Библиотека в системе социокультурного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (1).docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она  может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может  заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и  т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в  некоммерческой сфере довольно часто  субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает  с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг  в социально-культурной сфере –  это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые  им услуги? Зачастую – не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то – заинтересованными  в такой деятельности донорами, что-то – благотворительными фондами и  т.д. Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два  рынка: рынок потребителей и рынок  доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ  с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители  подбираются для обеспечения  интересов доноров, готовые платить  деньги за определенные виды работ  с этими группами.

Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента  в социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности  суть особенности услуг.

 

                                                                29

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно  в создании организационных и  экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Бизнес все более интегрируется  с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все большее  распространение получили спонсорство  и благотворительность, патронаж. Все  это не только резко изменило и  обогатило своим содержанием  технологию менеджмента, придало ему  характер социально и культурологически  ориентированной деятельности.

Важно, что все эти особенности  проявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная  реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые  горизонты развития.

Современный рынок все более  явно глобализируется. Начинается тотальная  конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения  внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.

В этом плане современный бизнес, как впрочем и политика, все  более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем  технологическом содержании современный  менеджмент окончательно приобрел черты  и формы технологии социально-культурной деятельности.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций  развития самого менеджмента, заметно  сближают его со сферой культуры и  социально-культурной сферой в целом.

                                                                30

   Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни , значительное усложнение информационно-библиотечной деятельности предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению.  
Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью, изначально ограниченные только задачей выживания, становятся малоэффективными. Чрезмерная типизация и регламентация организационных структур явились одной из причин слабой адаптации библиотек к новым условиям. Сегодня требуется гораздо большее разнообразие управленческих систем и методов, их потенциальная гибкость, способность адаптироваться как к внешним, так и внутренним изменениям. Следовательно, ключевой задачей современного управления становится обеспечение стратегии развития библиотек.  
«Активные поиски инновационных типов управления, соответствующих современным задачам и функциям библиотечной деятельности, нашли наиболее полное и целостное отражение в концепции библиотечного менеджмента. Специфика библиотечного менеджмента по сравнению с предыдущими теориями определяется, по меньшей мере, двумя его главными особенностями: ориентированностью на решение актуальных проблем управления библиотекой и междисциплинарным характером. Формирование научных основ библиотечного менеджмента было движимо не академическим, а, прежде всего,  социальным интересом достижения большей эффективности библиотечного обслуживания населения. 
В связи с этим, главными задачами библиотечного менеджмента являются: разработка моделей эффективного планирования, гибких организационных структур, обеспечивающих библиотеке стратегические позиции и высокий уровень адаптации к изменениям; формирование комплекса некоммерческого маркетинга, позволяющего библиотеке достичь значимого социального эффекта; развитие методической работы на принципах инновационного менеджмента; выработка механизма управления персоналом и т.п».[20]. 
       В числе направлений, обеспечивающих эффективность современного библиотечного менеджмента, ключевое значение принадлежит управлению проектами. Основу концепции управления проектами составляет системный подход к разработке и реализации сложных задач как на управляемое изменение любой системы, цели которых однозначно выражаются в терминах времени, затрат, результативности, качества.  
Управление проектами открывает широкие возможности участия библиотек

                                                          31

в процессе формирования социокультурной  среды.  41 
 

 

 

 

 

                                                       32

   2.2 .  Социокультурная деятельность библиотек.

    Библиотека как социально-культурный институт призвана удовлетворять информационные , культурные и иные потребности пользователей.  «Основополагающими нормативными правовыми актами, закладывающими правовые основы библиотечного обслуживания в республике, являются Конституция Республики Беларусь и Закон «О библиотечном деле в Республике Беларусь»».[13; с.8]. «Публичные библиотеки занимают сегодня особое место в социально-культурной среде своих регионов, являясь для населения привлекательным объектом не только как информационные и образовательные центры, но и как многопрофильные центры досуга и свободного нерегламентированного общения».[7; с.12].  Термин «культурно-досуговая деятельность» утвердился в теории социально-культурной деятельности к середине 1980-х гг., а в структуру библиотечно-библиографической классификации вошел лишь к началу 1990-х гг. «Появление термина – следствие поиска путей выхода из состояния кризиса культурно-просветительской сферы 80-х гг. Досуговая функция библиотеки – « социальная функция библиотеки, предполагающая организацию культурного и интеллектуального проведения свободного времени людей, содействие межличностному общению в условиях свойственной библиотеке культурной среды»».[7.с.13].

В XX веке произошло осознание детства как глобальной философско – культурологической проблемы. «С одной стороны, культура детства – это автономная социокультурная реальность, обладающая своим собственным  языком, структурой, функциями, традициями. С другой стороны – социальная и культурная среда развития и воспитания ребенка. Современный ребенок вырастает в качественно новом  информационном пространстве. Творчество превращается в непременный атрибут адаптации подрастающего поколения к постоянно изменяющейся социокультурной  среде. Более того если раньше

                                                                 33

творчество было одним из факторов    взросления, то теперь, в XXI веке, оно служит основой социализации детей».[2; с.9].

