Архитектура древнегреческого театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Театр в древней Греции зарождался, прежде всего, как драма, чему предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор – пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.
Рождение греческой драмы связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении веков. У земледельческих народов мимические игры входили в состав праздников, посвященных умирающим и воскресающим богам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: “страстную”, серьезную, и карнавальную, прославляющую победу светлых сил жизни.

Содержание

Задание на выполнение контрольной работы………………………………3
Содержательная часть. ……..………………………………….…………….3
Введение. ……..………………………………….………………………..3
Образование жанров древнегреческой драмы..........................................4
Творчество великих древнегреческих трагиков ….…………..…………6
Греческий театр классической поры в эпоху эллинизма ……………..10
Архитектура древнегреческого театра………………………………….11
Заключение…………………………….……………..……………………...13
Библиографический список……………….………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затем следует парод – песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом (песня, исполняя которую хор покидает сцену). В трагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев.

Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов. Стасимы  разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы, строго соответсвующие по структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа были написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа – в другом. Таких пар в стасиме бывает несколько, их замыкает общий эпод (заключение).

Песни хора обязательно исполнялись  под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами. Трагический танец назывался эммелейя.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяются следующие:

«Персы»(472 г. до н. э.), где прославляется победа греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н. э.);

«Прометей Прикованный» – возможно самая известная трагедия Эсхила, повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного;

трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), известная тем, что единственный дошедший до нас полностью образец трилогии, в которой мастерство Эсхила достигло своего расцвета.

 

Софокл (496-406 до н. э.) происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование. Его художественная одаренность проявилась уже в раннем возрасте: шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшем саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды – занимал чаще всего первые и редко вторые места.

Софокл принимал участие  и в государственной жизни, занимая  ответственные должности. Так, он был  избран стратегом (военачальником) и  вместе с Периклом участвовал в экспедиции против острова Самоса, решившего  отделится от Афин. После смерти Софокла сограждане почитали его не только как великого поэта, но и одного из славных афинских героев.

До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120. Трагедии Софокла несут  в себе новые черты. Если у Эсхила главными героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается влияние богов, даже если они и не появляются по ходу действия, и эти боги также могущественны, как и у Эсхила, они могут сокрушить человека. Но Софокл рисует, прежде всего, борьбу человека за осуществление своих целей, его чувства и мысли показывают страдания, выпавшие на его долю.

У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как  и у героев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных колебаний. Борьба ввергает героев в величайшие страдания, и иногда они гибнут. Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут, потому что их ведет гражданский и нравственный долг.

Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны  с коллективом граждан – это воплощение идеала гармонической личности, который был создан в годы расцвета Афин. Поэтому Софокла называют певцом афинской демократии.

Однако творчество Софокла  сложно и противоречиво. Его трагедии отразили не только расцвет, но и назревающий  кризис полисной системы, закончившейся  гибелью афинской демократии.

Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части комедии (эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым и достоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла продолжает играть важную роль в трагедии и число хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла  отказаться от трилогий, где прослеживалась обычно судьба целого рода. По традиции он представлял на состязания три трагедии, но каждая из них была самостоятельным произведением.

С именем Софокла также  связано введение декорационной  живописи.

Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это «Антигона» (около 442 до н. э.), «Царь Эдип» (около 429 до н. э.) и «Эдип в Колоне» (поставлен в 401 г. до н. э., уже после смерти Софокла, его внуком).

В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род: сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужасную правду, он выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии «Царь Эдип». После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный богами, Эдип божественным образом умирает – его поглощает земля. Это происходит в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальца становится святыней афинской земли. Об этом рассказывается в трагедии «Эдип в Колоне».

Трагедии Софокла явились  художественным воплощением гражданских  и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода  ее расцвета (Софокл не дожил до страшного  поражения афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н. э.). Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.

 

Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла – Еврипида (около 485-406 до н. э.).

Родители Еврипида, были зажиточными людьми, и он получил  хорошее образование. В противоположность Софоклу Еврипид не принимал непосредственного участия в политической жизни государства, однако он живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков на современность.

Большого успеха у современников Еврипид не имел: за всю свою жизнь он получил лишь 5 первых наград, причем последнюю – посмертно. Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая, где пользовался почетом. В Македонии он и умер (за несколько месяцев до смерти Софокла в Афинах).

От Еврипида дошло  до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил своих героев к действительности: он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими, «каковы они есть». Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей.

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований, и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.

По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной  демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторых  его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на преступление.

Заслуживает внимание отношение  Еврипида к рабам. Он считает, что  рабство – это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.

Еврипид часто откликается  в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди защищают независимость своей родины.

Еврипид стал первым известным  нам драматургом, в чьих произведениях  характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При  этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов.

Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в. до н. э. его  называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение о нем сохранилось на все последующие века.

 

Греческий театр классической поры в эпоху эллинизма (VI-I вв. до н. э.) претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В театре эллинистической  эпохи по-прежнему ставятся комедии  и трагедии. Но от трагедий IV в. до н. э. сохранились лишь небольшие фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства  эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до нас дошли целиком одна пьеса и несколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени – Менандра.

Комедию эллинистической  эпохи называют новой аттической (или новоаттической) комедией. Время ее расцвета – конец IV-III в. до н. э. В новой аттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н. э. На смену представлений о божественном миропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное счастье, общественное положение – все зависит от воли случая. Случай определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии играет мотив любви.

Авторы новой аттической комедии широко использовали психологическую  теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавшим зрителям распознавать тот или иной персонаж.

В новой комедии заметно  влияние Еврипида. Близость многих его героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний – вот то, что новая комедия взяла у Еврипида.

Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора, который был бы органически связан с развитием действия, хор выступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться в сложной интриге.

Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно-филантропическая направленность. В лучших произведениях  проводились передовые идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражения такие важные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные отношения между людьми.

Новая аттическая комедия  пользовалась огромным успехом у  публики. Зрителей привлекало то, как  разрабатывается даже банальный  сюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловко устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

 

 

Первоначально место для представлений  в древнегреческом театре устраивалось крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке – орхестре (от глагола орхеомай – «танцую»), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции, и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону.

Все древнегреческие  театры были открытыми и вмещали  огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре – до 10 тысяч.

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три  главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай – «смотрю») и скену (скенэ – «палатка», позже деревянное или каменное строение).

Размер театра определялся  диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена  располагалась по касательной к  окружности орхестры. Передняя стена  скены – проскений, имевший обычно вид колоннады, изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества.

Информация о работе Архитектура древнегреческого театра