Библиотечное дело и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Современная библиотека, преодолевая ряд определенных проблем коммуникационного, бытового и социального характеров, является достаточно прогрессивной системой, которая по мере своих возможностей приобщается к миру новых технологий, осваивается в современной социально - культурной ситуации, играет одну из основных ролей в процессе формирования полноценной личности, обогащаясь инновационными технологиями и нововведением в области образования и просвещения.
Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачи дальнейшего развития и преобразования библиотечного дела в современном мире, путем преобразования библиотек классического образца в информационные центры, оснащенные инновационным оборудованием. Подобные явления наглядно демонстрируют необходимость изменения библиотечного дела, как одного из значимого аспекта существования и процветания информационного, индустриального общества.

Содержание

Введение.....…………………………………………………………………3
История библиотечного дела в России………………………….. 7
Первые библиотеки……………………………………………… 7
История библиотек России............................................................15
Библиотечное дело в России на современном этапе ..................25
Современное состояние библиотечного дела…………………25
Современные формы работы библиотеки…………………… 28
Современная сельская библиотека……………………………. 32
Идринская межпоселенческая библиотека................................35
Заключение………………………………………………………………. 45
Список литературы……………………………………………………… 48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Осылова Н.2.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 В связи с реформой  народного просвещения в первой  половине 19 века открылись пять  новых университетских библиотек. Научные библиотеки также основываются  при Институте инженеров железнодорожного  транспорта, Технологическом институте, Институте гражданских инженеров(1842) в Петербурге, ремесленном училище (1832) в Москве, преобразованном в Высшее техническое училище.

 Создание университетов  и других учебных заведений  способствовало организации новых  научных обществ, при которых открываются библиотеки. Это Общества истории и древностей российских, Общества испытателей природы, Минералогические общества в Москве и Петербурге. Физико-технические, математические, географические, сельскохо-зяйственные научные общества открываются в других городах.

 В начале 19 века крупнейшей  университетской библиотекой являлась  библиотека Московского университета, в которой насчитывалось свыше 20 тыс. книг. Среди открытых в начале  этого столетия университетов  выделялся Казанский университет, ректором которого был выдающийся математик Н.И. Лобачевский, который одновременно занимал и пост директора библиотеки университета. Как руководитель библиотеки и самого университета он добился реорганизации системы комплектования библиотеки (которая с тех пор строится на научной основе), уделяя особое внимание сохранности фонда и строительству нового здания, которое бы отвечала требованиям библиотечного обслуживания. При этом Лобачевский добился превращения библиотеки в публичную, в плане обслуживания широкого круга «посторонних» читателей.

 В первой половине  ХIX века наиболее ценным собранием  книг по отечественной истории  в России была частная библиотека  известного московского общественного  деятеля и коллекционера Александра  Дмитриевича Черткова, открытая в 1862 году для общественного пользования. Она составила основу фондов Российской публичной исторической библиотеки. Книгами из собрания Черткова пользовались российские писатели и учёные: В.А Жуковский, А.С Пушкин, Н.В Гоголь, М.Н Погодин, Л.Н Толстой и др. При библиотеке был основан и издавался с 1863 по 1873 гг. один из лучших исторических журналов XIX века – «Русский архив».

  В начале 20 века в России реально сложилась система библиотек. В более удовлетворительном состоянии по сравнению с публичными и народными библиотеками находились научные и специальные библиотеки. Однако и их отличало многообразие типов и видов, отсутствие планомерности в развитии, не налаженности взаимодействия друг с другом. Причиной этого было то, что устройством библиотек занимались различные ведомства и учреждения, учебные заведения и научные общества. Только для некоторых из библиотек правительство утверждало общие правила и уставы.

 Подавляющее большинство  научных и специальных библиотек  размещалось в центральной части страны, в столицах и крупных губернских городах. Большую группу научных библиотек составляли государственные публичные, университетские и другие вузовские библиотеки, а также библиотеки Академии наук и других научных учреждений и обществ. Крупнейшей из них была национальная - Императорская Публичная библиотека, на 1917 год ее фонд составлял более 2 млн. Наименований. Второй по величине была Библиотека Академии наук, фонд которой в 1911 году составлял около 800 тыс. томов. Третье место в системе научных библиотек занимала библиотека Румянцевского музея в Москве, фонд которой составлял на 1917 год около 1 млн. томов.

