Арабо-исламская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей особенностью арабо-мусульманской культуры было то, что она складывалась как сложный результат синтеза различных культурных традиций. Основой этого синтеза была культура арабского этноса. Но приход арабских кочевников в районы древнейших цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия) способствовал культурному развитию завоевателей. Многочисленные культурные контакты способствовали обогащению арабо-мусульманской культурной традиции. Следует отметить, что многие города, завоеванные арабами, с древних времен были крупными центрами эллинистической культуры: Александрия Египетская, Антиохия, Дамаск и др. Все эти культурные влияния определили быстрые темпы развития арабо-мусульманской культуры, расцвет которой приходится на VIII - XII века. В этот период по уровню развития, блестящим достижениям науки и философии арабская культура намного опережала средневековую Европу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Предпосылки и причины возникновения ислама…………………………….5
2. Быт и обычаи…………………………………………………………………..13
3. Обряды и праздники в исламе………………………………………………..16
4. Искусство………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

рееферат.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

  4.Искусство

  Арабо-мусульманская  культура не создала пластических искусств - живописи и скульптуры в европейском  или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился  к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому  они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и  миниатюрная живопись. Искусство  каллиграфии в мире ислама считалось  самым благородным искусством, а  каллиграфы имели свои «академии» и  пользовались большим почетом.Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Ислам ассимилирует эти архаические элементы, сводя их к наиболее абстрактному и чистому определению, в известной степени нивелирует их и таким образом лишает всякого магического характера. Как результат такого синтеза арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска - не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. В арабеске воспроизведение индивидуальной формы невозможно вследствие бесконечности полотна.Особое распространение в исламе получил геометрический орнамент, имевший символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. Два пересеченных квадрата - образовывали восьмилучевую звезду - самый распространенный элемент мусульманской орнаментики. Треугольник - обозначал «око» Бога. Пятиугольник символизировал пять столпов ислама. Пронизанный символизмом, орнамент читался как открытая книга. Развиваясь под влиянием традиций других народов, он значительно усложнялся. Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.

  Искусство книжной миниатюры символизировало  почтительное отношение арабов к  книгам. Поскольку в запретах «Корана» она не упоминается, то на страницах  рукописей можно увидеть изумительно  выполненные изображения эпических  героев, пиров, батальные сцены. Мир  в миниатюре предстает как  роскошный сказочный сад, в котором  покрытые пестрым ковром разноцветных цветов лужайки, громоздящиеся скалы, серебристые ручьи, ярко синее или  золотое небо и люди в ярких  одеждах; звери и птицы, украшенные узором здания и великолепные предметы утвари.В художественном наследии ислама важная роль принадлежала произведениям прикладного искусства и художественных ремесел. Среди произведений прикладного искусства в первую очередь следует назвать превосходные ковры и ковровые изделия. Особой популярностью пользовались так называемые «персидские ковры», которые ткали из лучших сортов овечьей, а иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие - из шелка. При их изготовлении применялись только натуральные красители: кожура грецкого ореха, гранат, кашениль, индиго. Кроме этого, существовало много процветающих центров, в которых производились керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Все изделия декоративно-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой. Книжная мудрость занимает на Востоке особое место: она развивается в тишине обителей, медресе, в обсерваториях и связана с именами мыслителей, которые составили славу поэзии не только исламской, но и мировой культуры. К наиболее прославленным поэтам исламского мира, кроме О.Хайяма, относятся Фирдоуси - автор грандиозного эпоса «Шахнаме», Низами - автор знаменитой поэмы о любви «Лейли и Меджнун»; Саади - его перу принадлежит поэма «Бустан».К концу IXв., помимо поэзии и научных трактатов, появились проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь». Широко известны также сказания о Ходже Насреддине - тюркском народном герое, сюжеты о похождении которого широко распространены в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Если самым беспристрастным образом подойти к некоторым классическим насреддиновским историям, сразу станет ясно, что чисто схоластической подход к делу считается самым непродуктивным: «Перевозя некоего педанта через бурную реку, Насреддин сказал, что-то такое, что показалось тому грамматически неправильным: «Разве ты никогда не изучал грамматику?» - спросил ученый. «Нет». «Значит, ты потерял полжизни». Через несколько минут Насреддин обратился к своему пассажиру: «Учился ли ты когда-нибудь плавать?» «Нет, а что?» «Значит, ты потерял всю жизнь - мы тонем!..»

  Заключение

  По  моему мнению, вследствие своей большей простоты, доступности, понятности народным массам,  ислам был близок большинству людей. мусульманская культура зародилась в тот день когда  Слово Божье было ниспослано Пророку Мухаммеду. Потом вследствие этого культура, быт и образ жизни людей развивалась под её воздействием. Характерной чертой мусульманской культуры является то ,что она вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад- все это подчинено религиозным законам. Исламская культура играет очень большую роль в искусстве мира, особенно в таких направления как художественные ремесла и ткани. Несмотря на многочисленные изменения, произошедшие в исламе с течением времени, основами его остаются духовные ценности, основанные на общечеловеческих ценностях и морали. Эта культура является самой молодой из всех восточных культур и имеет вполне яркое, прочное  будущее из за того, что он предложил не только новый образ мышления, но и новый образ жизни. 

  Список  литературы

   1. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.

   2. Еремеев Д. Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

   3. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

   4. Мартынов  В.Ф. «Мировая художественная  культура». Уч. пособие. Мн., 1997.

   5. Очерки  истории арабской культуры (V - XV вв.). М., 1982. 
 


Информация о работе Арабо-исламская культура