       Эффективность институтов социализации  сегодня должна оцениваться не  только и не по тому, насколько  успешно они обеспечивают усвоение  и применение унаследованных  от прошлого ценностей и навыков,  а насколько успешно они обеспечивают  усвоение и применение унаследованных  от прошлого ценностей и навыков,  а насколько успешно они готовят  подрастающее поколение к самостоятельному  творчеству, постановке и решению  новых задач, которых не было  и не могло быть в опыте  прошлых поколений.  В нашей  стране большое внимание уделяется  библиотечному обслуживанию детей  и подростков. Детские библиотеки  организуют библиотечное обслуживание  детей и подростков, руководителей  детским чтением. Они помогают  гармоничному развитию особы  школьников, организации учебного  и воспитательного процесса, прививают  навыки самостоятельной работы  с книгой. Одной из главных  задач, которая стоит перед  библиотечными работниками, - вести  постоянную работу по распространению  информационной культуры среди  детей и подростков. Заслуживает  внимания и мысль Н. И. Гендиной, что необходимо « преодолеть  разрыв между культурой традиционной  – книжной, каталожной, во многом  архаичной – и новой, электронной  культурой, потому что появление  одной не отрицает другую. Мир  книги не умер, библиотеки как  были, так и остаются основным  социальным институтом – держателем  информации. Надо научить человека  пользоваться и тем и этим». Таким образом,  необходимо  осознать формирование нового « образа» библиотеки, под которым подразумевается система знаний о библиотеке не только как о месте, где можно взять на время книгу, но и как о консультационном центре поддержки, где каждому посетителю будет предоставлен индивидуальный подход в решении каких-либо проблем.  

Таким образом, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной

                                                34

деятельности), разработке путей и  средств достижения_поставленных_целей        
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.                                
Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции,_сохранения) социальной и_культурной_целостности.            

 

       Заключение.

На основе проведенного анализа  можно сделать вывод, что происходящие в обществе изменения являются мощными  факторами развития современных  библиотек. Они в значительной степени  повлияли на выбор миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, к разработке библиотечных технологий и развитию персонала, модернизации традиционных и освоению новых направлений  деятельности.

Рассмотрение библиотеки в общекультурном, социальном контексте позволило  обнаружить такие свойства, которые  являются с одной стороны следствием глобальных перемен, связанных с  развитием общества знаний, а с  другой – необходимым условием развития библиотеки как социального института  воспроизводства знаний.

 

                                                               35

Анализ происходящих социокультурных  трансформаций библиотеки показал, что современная библиотека –  это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная  институция. Библиотека собирает, организует и сохраняет документированное  знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Она формирует и удовлетворяет  информационные, образовательные и  культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также  устойчивое развитие человеческого  общества. Библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения  к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов  на протяжении всей жизни.

Библиотека является одной из базовых (исходных) структур социума, поэтому  изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно. Общественная миссия библиотеки как социокультурного института определяется характером развития цивилизации.

Происходящие в современном  обществе изменения привели к  трансформации социальных функций  библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная  и культурная) функции обогатились  новым содержанием, расширились  возможности их реализации. Особую актуальность и развитие получили такие  функции библиотеки, как коммуникативная  и когнитивная, так как они  обеспечивают возможность познавательного  процесса, преемственность культурного  развития и использование общественного  культурного достояния человечества.

 

 

 

                                          36

                                                                Список литературы:

  1.  Антонюк Г.А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты / Г.А. Антонюк.- Минск: Проект-пресс, 1978.- 127с.   

   2. Бельмис Е. Формирование  « образа » библиотеки XXI века / Е. Бельмис

// Библиотечное дело.- 2007.- №13[61].- С.9-10.

   3. Волкова И. Информационные  технологии в работе библиотеки / И. Вол-

кова  // Бібліятэка прапануе.- 2010.-№5.-С. 25-27.

    4. Демешко Л.А. Социально – культурная и образовательная направленность деятельности публичных библиотек / Л.А. Демешко, С.В. Зиг-

монтович // Сацыяльна – педагагічная работа.- 2010.- №10.- С.49-53.

    5. Жарков А.Д. Технология культурно – досуговой  деятельности / А.Д.Жар-

ков.- Москва: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1998.- 248с.

    6. Жаркова Л.С. Методика  организационной работы библиотеки  в сфере 

Социально – культурной деятельности: научно – практическое пособие /

Л.С. Жаркова : [Литера], 2009.- 110с.

    7. Задерковская Н. Социокультурная  деятельность публичных библиотек:  вопросы терминологии / Н. Задерковская // Бібліятэчны свет.- 2007.- №4.- С.12-15.                    

   8. Зайцев В.Н. Социокультурная  деятельность – один из путей  развития информационного общества  / В.Н. Зайцев // Библиотековедение.- 2004.- С.23-25.

   9. Кирюхина Л. Тенденции  развития публичных библиотек  Беларуси: реалии и потребности  общества / Л.Кирюхина // Бібліятэчны свет.- 2003.- №1.- С.11-13.

  10.Киселева  Т.Г. Основы социокультурной деятельности: учеб.пособие // Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; МГУК.- Москва, 1995.- 136с.

 

                                                              37

Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования