Арабо-исламская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей особенностью арабо-мусульманской культуры было то, что она складывалась как сложный результат синтеза различных культурных традиций. Основой этого синтеза была культура арабского этноса. Но приход арабских кочевников в районы древнейших цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия) способствовал культурному развитию завоевателей. Многочисленные культурные контакты способствовали обогащению арабо-мусульманской культурной традиции. Следует отметить, что многие города, завоеванные арабами, с древних времен были крупными центрами эллинистической культуры: Александрия Египетская, Антиохия, Дамаск и др. Все эти культурные влияния определили быстрые темпы развития арабо-мусульманской культуры, расцвет которой приходится на VIII - XII века. В этот период по уровню развития, блестящим достижениям науки и философии арабская культура намного опережала средневековую Европу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Предпосылки и причины возникновения ислама…………………………….5
2. Быт и обычаи…………………………………………………………………..13
3. Обряды и праздники в исламе………………………………………………..16
4. Искусство………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

рееферат.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРОЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра социологии и гуманитарного образования 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу «История мировой культуры»

на тему: «Арабо-исламская культура» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                 Выполнил студент:

                                                                           Преподаватель:           

                                                                                         Мустафина Э.М.

  
 

Альметьевск 2012

  

  Содержание

  Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Предпосылки и причины возникновения  ислама…………………………….5

  2. Быт и обычаи…………………………………………………………………..13

      3. Обряды и праздники в исламе………………………………………………..16

    4. Искусство………………………………………………………………………17

  Заключение……………………………………………………………………….19

   Список литературы……………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В истории великих культур арабо-мусульманская  культура занимает одно из важнейших  мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и  Северную Африку. Ее влияние ощущалось  и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим  звеном между культурами античности и средневекового Запада. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями  ислама, который представляет собой  не просто мировую религию, а целостную  культуру - право и государство, философию  и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта.

    Ислам является одной из универсальных  мировых религий, религией откровения, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой, однако человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед пришел с истинным откровениям, исправляя ошибки своих предшественников.

  Насколько, однако, исходные принципы ислама подобны  основам христианства и иудаизма, настолько развитие основных идей ислама пошло совершенно другими путями. Простые идеи, рожденные в среде  кочевников и купцов Аравийского  полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам  ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам  стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование  которых находится в священном  Коране. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то данная им мораль и законы обладают абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью и пригодны «для всех времен и народов».

  Важнейший принцип ислама - монотеизм - вера в единого бога, обладающего жизнью и волей, всезнающего и всемогущего создателя мира. Идея монотеизма в исламе выражена наиболее строго, чётко и последовательно: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». В таких христианских догматах, как Троица и Боговоплощение, ислам видит отступление от истинного монизма.

  Важнейшей особенностью арабо-мусульманской  культуры было то, что она складывалась как сложный результат синтеза  различных культурных традиций. Основой  этого синтеза была культура арабского  этноса. Но приход арабских кочевников в районы древнейших цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия) способствовал культурному  развитию завоевателей. Многочисленные культурные контакты способствовали обогащению арабо-мусульманской культурной традиции. Следует отметить, что многие города, завоеванные арабами, с древних  времен были крупными центрами эллинистической  культуры: Александрия Египетская, Антиохия, Дамаск и др. Все эти культурные влияния определили быстрые темпы развития арабо-мусульманской культуры, расцвет которой приходится на VIII - XII века. В этот период по уровню развития, блестящим достижениям науки и философии арабская культура намного опережала средневековую Европу.

    
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предпосылки и причины возникновения ислама

  Ислам - самая поздняя из мировых религий - возникла в первой половине VII века, в среде арабских кочевников-бедуинов. Как и все другие народы, большинство  арабов были язычниками, поклонялись  различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба  в Мекке, который воспринимался  всеми арабами как высший божественный символ. В VI в. в южной Аравии широко распространилось движение халифов - пророков-проповедников, призывавших отказываться от языческого поклонения богам и идолам в пользу единого Бога. В обстановке резкого спада в торговле, южно-аравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость в условиях разобщенности и нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, генератором которого стала новая религия.

  Основателем ислама был реальный человек - пророк Мухаммед.Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, потом дядя - богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы Хадиджы, матери нескольких детей. Они поженились - это был брак по любви - и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.

  Со  временем Мухаммед все меньше интересовался  торговлей и все больше - вопросами  веры. Свои первые откровения он получил  во сне - ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя Аллаха, Господа. Откровения становились все чаще и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни: борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле, справедливости в отношении бедных.

