Принципы библиотечного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим принципом библиотечного дела является принцип общедоступности знания, информации, т.е. принцип демократизации и обеспечения равного для всех людей доступа к библиотечным ресурсам. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) приняла программу "Всеобщая доступность изданий", цель которой "максимально полное обеспечение потенциальных потребностей изданиями, где бы и когда бы ни возникала в них потребность, выявление препятствий к достижению доступности" .

Вложенные файлы: 1 файл

Важнейшим принципом библиотечного дела является принцип общедоступности знания.docx

— 26.69 Кб (Скачать файл)

Важнейшим принципом библиотечного  дела является принцип общедоступности  знания, информации, т.е. принцип демократизации и обеспечения равного для  всех людей доступа к библиотечным ресурсам. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) приняла программу "Всеобщая доступность изданий", цель которой "максимально полное обеспечение потенциальных потребностей изданиями, где бы и когда бы ни возникала в них потребность, выявление препятствий к достижению доступности" (Основные программы ИФЛА. М., 1988, с. 5) 

Размещение библиотек должно осуществляться на основе следующих пр-                    Всемерное приближение библиотек к населению в целях их максимальной территориальной доступности инципов: 

-                    Возможно более равномерное размещение библиотек по территории села, города, области 

-                    Учет национальных особенностей населения 

-                    Координация и единое планирование размещения библиотек. 

Библиотечное дело представляет собой  сложную, динамическую систему, которой  присущи: а) наличие составных частей (элементов, подсистем); б) наличие тесных связей между ними; в) ценность, обусловленная  взаимосвязью и взаимодействием  структурных элементов; г) сочетание  относительной самостоятельности  каждого отдельного элемента с выполнением  им функций, необходимых для библиотечного дела в целом. Такое понимание библиотечного дела определяет необходимость системного подхода к его организации, функционированию и развитию. 

Это условие предъявляет два  взаимосвязанных требования: пропорциональность (содержание, ядро системности, как  бы ее “душа”) и планирование (форма, средство установленич и осуществления системности, формирования пропорций на всех уровнях библиотечного дела). Системное развитие библиотечного дела не может осуществляться без сознательного поддержания пропорциональности, выражающей определенное соотношение (качественное и количественное) между различными звеньями библиотечного дела и обеспечение соответствия объема и структуры библиотечных ресурсов объему и структуре общественных и индивидуальных потребностей. 

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:

  • публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);
  • систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;
  • информационно-библиотечную систему Российской академии наук библиотечную сеть высших учебных заведений России;
  • (РАН);
  • библиотечную сеть высших учебных заведений России;
  • Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.
  • Самые значительные базы данных сформированы в ИНИОН (более 2 млн. записей), РНБ (около 2 млн. записей), РГБ (более 1 млн. записей), ГПНТБ России (более 1 млн. записей, из них "Сводных каталог научно-технической литературы" - около 480 тыс. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей), ГЦНМБ (БД "Российская медицина" - 450 тыс. записей) и другие.
  • РКП, компания "Мир-Диалог" и издательство "К.-G. Saur" выпустили 3-е издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей обо всех изданных в СССР и России с 1980 по 1996 гг. книгах и базу данных диссертаций (60 тыс. записей).
  • Набирает темпы процесс формирования собственных электронных ресурсов и в центральных региональных библиотеках. В Мурманске, Туле, Перми, Ставрополе, Челябинске, Омске, Смоленске и Петрозаводске они превысили 200 тыс. записей, а в Кемерово и Екатеринбурге приблизились к 400 тыс. записей.

На повестке дня - задача максимального  представления этих ресурсов в Интернет. Наиболее продвинулись здесь ГПНТБ  России, ЦНСХБ, Научная библиотека МГУ, ГЦНМБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН.

Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения  к ним доступа пользователей  сети Интернет составляют важнейшую  часть программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ", реализуемой под  эгидой Минкультуры России.

