Библиотеки в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 14:47, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни. Сущность библиотеки, очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по библиотековедению.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни. Сущность библиотеки, очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов.

Библиотека (греч. «книга» и «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек. Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека.  Средневековый Китай, как и античную Грецию, можно считать родиной библиотеки. Уже в III в. для письма в Китае начинают широко применять бумагу (более ранние документы написаны на бамбуке и шелке). В IV–VI вв. возникают библиотеки буддийских и даосских монастырей, имевшие значительные собрания как религиозной, так и светской литературы.  В VIII в. арабы научились изготавливать бумагу. Это сыграло важную роль в распространении книг во всех странах арабского Востока. Если библиотеки средневековой Европы были совсем небольшими, то в странах Азии, Африки и завоеванной Испании создавались крупные книгохранилища – сотни тысяч и даже миллионы томов.

Центрами книжной культуры в раннем средневековье оставались монастыри, появившиеся в Европе в V—VI веках, а в IX—X веках получившие широкое распространение. При них открывались школы и библиотеки. В это время появилась даже поговорка: «Монастырь без библиотеки то же, что военный лагерь без вооружения». А известный философ Фома Аквинский писал:

«Настоящая сокровищница монастыря — библиотека, без нее он все равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды...».

Как и многие другие человеческие общественные институты, библиотеки переживали взлеты и падения, у них есть свои герои и злодеи. История хранения информации и ее хранилища - вот наша сегодняшняя тема.

Исторический процесс становления библиотечного дела, как неотъемлемого элемента функционирования современного информационного общества, начиная с X века, является актуальным и по сей день.

Важнейшими теоретическими источниками при написании работы послужили труды по теории культуры, библиотековедению и истории, таких авторов как: Аквинский Ф.,  Бахтиаров А. А. Васильченко В.Е., Владимиров В.И.,  Шира Дж. Х.,  и др.

 

 

 

1. Библиотеки Византии

 

Менее резким переход от древнего мира к средневековью был в Византии – государстве с тысячелетней историей (IV-XV вв.), образовавшемся при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Культура Византии представляла собой синтез античной, восточной и раннехристианской культур. Христианские правители Византии были терпимы к языческой культуре и не отказались полностью от наследия античности. Греческий язык был государственным и наиболее распространенным языком империи, поэтому произведения великих греков древности были общедоступны, пользовались почетом и являлись основой образования. Все это способствовало созданию благоприятных условий для развития культуры.

В империи была широко распространена грамотность. Существовали многочисленные начальные и средние школы. Уже с IV века открывались университеты, причем не только в столице, но и в провинции.

Важную роль в интеллектуальной жизни Византии играли библиотеки. Одной из самых знаменитых была императорская библиотека, созданная в IV веке императором Константином I Великим. Его потомки продолжали заботы о библиотеке и уже к концу V века она представляла собой значительное собрание, насчитывающее около 120 тысяч книг. Среди книжных редкостей имелись списки поэм Гомера, написанные золотыми буквами на змеиной коже. Для переписывания книг и общего поддержания фондов библиотеки на высоком уровне приглашались ученые1. Такое положение вещей соответствовало античной традиции.

В середине IV века сын Константина Великого – Константий II основал в столице государственный скрипторий. «Скриптор» по латыни означает «писец», а само слово «скрипторий» означает мастерскую по созданию рукописных книг. Император назначал руководителя скриптория – специального чиновника – архонта, под началом которого состояло множество каллиграфов.

Константий II был создателем константинопольской публичной библиотеки – первой публичной библиотеки средневековья. Она славилась своими богатыми фондами и просуществовала по некоторым данным по падения Византийской империи.

Наряду с императорской и публичной библиотеками существовали библиотеки религиозных учреждений, учебных заведений и частных лиц.

