Архитектурный ансамбль Богучарово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:52, реферат

Краткое описание

Усадьба – создание особого мира. Это некоторое «островное» положение пейзажа. Это и некоторая обособленность от внешнего мира довольно условными границами в виде естественных препятствий – водных преград (речек, прудов), оврагов лесов, а также искусственных рвов, въездных башенок, обелисков и т.п.
Архитектурный комплекс усадьбы «Богучарово» великолепно вписался в природный ландшафт и дополнен искусственно созданным парковым ансамблем.
Усадьба «Богучарово» представляет собой один из ярчайших примеров отражения культуры российской провинции, как выражение передовых художественных вкусов своего времени и идейных устремлений общества, как проявление выраженного личностного начала, в том числе роли владельцев (на каждом временном этапе) усадьбы в формировании своеобразной культуры.
Сохранившиеся архитектурные сооружения усадьбы – реальные памятники усадебного строительства.
Необычайно интересны некоторые исторические сведения о местности усадьбы. Первопоселенцами этих земель были финно-угорские племена. О том, что это были финны, говорят как некоторые географические названия, так и, особенно, памятники финского религиозного культа, так называемые камни-мегалиты.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектурный ансамбль Богучарово.docx

— 33.56 Кб (Скачать файл)

    Перебравшись  из Богучарова в Тулу, вещи  немедленно начали «разбегаться».  Появление добротной и фактически  бесхозной мебели вызвало активный  интерес чиновников и хозяйственников.

    17 ноября  заведующий губоно передал Нечаевой  в губмузей распоряжение «экспонаты  Богучаровского музея выдать  представителям центра... тт. Бабенчикову  и Гурикову для доставления  в центр, за исключением экспонатов, имеющих краеведческий характер».  Бабенчиков в тот же день  дал две расписки. Первую - в том,  что в случае обнаружения при  разборке перевозимого имущества  экспонатов, представляющих краеведческий  интерес, обязуется оставить их  Тульскому музею (при условии  отсутствия к ним интереса  у музея центрального). И вторую: «Вещи, подлежащие вывозу в  центр из бывшего Богучаровского  музея, приняты. Ученый сотрудник  Российского исторического музея  М. Бабенчиков».

    Этот документ  поставил последнюю точку в  короткой истории Богучаровского  музея. Тот перестал существовать  и вскоре был позабыт.

    Но Богучаровская  усадьба А.С. Хомякова как целое,  как мемориальный комплекс - каковым  она оставалась и при Д.А.  Хомякове и в музейный ее  период - существовать перестала.  Урон при этом был нанесен,  думается, не одному Богучарову. Разрыв связей пространственных  и генетических осиротил и  бездушные вещи. Тонко чувствовал  незримые нити, объединявшие предметы  со средою бытования, души - с  пространством бытия, неизвестный  автор цитированного выше документа  - посвященного музею доклада,  относящегося к 1923 году, поре размышлений  и споров о судьбе музея.  «Как бытовой музей, - писал он, - само собою разумеется, Богучаровский  музей тесно связан с местом, так как взятые от него порознь  предметы (мебель, книги и пр.) в  другой обстановке потеряли бы  свое значение. Оно ... могло бы  сохраниться (и то не совсем) лишь при переносе самого здания  и окружающих его построек  и природы». А поскольку это  невозможно, «музей не может быть  оторван от Богучарова».

    Тем не  менее, в середине августа 1924 года музей был оторван от  Богучарова, а 17 ноября - и от Тулы, после чего повернуть процесс  назад стало уже невозможным.  История Богучаровского музея  закончилась, плавно перейдя в  историю движения и постепенного  рассеяния его коллекций.

    Большая  их часть ушла в Москву, в  Российский, ныне Государственный,  исторический музей. Находящиеся  в нем архивные материалы сегодня  широко используются исследователями  жизни и творчества Хомякова.

    Судьба  хомяковской библиотеки менее  благополучна. Стены Исторического  музея она покинула с выделением  из него в 1938 году Государственной  публичной исторической библиотеки, в которой и канула. Незначительная  часть материала осталась в  Туле. Сравнительно немного - в  ТХИМе. С разделением последнего  на музеи краеведческий и художественный - разделились и эти крохи.

    Указом  Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.  родовая усадьба А.С. Хомякова  «Богучарово» отнесена к объектам  исторического и культурного  наследия Федерального значения.

     На  территории Октябрьского сельского  округа МО «Ленинский район  Тульской области» в 1996 году  открывается культурно – просветительский  центр А.С. Хомякова, который располагается  в родовом доме поместья Хомяковых  с. Богучарово.

     Главным  направлением работы КПЦ А.С.  Хомякова стала подготовка празднования 200-летия со дня рождения А.С.  Хомякова и создание музея-усадьбы  А.С. Хомякова «Богучарово». Для  этого ведется поиск информации, выявляется родословная А.С.Хомякова, начинается формирование фондов, налаживаются контакты с потомками  из рода Хомяковых, учреждениями  краеведческого характера, заинтересованными  лицами.

     Нелегкой  задачей было открытие церкви  Сретения Господня, входящей в  архитектурный ансамбль. Она не  действовала для прихожан, т.к.  служила складским помещением  для совхоза.

     Уже  в 1996 году проводятся первые  «Хомяковские чтения», на которые  были приглашены потомки Хомякова  – правнучка А.Шатилова из  США, Челищевы – из Англии. Разворачивается экскурсионная  деятельность. Усадьба начинает  возрождаться.

     На  протяжении восьми лет КПЦ  А.С.Хомякова принимало активное  участие в организации и проведении  традиционного муниципального фольклорного  праздника, ставшего традицией.  Мероприятие проходит ежегодно  в день рождения А.С.Хомякова 13 мая. 

    Объем  накопившихся материалов по жизни  Хомякова, рост фондов способствовал  созданию «Историко-художественного  музея А.С.Хомякова», название  которого было присвоено 1 января 2005 года. Этот день можно считать  не только днем формирование  музея, но и возрождения родовой  усадьбы Хомякова, ставшим вторым  рождением.

Информация о работе Архитектурный ансамбль Богучарово