Между тем, расширение числа  задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе пока еще плохо осознается властными структурами на всех уровнях. В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большинства библиотек в 1996-1997 гг. (средства выделялись практически только на выплату заработной платы) сложилось тяжелое положение по важнейшим направлениям их деятельности, прежде всего таким, как пополнение библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям. В результате до 80-90% издаваемых в России новых книг отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. Приток новых изданий в библиотеки Минкультуры России в 1996 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в два раза. Ситуация с поступлением новых изданий в библиотеки других систем в последние годы была намного хуже. В последние годы списание литературы в ГПНТБ России превышает объемы пополнения фондов.

Одним из наиболее перспективных  путей поддержания и развития библиотечной сети является активное использование для библиотечного  обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых  в органах государственной власти. Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией.

Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого  информационного обслуживания граждан  на основе государственных информационных ресурсов.

Имидж-каталоги являются одним из наиболее эффективных  средств ретроконверсии карточных каталогов для библиотек с большим ретрофондом (т.е. тем фондом, который не отражен в полноценном электронном каталоге) и представляют собой электронную модель традиционных “бумажных” каталогов, построенную на основе оцифрованных (отсканированных) образов каталожных карточек.

Решения по созданию имидж-каталогов, которые предлагаются в настоящее  время большинством разработчиков, не включают автоматического распознавания  текстов карточек и строятся на основе, во-первых, индексирования карточных  разделителей и, во-вторых, строгого сохранения порядка следования отсканированных  образов карточек (т.е. соответствующие  графические файлы должны размещаться  в строгом соответствии с порядком расстановки карточек в традиционном каталоге). Если при использовании таких решений за основу берутся традиционные алфавитные каталоги, то в создаваемых в результате этого имидж-каталогах полностью отсутствует возможность тематического (содержательного) поиска; если же за основу берутся систематические или предметные каталоги – то в результате получаются имидж-каталоги, в которых отсутствует возможность библиографического поиска (по автору, коллективу и т.п.).

В ГПНТБ России для создания имидж-каталогов использовалось решение, которое предлагается системой автоматизации библиотек ИРБИС (разработка Ассоциации ЭБНИТ), а именно – ИРБИС Имидж-каталог (который представляет собой специализированную версию ИРБИС64 Полнотекстовые БД – [2]). Данное решение строится, прежде всего, на основе автоматического ("на лету") распознавания текстов каталожных карточек. В качестве программного обеспечения (“движка”) для технологии распознавания текстов используется OCR -технология фирмы ABBYY . За счет этого:

Во-первых, реализуется полнотекстовый поиск (с ранжированием результатов, с учетом близости слов, морфологии и др.), который, включая возможности библиографического поиска для профессионалов, предлагает конечному пользователю возможности полноценного тематического поиска;

Во-вторых, не предъявляются  жесткие требования к порядку  сканирования и размещения образов  карточек. В случае же соблюдения этого  порядка полностью реализуется  модель “бумажного” поиска по карточным  разделителям.

Но главной отличительной  чертой ИРБИС Имидж-каталога является то, что база данных имидж-каталога функционирует не отдельно, не как  автономная система, а интегрируется  в автоматизированные технологии полноценного электронного каталога, а именно –  в технологии АРМов Каталогизатор  и Книговыдача системы автоматизации  библиотек ИРБИС64 [3], что позволяет  осуществлять ввод структурированных  данных (например, производить роспись  экземпляров ретрофонда), корректировку распознанных данных, удаление записей, списание и проверку фонда, бронирование, выдачу, возврат, продление и пр.

Собственно процесс  создания имидж-каталога состоит из двух этапов (которые могут выполняться последовательно или параллельно с определенным временным лагом):

- сканирование карточного  каталога;

- формирование базы данных  имидж-каталога на основе сканированных образов каталожных карточек, включающее процесс автоматического распознавания их текстов.

В ГПНТБ для этих целей  использовались высокоскоростные сканеры  “Элар скамакс 2600М” и “ Kodak i 1440” с производительностью до 30 карточек в минуту.

Поясню: перед ИФЛА стоит  определённый вызов. ИФЛА занимается продвижением библиотек, выступает за их интересы, и наша основная задача заключается  в том, чтобы предоставить библиотекам  инструменты, которые позволили  бы им занимать более значимое место  в жизни общества, которое они  в ряде стран сейчас не могут занимать частично по причине недостаточного финансирования, частично из-за отсутствия квалифицированных кадров. И поэтому  библиотеки нередко не реализуют  те функции, которые они должны выполнять  в обществе. Это, прежде всего, функции  распространения информации, знаний. Кроме того, библиотеки должны давать гражданам возможность самосовершенствоваться, развиваться. И вот это, нам кажется, основная задача. Это то, что касается сильных библиотек.

