечества.
12
1. благотворительность как способ повышения
сословного статуса.
16
2. укрепление позиций купечества в местной жизни
17
3. Благотворительность как способ «увековечивания памяти».
19
4. Нравственные убеждения как основа благотворительности.
21
Заключение
26
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

благотворительность сибири.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

         Общественная позиция  купцов хорошо видна при анализе  их взаимоотношений с рабочими. Во второй половине XIX - начале XX вв. в их взаимоотношениях наметился переход от традиционно-патриархальных отношений, строившихся на устной договоренности, к капиталистическим. При изучении этого вопроса на примере Енисейской губернии нужно отметить наличие жесточайшей эксплуатации рабочих, диктуемой первоначальным накоплением капитала и традиционно-патриархальными отношениями.

         Идеализировать патриархальные отношения не стоит, так как они  во многом зависели от склонностей  хозяина. Так, газета «Восточное обозрение» сообщала, что канский купец Григорий Никитич М. 27 апреля 1872 г. забил до смерти своего приказчика. Проявлением патриархального типа взаимоотношений был институт «торговых мальчиков», которые работали «за науку и харчи».

         В 1912г. правление  Союза приказчиков направило  открытое письмо с обвинениями П. И. Гадалову в том, что торговые мальчики находятся в неподобающей обстановке (холодные помещения, самообслуживание, система штрафов и прочее). В ответ П. И. Гадалов гневно заявил: «Это всё так естественно и нормально, не желаете ли, докладчик, чтобы я нанял для мальчиков лакеев?». Однако у того же П. И. Гадалова была распространена на торговых предприятиях система благодарственных писем и поощрений за продолжительную и безупречную работу.

         Попечительство отдельных  представителей купечества о рабочих  касалось социальных, бытовых, культурных сфер, а не прогрессивных изменений (повышение заработной платы, уменьшение рабочего дня) на производстве. Так, П. И. Гадалов для служащих своей фирмы открыл большую общественную библиотеку, А. А. Саввиных создал Енисейское страховое общество от несчастных случаев рабочих на промыслах губернии.

 

Заключение 

         Таким образом, благотворительная деятельность купечества Енисейской губернии в пореформенное пятидесятилетие сводилась к участию в работе органов городского самоуправления и некоторых местных государственных учреждений, имевших общественную направленность, в различных формах благотворительности. Количество гильдейских купцов, активно участвовавших в общественной деятельности, было невелико и составляло около 20 купеческих фамилий Енисейской губернии. Хотя в той или иной степени приносили пользу обществу гораздо большее число купцов (попечение о приходских училищах, небольшие денежные вспомоществования). Крупные пожертвования и глобальные общественные дела выпали на долю небольшого числа гильдейцев, имевших прочные экономические позиции (Гадаловы, Кузнецовы, Щеголевы и другие фамилии), но перешедших в более высокие социальные слои (почетных граждан, гораздо реже - дворян). Требовались больших материальных затрат, что позволить себе могло лишь экономически могущественное купечество, имевшее хорошо поставленное дело со стабильными доходами.

         Занятия коммерцией требовали полного сосредоточения на ней. Поэтому общественная деятельность купцов была ограничена отсутствием времени и сводилась к материальным пожертвованиям. Однако и эти возможности при недостатке капиталов у гильдейцев в Сибири не были достаточно широкими. В соответствии с этим проявлялась мотивация общественной деятельности, строившаяся на желании купцов что-то получить взамен (прямую материальную выгоду, более высокий сословный статус, возможность влияния на развитие жизни региона, усиление общественного веса и авторитета, расположение властей). Этот крайний прагматизм гильдейских купцов был распространен по всей Сибири, и России в целом.

         Во второй половине XIX в. увеличилось количество благих дел купечества под влиянием общественно-политической эволюции страны и региона, а также государственной политики, поощрявшей купеческую благотворительность (почетными званиями, наградами и пр.), Включение купечества в общественную жизнь региона, обслуживание им материальных потребностей края приводило к осознанию гильдейцами своей значимости в жизни государства, пробуждению их политической активности.

 

         Список  литературы 

1. Бердников  Л.П. Вся красноярская власть. Красноярск, 1996.

2. История Красноярского  края. Красноярск, 2004.

3. История Сибири, т. 3. М., 1986.

4. Красноярский  край в истории Отечества. Т.1. Красноярск, 2000.

5. Краткая энциклопедия  по истории купечества и коммерции  Сибири. Новосибирск, 1994.

6. Межвузовская  конференция студентов и аспирантов, посвященная 375-летию города Красноярска.  Красноярск, 2003.

7. Мешалкин П.Н.  Меценатство и благотворительность  сибирских купцов – предпринимателей. Красноярск, 1995.

8. Погребняк  А.И. Купцы – предприниматели Енисейской губернии. Красноярск, 2002.

9. Туман-Никифорова  И.О. Гильдейское купечество Енисейской  губернии. Красноярск, 2004.


Информация о работе Благотворительность в Сибири