Книжные собрания имелись во всех церквах и монастырях. До нас дошли сведения о библиотеке Константинопольского Патриаршества, библиотеках Студийского и Афонского монастырей. Патриаршья библиотека существовала по крайней мере с VII века. Фонд ее носил преимущественно религиозный характер, но кроме книг, освященных церковью, здесь имелись и труды «еретического» содержания. Хранились они в особых ящиках, отдельно от работ правоверных авторов. Известно, что в некоторых столичных монастырях практиковалась выдача книг мирянам.

В отличие от Западной Европы в Византии, где была сильна монархия, церковь не обладала монополией на образование. Многочисленные светские учебные заведения имели свои библиотеки, так как преподавание было неразрывно связано с книгой. Но из всех этих библиотек выделяется библиотека Константинопольского университета, созданная еще в начале V века. Заведовал ею специальный служитель, которого называли «библиофил».

Славилась Византия и частными книжными собраниями. Личные библиотеки имелись не только у императоров, вельмож и иерархов церкви, но и у ученых, профессоров, учителей2. Наиболее богатые книголюбы часто, заказывая книгу переписчику, особо оговаривали элементы ее оформления. Главное внимание уделялось орнаментике и переплету, для изготовления которого использовали слоновую кость, золото, эмаль и драгоценные камни.

В среде византийских собирателей книг была предпринята первая в средние века попытка библиографического описания коллекции. Один из образованнейших византийцев IX века – патриарх Фотий – написал сочинение «Мириобиблион», что означает «Тысячекнижие». Это было описание более чем 300 книг – античных и христианских. Писатель кратко излагал содержание книги и сообщал сведения об авторе. Иногда Фотий не ограничивался простым пересказом и включал в аннотацию собственные размышления и критические заметки.

Об устройстве византийских библиотек известно немного. В раннем средневековье, следуя античной традиции, библиотеку размещали в открытых портиках зданий, и даже владельцы частных собраний, следуя моде, охотно выставляли свои книжные богатства напоказ. Постепенно эта традиция открытого хранения книг стала заменяться практикой их скрытого «сбережения» от читателей. Эти перемены были вызваны обстоятельствами разного характера. Во-первых, в средние века стоимость книг существенно возросла. Во-вторых, сказывалось влияние христианства, которое изначально было преследуемой и гонимой религией и поэтому религиозные книги хранились в потаенных, укрытых местах – сундуках и ларях. В больших библиотеках книги снабжались шифром и расставлялись в соответствии с ним. На некоторых дошедших до нас рукописях сохранились пометы, обозначавшие шкаф (или полку) и место книги на полке.

Судьба византийских библиотек незавидна. Невосполнимый ущерб им причинили вторгшиеся на территорию империи крестоносцы. В начале XIII века они захватили Константинополь штурмом и разграбили город. Сохранились свидетельства о том, что крестоносцы беспощадно уничтожали книги и проносили на копьях через весь город письменные принадлежности. Целые транспорты, груженные военными трофеями крестоносцев – богато украшенными византийскими рукописями – отправлялись в Западную Европу.

Во второй половине XIV века Константинополь был восстановлен и вновь стал столицей империи. Вместе с разрушенным городом восстанавливались и библиотеки, но это спокойствие было недолгим. В середине XVY века Византийская империя пала под натиском турков-осман, и снова это сопровождалось разрушениями, сожжением и расхищением книгохранилищ. Историки писали о кораблях, увозивших книги, о груженых рукописями телегах, о том, что золото и серебро, украшавшие переплеты, безжалостно сдирались и продавались.

Значение Константинополя для западной цивилизации велико. Деятельность византийских библиофилов, работа скрипториев, сам факт существования множества библиотек помогли сохранить значительную часть наследия Эллады, утраченного в то время для Запада.

 

Вывод.

Таким образом, книги, создаваемые практически поэкземплярно, стоили дорого. В этой связи важное значение приобретают книжные хранилища, которые устраивались при светских и церковных заведениях. В библиотеках собирались священные писания, жития, сочинения святоотеческой литературы, литургические книги.