Что же до справедливого  инновационного общества, то библиотеки помогают обществу достигать этой цели, то есть становиться более справедливым, инновационным, когда они выполняют  свои функции. Я думаю о том, что  простые пользователи могут получить от библиотек, какой эффект могут  извлечь из сильных библиотек? Когда  люди имеют доступ к информации, они могут развивать свои собственные  навыки, повышать свою квалификацию как в профессиональной сфере, так и лично для себя, в частной жизни. А это, в свою очередь, ведёт к развитию справедливого, равного, инновационного демократического государства. Мне кажется, инновации – очень важный момент, потому что сейчас мы должны освоить новые профессии, научиться по-новому зарабатывать деньги, применять свои силы. Думаю, биб лиотеки могут сыграть в этом ключевую роль, потому что они открыты для всех граждан независимо от их положения. И вот именно здесь я вижу задачу ИФЛА – содействие работе библиотек во всём мире.

— Тема сохранения мультикультурности населения не менее важна. Мы обязаны обеспечить доступ представителям различных культур к информации на их национальных языках, потому что людям легче узнавать что-то новое, да и вообще повышать уровень знаний, когда они могут ознакомиться с информацией на своём родном языке. Когда это происходит через чужой язык, теряется немало полезной информации, не говоря уже о каких-то нюансах, национальных особенностях и колорите. В ИФЛА есть секция, которая занимается проблемами мультикультурности. К слову сказать, в ИФЛА семь рабочих языков, что, на мой взгляд, является свидетельством готовности со стороны Ассоциации предлагать свои материалы, проводить конференции на максимально большом количестве языков.

Однако кроме этого  остро стоит вопрос свободы слова, свободы доступа к информации, и у нас есть соответствующий  комитет. В рамках ежегодных конференций  ИФЛА этим комитетом проводятся заседания, секции, на которых обсуждаются самые  насущные вопросы. В этом году обсуждение было посвящено событиям в арабском мире. Всё завязано на информации и свободе слова, свободе выражения мысли. На мой взгляд, сегодня этот комитет является одним из ключевых в Ассоциации. Мне очень приятно, что председателем этого комитета является мой соотечественник – Кай Эноил.

Что касается создания инновационного общества, основанного на принципах  равенства, то ИФЛА активно занимается оказанием поддержки библиотекам  в развивающихся странах –  в Африке, в Латинской Америке, в Азии. Например, я провела год  в Танзании, представляя Финскую  библиотечную ассоциацию. Я не работала с танзанийцами, я работала с южноафриканскими беженцами, потому что это были ещё  времена апартеида, и люди бежали из Южной Африки, и в том числе  в Танзанию. У нас был создан образовательный, библиотечный центр. Финляндия финансировала часть  фондов и оплачивала работу персонала. Я увидела воочию, насколько велика потребность в информации в развивающихся  странах. Причём информация нужна исключительно  практическая, которая позволила  бы людям улучшить жизненные условия, получить новое образование, создавать  небольшие компании, начать своё дело.

Ещё мне хотелось бы сказать  несколько слов о сотрудничестве в сфере образования специалистов библиотечного дела. В частности, было бы очень полезно для высших учебных заведений в развитых странах сотрудничать с вузами в  развивающихся странах. Например, у  нас в Финляндии существует проект сотрудничества с Намибией и Южной  Африкой. И наши технические университеты поддерживают контакты и проводят обмены как студенческого, так и профессорско-преподавательского состава этих стран. С одной стороны, это важно для нас, потому что  мы видим и понимаем их нужды и  потребности. А им это полезно, потому что они могут получить множество  ценной научной информации. Это требует  даже не столько финансирования, сколько  новых идей по взаимодействию. И  когда они приезжают в наши страны и видят, какую роль у нас  играют библиотеки, какие возможности  они открывают перед нашими читателями, это очень большой и ценный опыт для них.


Информация о работе Принципы библиотечного дела