 В число крупных  библиотек входила и библиотека  Исторического музея. Библиотеки  законодательных учреждений - Государственного  совета и Государственной Думы, библиотеки Военных ведомств также относились к числу крупных и ценных библиотек.

Развитие библиотек в годы советской власти. Уже в первые годы советской власти были заложены основы принципиально иного подхода к организации библиотечного дела. Советская власть с самого начала уделяла библиотекам большое внимание, рассматривая их как важнейший социальный институт. С 1917 года государство полностью берет на себя руководство библиотеками. 17 июля 1918 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР». На деле он положил начало национализации библиотек всех учреждений. Национализации подлежали не только ведомственные, но и частные собрания свыше 500 книг, даже охранная грамота ученого не позволяла иметь более 2000 томов.

 На основе национализированных  фондов были созданы и новые  библиотеки. В 1918 году были образованы  наиболее значимые библиотеки  страны, это - библиотека социалистической  Академии общественных наук (в  ее фонд вошли библиотеки Практической академии, Биржевого комитета, Литературно-художественного кружка и др. фонды). При Научно-техническом отделе была основана Государственная научно-техническая и экономическая библиотека, в состав фонда которой вошли фонды Московской технической библиотеки и целый ряд богатых книжных собраний профессоров и инженеров. Фонды научных библиотек различных ведомств, закрытых и расформированных, были перераспределены по различным библиотекам.

 В тех научных библиотеках, которые продолжали свою деятельность  в новых условиях, основные изменение в характере их работы были связаны с изменениями в обслуживании читателей. Научные библиотеки были открыты для массового читателя, что подразумевало и расширение масштабов обслуживания через межбиблиотечный абонемент. Что привело к гибели части фондов крупных научных библиотек. Дальнейшее развитие межбиблиотечного абонемента носило в основном региональный характер.

 Национальной библиотекой  нового социалистического государства  в соответствии с постановлением  Президиума ЦИК СССР от 6 февраля 1925г. Стала Государственная библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная Государственная Румянцевская библиотека. Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории страны.

 Много внимания советская  власть стала уделять развитию  библиотечного дела и в регионах  страны. Появление целого ряда  новых научных библиотек в  регионах страны было также  обусловлено национализацией фондов  ликвидированных библиотек. Губернские (областные) библиотеки в то время рассматривались как научные библиотеки. Более сложной стала структура этих библиотек, усилилась роль справочно-библиографических и краеведческих отделов.

 В 20-е гг. Научные библиотеки на региональном уровне активно стремились к взаимодействию, к достижению координации. Возникшие библиотечные объединения решали управленческие задачи, решали проблемы комплектования иностранной литературой, разрабатывали инструкции по каталогизации, составляли региональные сводные каталоги, занимались обменом дублетных экземпляров. В 20-е годы проводилась попытка централизации некоторых библиотечных операций.

 В 30-е гг. произошли  более глубинные, изменения в научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке. Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек. Введена новая структура обслуживания читателей, создание читальных залов в соответствии с новой классификацией наук. Например, историки были отделены от сети гуманитарных наук.

 В исторический период  между двумя мировыми войнами  меняются масштабы библиотечного  обслуживания на региональном  и государственном уровне. «Ранее  самостоятельная, развивающаяся «сама  по себе» библиотека оказывается, вовлечена в сложные процессы взаимодействия библиотек». Прежде всего, это было связано с необходимостью корпоративного использования библиотечных ресурсов, в том числе координации и кооперации в сфере комплектования. В послевоенное время окончательно сформировалась сеть научных и специальных библиотек. С бурным развитием науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства повысилось значение научных и специальных библиотек в обслуживании ученых, инженерно-технических работников и других специалистов.

 Для улучшения координации  и методического руководства, информатизации  научных библиотек на Государственную  Библиотеку СССР им. В.И. Ленина  была возложена обязанность общесоюзного  методического центра для всех  научных и массовых библиотек, а на Государственную публичную научно-техническую библиотеку СССР - для технических библиотек.

 В последующие годы  происходит рост научных и  специальных библиотек. Был открыт  ряд научных библиотек общесоюзного  и республиканского значения, в их числе Библиотека по естественным наукам АН СССР (1973), Фундаментальная библиотека общественных наук АН СССР в 1969 г. преобразуется в Институт научной информации по общественным наукам. Реорганизацию претерпели универсальные научные библиотеки, в которых стали открываться отраслевые отделы.

