Библиотека в системе социокультурного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы социокультурного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать состояние социокультурной среды, выделив конкретные проблемы и обозначив варианты их решения.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомится с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать тенденции развития социокультурной среды
4) Обобщить содержание социокультурных проблем и варианты их проектных решений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирования.
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования.
1.2. Задачи и принципы социокультурного проектирования.
Глава 2. Проектная инновация деятельности библиотек.
2.2. Социокультурный менеджмент и маркетинг.
2.3. Социокультурная деятельность библиотек.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (1).docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

Практические мероприятия  могут быть направлены непосредственно  на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления  проекта. Например, в содержании проекта  предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и  задачами проекта, но необходимые для  его финансового обеспечения (благотворительные  вечера, аукционы, платные услуги и  т.д.), формирования благоприятного общественного  мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции  и 

                                                          15

др.). Для корректировки  содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения  могут планироваться опросы общественного  мнения.

В рамках конкретного проекта  содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками  учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально  владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта  используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

Кроме специалистов, владеющих  технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и  реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:

1. Органы принятия решений  в сфере культуры, чьи функции  связаны с обеспечением разработки  программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией. 

2. Государственные и негосударственные  учреждения и организации, научные  и экспертные советы, способные  взять на себя ответственность  за разработку, научное обоснование,  квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив  с точки зрения целесообразности  их поддержки. Творческие объединения,  благотворительные организации  могут проводить специальные  мероприятия, направленные на  привлечение внимания населения,  средств массовой информации  к программам, проектам (пресс-конференции,  выставки, концерты, аукционы, массовые  акции и т.п.).

3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения — оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.

                                                           16

Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые  представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение  инновационных элементов.

Целевая установка  проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:

— для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере — хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).

— освоения и активного  использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного  наследия (элементов предметной среды  прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.).

Целенаправленная  поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:

— выявление, поощрение и  тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней  социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования  человека в среде, форм оптимальной  организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

— освоение эффективных  с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и  неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;

— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать  возникающие в процессе его жизнедеятельности  проблемы.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое

                                                          17

 может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия — как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

В зависимости от позиции  проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, а уже потом — саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.

Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно” преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния “чужой” культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.13

 

                            

 

                                                           18

Идея развития, лежащая  в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии  ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное  мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в  радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации  механизмов внедрения инноваций. 

                            

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере  культуры характеризуется категорией "социально-культурная деятельность", которая обозначает как различные  феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи необходимо более  четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом  практической деятельности (и прежде всего — проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и "культура", рассмотреть их как  относительно автономные друг от друга  реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум как явление, предмет  анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми  общественными образованиями, а  также процессов "социальной механики", т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при  анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации,

                                                          19

обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных  сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения  их во внутренние качества личности.

 “Социальное" и  "культурное" растворены друг  в друге, ибо в любом социальном  явлении всегда присутствует  человек как носитель социальных  ролей и культурных ценностей.  Именно человек является первичным  "атомом" социальных структур, отношений и культурных процессов. 

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с  оппозиционными функциями и смыслами:

Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной  природы и природы своего "национального  мира". Культура — это врастание  в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума —  делать человека общественным, обеспечив  его набором необходимых ролей  и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению  социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность смысло—  и ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно  теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую  взаимосвязь этих категорий.

 

                                                          20

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее — ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс  создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а  также материализованных результатов  культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории "деятельность"; во-вторых, актуализирует  и проясняет категорию "социального", ибо культура как процесс "живет" в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура "застывает" в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Итак, взаимосвязь социального  и культурного, опосредуемая деятельностью  различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная деятельность".

Представление о социально-культурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет четче  определить проблемное поле, которое  задает функции специалиста, работающего  в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его проектной деятельности. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического  подхода, включает закономерности, механизмы  и условия оптимизации культурных процессов на обозначенных выше уровнях  — общенациональном (в рамках государственной  культурной политики); региональном (в  деятельности территориальных органов  управления культурой и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного  руководства процессами становления  и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Именно на этих уровнях возможна и наиболее эффективна регуляция культурных процессов  — в силу социально-правовой определенности как объекта, так и субъекта регулирования.

Здесь мы выходим на второй аспект содержания социально-культурной деятельности — как способа осуществления  определенных профессиональных функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение конкретных целей  и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач. Эта деятельность может быть как объектом анализа (с позиции  ее ценностей, целей, функций), так и  предметом практического овладения  — в форме освоения различных  социально-культурных технологий (например,

Информация о работе Библиотека в системе социокультурного проектирования