 

2. Монастырские   библиотеки   средневековой  Европы

 

Центрами книжной культуры в раннем средневековье были монастыри. В разных государствах распространение христианства и создание монастырей происходило в разное время, но в целом по Европе в V-VI веках появились, а в IX-X веках получили широкое распространение монастыри, церкви,  монастырские  школы и библиотеки при них. В это время появилась даже поговорка: «Монастырь без библиотеки то же, что лагерь без вооружения». Известный философ и теолог Фома Аквинский писал: «Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без нее он все равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда, суд без часовых...»3.

Одним из первых монастырей Европы был Виварий. Он обязан своим созданием величайшему культурному деятелю средневекового Запада – Кассиодору Сенатору (487-578). Выходец из знатной римской семьи, писатель, философ, он был секретарем и советником короля Италии, потом стал министром двора, консулом, губернатором. Кассиодор мечтал о создании могучего итало-готского государства, вынашивал идею об организации в Риме первого христианского университета. Замыслы эти осуществить было невозможно и, видимо, сознавая это, Кассиодор оставил государственную службу и основал в 550 году на юге Италии Виварий, что значит по латыни «Приют мысли».

Это был подлинный, хотя и не типичный для Европы середины VI века, центр культуры. Именно в Виварии Кассиодор хотел сохранить для потомков те литературные и научные ценности античного мира, которые еще не погибли. Он организовал в монастыре школу для юношей с традиционно-античным набором предметов: грамматика, риторика, логика, музыка, математика, космография. Была создана библиотека и скрипторий. Виварий был местом не только хранения и копирования текстов, но и плодотворной литературной работы по редактированию, корректированию, переводу текстов и даже созданию оригинальных произведений.

Кассиодор заботился о высоком качестве копирования книг, четком порядке в скриптории и библиотеке. Для этого он создал специальное «Руководство к изучению божественной и светской литературы» (в некоторых переводах название книги звучит как «Введение в духовное и мирское чтение»). Двухтомный труд Кассиодора считается одним из первых крупных пособий по формированию фондов библиотеки; в нем сформулированы некоторые правила управления библиотекой и скрипторием. Эта книга, кроме всего прочего, содержала и обширные сведения о литературе, то есть это было своего рода библиографическое пособие. Позднее исследователи с помощью этого «Руководства...» смогли установить репертуар книг Вивария. Это были богословские и юридические трактаты, произведения христианских писателей, античные книги по космографии, медицине, философии.

Кассиодор прожил 100 лет, из них 50 он посвятил Виварию. Виварий вместе с библиотекой и скрипторием не надолго пережил своего организатора – он прекратил существование в конце VI – начале VII века.

После принятия христианства на Руси отличительными чертами ее культурного развития стали скорое и относительно широкое (по сравнению с Европой раннего средневековья) распространение грамотности; интенсивный рост числа  монастырских   библиотек  и школ, личных книжных собраний князей и высшего духовенства. В этот период закладывался высший авторитет и престиж книги и книжного знания в нашей стране.

Старорусская библиотека сыграла немаловажную роль в отечественном просвещении. В пределах своих реальных возможностей, значение которых не следует преувеличивать, она заботливо хранила и собирала книги.

Старорусская библиотека только зарождалась. Она не соответствовала современным представлениям о библиотеке как социальном институте. Правильнее говорить о раннем прототипе библиотеки, который постепенно и очень медленно приобретал черты специализированного учреждения.

Феодальная раздробленность и монголо-татарское нашествие приостановили развитие культуры книжного дела и библиотек на Руси.

Монастырские   библиотеки  на Руси, появившиеся в XI веке и сильно пострадавшие в период монголо-татарского нашествия, стали постепенно возрождаться с XIV века. Росту  монастырских   библиотек  благоприятствовала общая обстановка в стране, сложившаяся после Куликовской битвы, когда ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы, окрепло национальное самосознание русского народа и оживилась культурная жизнь4. Развитию и процветанию  монастырских   библиотек  способствовали и особые условия, в которых находились монастыри. Им покровительствовали князья и богатые люди; монастыри являлись центрами тогдашней образованности, которая вплоть до конца XVII века имела преимущественно духовный характер.

Информация о работе Библиотеки в 19 веке