  Но  вместе с успехами он познал и злобу  богатых соплеменников, в результате чего в 622 г. вместе с группой близких  единомышленников ему пришлось бежать в Медину. Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а переселившиеся в Медину сторонники Мухаммеда получили почетное название - мухаджиры (т.е. совершавшие хиджру).

  Жители  Медины признали Мухаммеда своим  пророком, религиозным и политическим вождем, и поддержали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная борьба между  этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала  центром ислама. Тогда же формируется  мусульманское теократическое государство - Арабский халифат, первым руководителем  которого был сам Мухаммед. Его  сподвижники и преемники на посту  главы халифата провели ряд удачных  завоевательных походов, чем способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией Арабского  Востока. Мухаммед умер в 632г. и был  похоронен в Медине - городе пророка. Его могила - важнейшая святыня  ислама.

  Смерть  Мухаммеда обнажила проблему религии  и власти. Со временем в исламском  мире возник глубокий раскол, ставший  характерной особенностью мусульманской  культуры. Суть его в следующем: близкие  родственники пророка полагали, что  только религиозная святость дает право  на власть, а святость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда - его  дочери Фатимы, которая стала женой  Али, кузена Мухаммеда. Вокруг Али сплотились недовольные властью халифов  шииты, создавшие свою партию. Али  положил начало имамату (в противоположность  халифату), когда во главе государства  должен стоять представитель пророка. Однако власть Али была недолгой, т.к. курейшитский род Омейядов не смирился с поражением и в 661 г. Али был убит в мечети в Куфе. Торжество халифата над имаматом принесло свои богатые плоды. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов.

  Язык

  Существенным  элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная  книга ислама, по мнению правоверных  мусульман, была дана пророку Мухаммеду  в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С этого началось взаимодействие этих двух существенных составляющих арабо-мусульманской культуры. Так, под влиянием необходимости комментировать Коран весьма сильно развивались филологические исследования арабского языка. В свою очередь Коран способствовал расширению сферы распространения и усилению позиций арабского языка везде, где появлялись арабы и обращенные ими в ислам представители других народов. Потому что все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. И как «чудом» считали арабы (и мусульмане) представление миру Корана на арабском языке, так и «чудом» предстает перед нами поразительное развитие арабского языка, который из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

  Когда простые бедуины вышли из Аравийской пустыни в первой половине VII в. для завоевания соседних стран Востока и Запада, то они понесли с собой свой язык, язык древнеарабской поэзии, язык Корана. Он был еще суровым, не обработанным филологами, но потенциально богатым для дальнейшего развития. Они несли с собой свою религию - ислам, который их сплотил в единый боевой строй и объединил идеологически. Арабский язык и Коран - два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.

  С начала своего развития, в классическую эпоху, в века блестящего развития (IX-XII вв.) и в постклассическую эпоху (XIII-XIV вв.) арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого великого мусульманского общества. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах, которые были созданы в регионе ислама в классическую эпоху арабо-мусульманской культуры. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

  Наука

  Первыми центрами науки в мусульманском  мире были мечети - своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным  и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность  в истории арабо-мусульманской  науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар, известную на Западе, и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги - сады ученых».

  Громадный расцвет науки и философии, литературы и искусства приходится прежде всего на первый период господства династии Абас-сидов со столицей в Багдаде. Уже с конца VIII в. началась интенсивная работа по переводу важнейших греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Знаменитый просвещенный халиф аль-Мамун (813-833 гг.) особенно поощрял науку и ученых, допускал свободу мысли. Именно в Багдаде в VIII-Х вв. родился подлинный энтузиазм по отношению к науке. «Поиск знания» стал как бы потребностью широких масс адептов ислама, согласно цитированным выше хадисам. Появились арабские мыслители, которые внесли в сокровищницу арабо-мусульманской культуры древние научные и философские достижения иных народов, но и своим оригинальным творчеством продвинули вперед науку и философию.

  Не  только на арабском Востоке, но и на арабском Западе, в арабской Испании, называемой Андалузией, развивались  блестяще наука, философия, литература и искусство под покровительством халифов Омейядов из Кордовы, а затем их преемников, эмиров - властителей мелких государств. Кордова, столица «испанских» Омейядов, прославилась как центр утонченной культуры, не уступавший Багдаду Абассидов. Наряду с Кордовой известны были также другие центры высокой культуры: Севилья, Толедо, Громада. Ученые из мусульманских стран Востока, где наука и философия уже с XII в. начали клониться к упадку, а также ученые из Италии, Франции и Англии прибывали в эти центры культуры для изучения таких светских наук, как астрономия, медицина, география и другие естественнонаучные дисциплины.

Информация о работе Арабо-исламская культура