Библиотеки в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 14:47, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни. Сущность библиотеки, очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по библиотековедению.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

 

Вывод.

В эпоху раннего Средневековья книжное дело практически всецело находилось в руках духовенства. Церковь осуществляла цензуру книг и строго следила за содержанием богословских трактатов. Сосредоточив в своих руках монопольное право на переписывание книг, она тем самым препятствовала широкому распространению знаний среди мирян. Многие «вредные» с точки зрения церкви книги были сожжены на кострах вместе со своими авторами и переводчиками.

Деятельность Кассиодора и богатая библиотека Вивария были уникальны для Европы раннего средневековья. Обычно  монастырские   библиотеки  были настолько малы, что весь их фонд умещался в одном сундуке. Те немногие книги, что содержались в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных ритуалов.

Монастырские   библиотеки  на Руси стали постепенно возрождаться с XIV века. Рост  монастырских   библиотек  ускорился после процесса объединения русских земель вокруг Москвы, когда окрепло национальное самосознание русского народа и оживилась культурная жизнь.

 

 

3. Монастырский скрипторий.

 

 В монастырских  скрипториях, которые были неотъемлемой частью  библиотеки, усердно переписывались  книги. Прекрасные каллиграфы, опытные  художники, искусные переплетчики  создали немало великолепных  памятников книжного искусства. Переписывание церковных книг  приравнивалось к апостольскому  подвигу, а имена некоторых переписчиков  после их смерти были окружены  легендарным ореолом. Не каждому  монаху позволялось браться за  такое богоугодное дело. Переписыванием  книг занимались не только  молодые грамотные монахи, но  и почтенные члены монашеских  орденов, нередко даже сами аббаты.

Рукописи, поступающие из скриптория, составляли основную часть новых поступлений  монастырских  книгохранилищ. Иногда, правда, существовали и иные источники комплектования. Так, английские и ирландские монахи специально ездили на континент за книгами для  монастырских   библиотек . Фонды пополнялись и за счет пожертвований. Знатные прихожане приносили книги в дар с условием, чтобы их поминали в молебнах за упокой души. Привозили с собой книги дети из знатных и состоятельных семей, отданные учиться в  монастырские  школы. Жертвовали книги и феодалы, которые решали постричься в монахи, в надежде обрести «небесный покой».

Основную часть фондов составляли обычно священное писание, жития святых, сочинения отцов церкви, литургическая литература. Реже в  монастырских   библиотеках  встречались книги античных авторов. Античные тексты, как правило, были недоступны даже для большинства монахов. Умберто Эко в романе «Имя Розы» не только воссоздает замечательную по яркости картину жизни и устройства средневековой  монастырской   библиотеки , он рассказывает и о том, что хранение в фонде библиотеки трудов Аристотеля было окружено мрачной тайной, тщательно охраняемой библиотекарем.

Иерархи католической церкви, взявшие на себя право суровой регламентации и жесткой цензуры, внимательно следили, чтобы языческие и еретические сочинения не проникали за стены монастырей. Еще в 325 году был впервые принят печально известный «Индекс...» («Index librorum prohibitorum» – «Список запрещенных книг») – юридический документ, в котором преданы анафеме еретические книги. Первый печатный список запрещенных книг был опубликован в 1559 году. Церковь практиковала публичные сожжения «вредных» книг, а также их авторов, переписчиков, распространителей и владельцев. Костры аутодафе не гасли на протяжении всего средневековья.

Заведование библиотекой поручалось одному из монахов, чаще всего – самому настоятелю. Впоследствии была выделена особая должность монастырского библиотекаря. В его обязанности входило содержание фонда в порядка, составление простейших инвентарных описей и выдача книг для чтения монахам.

Располагая библиотеками, скрипториями, школами, монастыри в раннем средневековье естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения, но на рубеже XII-XIII веков положение изменилось. Уровень грамотности и образованности среди монахов значительно снизился5. Даже в монастырях, где раньше создавались великолепные рукописи, часто не оставалось ни одного грамотного монаха. В других обителях скриптории стали восприниматься как источник дохода. Переписчики не обращали внимания на каллиграфию и оформление книг. Дорогостоящий пергамент для новых книг добывали, уничтожая древние рукописи: из книгохранилищ изымали старинные фолианты, расшивали их, смывали или соскребали текст и вписывали новый, пользующийся спросом на книжном рынке.

Набеги скандинавов на Западную Европу, датчан на Англию, вторжение гуннов с Востока и мусульман с юга привели европейские государства в состояние разрухи. И хотя  библиотеки , скрытые за толстыми  монастырскими  стенами, сумели пережить эти потрясения, вплоть до XIII века  монастырские   библиотеки  как институциональная форма практически не развивались. В более поздние времена – XIV-XV века – стала проявляться большая забота об устройстве  монастырских   библиотек . Если ранее небольшие фонды в несколько сотен томов хранились в сундуках или шкафах в часовнях или за алтарем, то с увеличением числа книг стали создаваться специальные помещения. Комната для хранения и чтения книг была оборудована прочными и удобными пультами (пюпитрами). Чтобы рукопись не украли, книги «приковывали» – их переплет прикрепляли цепочкой (а иногда и цепью) к пульту или стене комнаты. В инвентарных описях для особо ценных книг использовался специальный термин «libri catenati» – «прикованные книги». Рукописи охранялись не только цепями и замками, но и заговорами и заклятьями. На одной из таких книг сохранилась надпись настоятеля о том, что похититель книги будет наказан плетью, заболеет оспой, холерой, гадкой сыпью и даже приобретет горб.

