Архитектура и изобразительное искусство древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Содержание

Введение
1.Строительство и архитектура Древнего Египта
2.Особенности изобразительного искусства
Тест
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Первоначально в мифах  египетский Сфинкс сохранял черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса, пожирая прохожих. В мифах древних греков Сфинкс — это чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с телом льва, лицом и грудью женщины, и крыльями птицы. асположившись на горе близ города Фивы, Сфинкс задавала каждому проходившему загадку — «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Тех, кто не сумел разгадать загадку, Сфинкс убивала. Дать отгадку сумел Эдип — «Человек в детстве, зрелости и старости». После чего Сфинкс бросилась со скалы.

Проживающие в этом районе арабы называли статую Абул Хол, что  в переводе означает «отец ужаса». Как установили филологи, полное название статуи означало «живой образ Хафры». Таким образом, Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с символами царской власти и телом царя пустыни. Следовательно, в понимании древних египтян Сфинкс в одном лице представлял собой бога и льва, стерегущего свою пирамиду.

Многие мистические  учения и маги всех времен пытались найти магические объяснения назначению сфинкса. Вот что писал классик оккультизма Элифас Леви в своей «Истории магии»: «Гермес Трисмегист сформулировал свой символ, названный Изумрудной Скрижалью: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, и то, что вверху, подобно тому, что внизу, для действий чудес одной сущности». Свет — это Исида, или луна, огонь — это Осирис, или солнце; они — мать и отец великой Теллус, а она есть всеобщая субстанция. Гермес Трисмегист утверждает, что эти силы достигли своего абсолютного проявления в тот момент, когда была создана земля. Четыре проявления единой субстанции были представлены Сфинксом. Его крылья соответствовали воздуху, бычье тело — земле, женская грудь — воде, а львиные лапы — огню. Такова тайна охраняемых Сфинксом трех пирамид с квадратными основаниями и треугольными гранями. Возводя эти памятники, Египет пытался воздвигнуть Геркулесовы столпы универсальной науки. Разгадай или умри — такова была страшная дилемма, предлагаемая Сфинксом претендентам на трон Фив. Смысл заключался в том, что тайны науки являются тайнами жизни; альтернативы — править либо подчиняться, быть или не быть. Силы природы сломят нас, если мы не обуздаем их, чтобы использовать для завоевания мира. Сложная форма Сфинкса является иероглифической аналогией четырех свойств универсальной действующей силы — Астрального Света — уплотнения, разложения, охлаждения и нагревания. Эти четыре свойства, направляемые волей человека, способны изменять все фазы Природы, производя здоровье или болезнь, жизнь или смерть, богатство или бедность, любовь или ненависть, в соответствии с заданным импульсом. Они способны поставить все отражения света на службу воображения, они являются парадоксальным решением немыслимых вопросов, которые может поставить Трансцендентальная Магия».

С давних пор ученые считали  Сфинкса ровесником Великих пирамид, однако здесь есть одна странность. Дело в том, что в древних папирусах дошедших до нас и относящихся к эпохе постройки пирамид, не обнаружено ни малейшего упоминания о Сфинксе. И, если иероглифы донесли до нас имена строителей Великих пирамид, кто создал Сфинкса остается загадкой. Только лишь спустя четыре века после завершения строительства Великих пирамид, появляются первые письменные упоминания о Сфинксе. В этих рукописях его называют «шепес анх», что означает «живой образ». Наука затрудняется дать объяснение этому названию. [1, c.156]

2.Особенности изобразительного  искусства: незыблемость, грандиозность, устойчивость традиций и канонов, симметрия, декоративность. Связь искусства с религией. Портрет Нефертити, изображение фараона Тутанхамона

Изобразительное и монументальное искусство Египта неcело на себе печать египетской культуры в целом.

 

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались также иероглифами. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).



Перед заупокойными храмами  также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н. э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н. э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. «Отец трепета» — так называли это изваяние.

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхе-та III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н. э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Подтверждением высокой  культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н. э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. — красавица грядет) — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство  Древнего Египта отличалось яркими и  чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни. [3, c.93]

Большое развитие получил  скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат местилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй — мужчину обычно изображали в возрасте 40—50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20— 25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты  жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки. Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик — раскраска и положение — определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

Итак, из поколения в  поколение, из тысячелетия в тысячелетие — один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя. [6, c.58]

Тест

Из перечисленных ниже укажите памятники искусства  Древнего Египта:

  1. Пирамиды Хеопса
  2. Вавилонская башня
  3. Большой сфинкс в Гизе
  4. Пирамида Джосера
  5. Висячие сады Семирамиды
  6. Карнакский храм
  7. Александрийский маяк

Ответ: 1, 3, 4, 6,7

 

Заключение

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали “ненормальностью”. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения “заупокойного культа”, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено - средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной отсвета и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились  для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - “ка”, т.е. Бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

 

Список литературы

  1. Гринберг Т.Э. Культурология: учебное пособие для вузов/ Т.Э. Гринберг.-М.: Аспект Пресс, 2010.-317 с.
  2. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Культурология/ Е.В. Егорова-Гантман, К.В. Плешаков.-М.: Никколо М, 2009.-240 с.
  3. Козлов Р.А. Наследие Древнего Египта//Культура.-2011.-№4.-С.93-95.
  4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в культурологию: Учебник для студентов вузов.-4-е изд, перераб. и доп.-М: Аспект Пресс, 2010.-477 с.
  5. Хейвуд Э. Культурология: Учебник для студентов вузов/ пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского.-М. Юнити-Дана, 2011.-544 с.
  6. Шомова С.А. Культура Древнего Египта// Культура.-2012.-№9.-С.57-63.

 

 


Информация о работе Архитектура и изобразительное искусство древнего Египта