 На основе постановления  Совета Министров СССР «Об  общегосударственной системе научно-технической  информации» (1966) были разработаны  основные мероприятия по развитию  универсальных библиотек как  части общегосударственной системы научно-технической информации. Совершенствуется и структура научно-технических библиотек. При союзных министерствах создаются отраслевые центральные научно-технические библиотеки, на которые возлагается библиотечно-библиографическое обслуживание и методическое руководство библиотеками соответствующих отраслей. Совершенствуется и автоматизация и механизация библиотек соответственно требованию времени, для быстрейшего донесения информации до потребителя.

 Бывшая Библиотека  имени В. И. Ленина, Российская государственная библиотека – сегодня одна из самых крупных в мире. В ее стенах находятся отечественные и зарубежные документы на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 42 млн. единиц хранения. Одна из крупнейших вузовских библиотек - Библиотека Санкт-Петербургского университета, открытого в 1819 г. Основу библиотеки заложили собрания библиофила П.Ф.Жукова и академика П.Б.Иноходцева.

 Библиотеки - хранилища  памяти человечества, главный источник  информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Библиотечное дело на современном этапе

2.1. Современное состояние библиотечного дела

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания – это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным. 
         Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и её ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребована, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения. 
В начале 1990-х гг. возникла новая для страны ситуация, когда в книжные магазины большинства средних и малых городов не попадает до 90% издаваемых в стране книг. Новая литература в основном оседает в тех городах, в которых издаётся, не циркулирует свободно по территории всей страны. В книжных магазинах практически всех населённых пунктов (кроме нескольких десятков крупных городов) из ежегодно выпускаемых в стране 80 тыс. названий находятся в продаже максимум две-три тысячи. 
На становление и развитие настоящего книжного рынка уйдут десятилетия. Темпы этого процесса напрямую зависят от роста покупательной способности населения, поэтому необходимо увеличивать доступность новой литературы с помощью публичных библиотек. Библиотека – это единственный социальный институт, который стремится отслеживать национальный репертуар и приобретать с возможно большей полнотой выходящие в стране издания для того, чтобы предоставлять их в общественное пользование. На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые должны взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационной, культурной и правовой целостности России, единства её регионов и центра.

К сожалению, расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в стране пока ещё плохо осознаётся и обществом, и властными структурами на всех уровнях, а часто – и их непосредственными учредителями.

В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек в 1990-е годы, сложилось крайне тяжёлое положение по таким важнейшим направлениям их деятельности, как пополнение и обновление библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям.

Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2003 г., по сравнению с 1990 г., сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО – ежегодного поступления 250 новых книг на 1000 жителей – разница между регионами России по этому показателю достигает 30 раз.  
В большинство сельских библиотек новая литература в 1990-е гг. практически не поступала. Лишь в последние три года ситуация незначительно улучшилась.

По экспертным оценкам, 40% библиотечных фондов составляют книги, практически не читаемые, морально устаревшие и даже вредные. От 60 до 80% пользователей не удовлетворены составом библиотечных фондов – нет новой литературы, невозможно получить необходимую информацию. Значительно возросла доля физически изношенных фондов. 
Таким образом, можно сделать вывод о том, что страна информационно разобщена. Разрыв в возможности доступа к информации в центре и регионах, особенно в малых городах и на селе, всё усиливается. В настоящее время ресурсы большинства российских библиотек мало отвечают новым, постоянно усложняющимся информационным, образовательным, духовным, культурным и иным потребностям людей, государства и общества. Не обновляющаяся постоянно библиотека становится тормозом для современного и успешного развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Современные формы работы библиотеки

 В  деятельности  библиотек, взаимоотношениях с обществом  появлялись новшества, которые затем  широко распространялись, становясь инновациями, которые со временем превращались в традиции. Например, замечательными инновациями были изобретение карточного каталога, передача книг одной библиотеки другой во временное пользование.

Формы мероприятий в библиотеках всегда развивались в соответствии с социокультурными условиями.

Начало 21 столетия внесло свои коррективы. Широко используются в работе библиотек такие формы, как диспуты, тренинги, заочные- и медиапутешествия, премьеры книг и периодических изданий, Интернет-страницы, вечера-портреты, вечера вопросов и ответов, бенефисы читателей, писателей, семей, брейн-ринги, беседы за круглым столом, дебаты, гостиные (поэтические, музыкальные, педагогические), игры (деловые познавательные, литературные, интеллектуальные), мастер-классы, дни специалиста и т.д.

Информация о работе Библиотечное дело и России