К XVI веку фонды  монастырских   библиотек  насчитывали до полутора тысяч книг и более. Изменилась тематика и жанровый состав фондов. Наряду с богословскими книгами в них появилась светская литература как научного, так и беллетристического содержания. На библиотечные фонды составлялись каталоги, многие из которых сохранились до нашего времени. Каталог рассматривался библиотекарями уже не как опись книжного инвентаря, а как специфический справочник, с помощью которого можно легко и быстро отыскать книгу в фонде. В конце XIV века монахи францисканского ордена в Англии впервые попытались составить сводную опись книжных фондов 160 церковных и  монастырских   библиотек . Этот солидный труд назывался «Каталог книг Англии». Расширялся круг читающей публики. Среди читателей по-прежнему преобладали представители духовенства, монахи, но в отдельных случаях книги выдавались и мирянам. Начиная с XIY века, правила библиотек разрешали выносить книги за пределы монастыря, о чем в каталогах делалась специальная запись («книга, выпускаемая из монастыря»).

В XIII веке появилось первое пособие по устройству библиотеки – труд настоятеля Амьенской церкви Ришара де Фурневаля «Книгознание». Фурневаль был всесторонне образованным человеком, поэтом и ученым, имел труды по алгебре, астрономии, астрологии и алхимии. В образной форме он представляет читателям библиотеку как сад, где имеются грядки (тематические комплексы литературы), расположенные в определенной последовательности. Растения на грядках – это отдельные рукописи. Таким образом, Фурневаль изложил собственную систему расстановки книг, и хотя с современных позиций она кажется нелогичной и очень запутанной, следует признать, что это была первая попытка решения сложного вопроса классификации библиотечных фондов. Из наиболее известных религиозных библиотек средневековья можно назвать библиотеки Кентерберийского аббатства (Англия, VI в.), Шартрского собора и монастырей в Клермоне и Лионе (Франция, IX–X вв.), Пражского епископства (Чехия, X в.).

 

Вывод.

Таким образом, средоточием книжного производства в раннем Средневековье, охватывающем период V-ХI вв., являлись монастыри, при которых создавались мастерские по переписке книг - скриптории.

Первым и самым знаменитым центром раннего Средневековья был монастырь Вивариум, основанный Кассиодором Сенатором (485-580 гг.). Он создал библиотеку и мастерскую по переписке книг. Монахи, трудившиеся в скриптории, обладали широкими познаниями в области грамматики, логики, риторики. В монастырских скрипториях преобладал ручной труд и отсутствовало его четкое разделение. Каждый монах переписывал рукопись от начала до конца и самостоятельно вписывал цветные инициалы. Работа в монастырских скрипториях шла медленно, и срок изготовления одной рукописи доходил до нескольких месяцев.

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, необходимо сказать, что в Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху раннего Средневековья возникают библиотеки при монастырях и соборах. На рубеже XIII - XIV веков под влиянием формирующейся университетской культуры в отношении к книге и библиотеке происходит перелом. Монастырская книга в своей духовной и интеллектуальной функции играла, прежде всего, роль сокровища.

Церковь на протяжении веков оставалась единственным местом, где переписывались и хранились книги. Естественно, что книги, которые выходили из церковных кругов, по своему содержанию были преимущественно религиозного характера.

Наряду с ними в монастырях переписывали произведения римских классиков, современные исторические сочинения и хроники, а также редкие научные сочинения.

Таким образом, древнюю  монастырскую   библиотеку  называли именно «книгохранительницей». Это точное слово, передающее книгохранилищный (книгособирательный) характер деятельности библиотеки. Поэтому самой характерной особенностью  монастырских   библиотек  этого периода являлась работа по созданию и сохранению книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада (при этом последние явно доминировали).

 

Список использованной литературы

 

    1. Бахтиаров А. А. История книги. М.: Статут, 2010
    2. Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного  дела в России (XI-XVIII века). М., 2010
    3. Владимиров В.И. Всеобщая история книги. М., 2006
    4. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. Спб.: Профессия, 2011
    5. Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. М.,2009
    6. Лаппа-Старженецкая Е.А. Государственные библиотеки на Западе: Романские страны. Л., 2007
    7. Либрович С. Ф. История книги. М.: ЁЁ Медиа, 2012
    8. Немировский Е.Л. Мир книги. М., 2010
    9. Прудовская С. История книги. М.: КомпасГид, 2012 
    10. Талалакина О.И. История библиотечного дела за рубежом:  Учебник. М., 2009
    11. Шира Дж. Х. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания/ Под ред. Н.С. Карташова. М., 2003

 

1 Владимиров В.И. Всеобщая история книги. М., 2006. С. 133

2 Шира Дж. Х. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания/ Под ред. Н.С. Карташова. М., 2003. С. 199

3 Аквинский Ф. Сочинения. М.: УРСС, 2011. С. 167

4 Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного  дела в России (XI-XVIII века). М., 2010. С. 145

5 Бахтиаров А. А. История книги. М.: Статут, 2010. С. 139


Информация о работе Библиотеки в 19 веке