Антонио Вивальди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:25, реферат

Краткое описание

Антонио Вивальди!... Кто сейчас из самых широких слоев любителей музыки не знает этого имени? А ведь еще в 30-40-ых годах XX века творчество великого итальянца интересовало лишь узкий круг историков музыки да педагогов по скрипке начальных музыкальных школ. В XX веке Вивальди получил второе рождение. Его наследие кропотливо изучается, в Италии возник Вивальдиевский центр, пропагандирующий его музыку, его произведения включены в программы всех камерных оркестров мира.
Всесветной славой пользовался Вивальди при жизни. Его оперы шли в крупнейших театрах Италии, его сочинения издавались нотоиздательствами Италии, Франции, Голландии.

Содержание

1. Введение 1
2. Краткая биография 2
3. Новый жанр. 5
4. Заключение. 12
5. Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Антонио Вивальди.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Не в меньшей степени  показательна и лирика концертов  Вивальди.                   В мелодиях его произведений драматические, экспрессивные возгласы бывают часто сопоставлены с жалобными, молящими фразами, вносящими                в эту драматическую атмосферу оттенок нежной чувствительности. Он создает и образы простой, сердечной лиричности, покоряющие своей безыскусственностью, душевной открытостью. Примером может служить вторая тема первой части Концерта для двух скрипок.

Медленные части концертов  Вивальди несут в себе благородную  скорбь, поразительную возвышенную  одухотворенность и представляют собой  одно из великих завоеваний Вивальди.

Трудно назвать современного Вивальди композитора, который мог бы сравниться с ним по разнообразию, красоте и вдохновенности мелодий. Об изумительной красоте мелодий Вивальди можно судить по теме первой части знаменитого Ля-минорного концерта для скрипки с оркестром.

Мелодии Вивальди поражают разнообразием типов и характеров, а также своей протяженностью. Композитор добивается широчайшего  распева в лирических темах, в  которых мелодия льется привольно, «захватывая» все новые и новые пространства. Наряду с этим у него часто можно встретить песенно-танцевальные темы (например, тема первой части концерта «Осень»). Эти мелодии обычно отличаются народностью.

Есть у него мелодии  и речитативно-декламационного склада и полифонического построения.

Вивальди принадлежал  к числу величайших создателей новых жанров, новых систем творчества, по которым затем писали свои произведения целые поколения композиторов. Фактически это он узаконил трехчастную форму концертного жанра (в отличие от четырехчастного цикла доклассической сонаты) и определил тип, характер каждой части в нем. Две быстрые крайние части оказались разделенными медленной. Три части – это три состояния (или три картины в изобразительных программных сочинениях).

В быстрых частях с  их оживленным интенсивным развитием, оживленной перекличкой, соревнованием оркестра и солиста, т.е. сменами тутти и соло, как бы фиксировались жизненные впечатления, передавался сам ток жизни. (По-латински «concertare» - сражаться, спорить,                             по-итальянски – устраивать, придумывать, а «concertо» - соглашение,                    «di concertо» - единогласно.

Сущность концертной игры составляет состязание, но не спортивное единоборство, где побеждает сильнейший, а соревнование, предполагающее взаимное согласование усилий играющих музыкантов.)10

В этих же частях ярко проявлялось  еще и игровое инструментальное начало или, иначе, их концертирование.

Именно на концертировании, как соревновании оркестра и солиста, на их прихотливой игре, на смене  звучности тутти и соло и основаны быстрые части концертов Вивальди. Трансформация жанра в творчестве Вивальди проявлялась в постепенном увеличении размеров соло, в их техническом, виртуозном усложнении, то есть во все большем концертировании солиста,                              в регистровом выделении сольной партии, самое же главное – в поручении солисту мелодий тематического значения. Скрипка или какой-либо другой солирующий инструмент начинали перенимать от оркестра его тематический материал.

Именно у Вивальди первая часть стала приобретать характер самой значительной, обладающей наибольшими элементами тематического и виртуозно-концертного развития. Финалы же концентрировали жанрово-танцевальные элементы праздничного или апофеозного типа.

Если в быстрых частях все было построено на концертном соревновании оркестра и солиста, то в медленной части главенствующая роль, как правило, переходит к солисту.

В границы этих форм Вивальди сумел влить грандиозное для  своей эпохи содержание. Полюсы творчества его простираются от галантного рококо до патетического стиля позднего барокко. Вивальди создал искусство, поражающее своей жизненностью.

 

4. Заключение

 

Сегодня можно сказать: прошедшие столетия не сделали  творчество Вивальди музейным, архаичным, оно сохранило всю прелесть непосредственности, живости и свежести.

После более чем 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся           в мир - его прекрасная возвышенная и мелодичная музыка снова мгновенно облетела весь мир и до сих пор находит отзвук в душах многих и многих.

Сейчас редкий оркестр  не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года». Любой музыковед скажет вам, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза…  Владимир Спиваков как-то назвал это произведение «фреской человеческой жизни», ведь человек проходит тот же путь, что и природа — от рождения до смерти.

В наши дни прозрачные концерты венецианца порезаны на звуковой фон для супермаркетов и рингтоны для мобильников. Вивальди часто  используют в кино, когда нет средств  на современного композитора. Он превратился в стандартную музыкальную декорацию, которую можно легко экспортировать в любой пейзаж и любую стилистику. Это своеобразная палочка-выручалочка, опция, облагораживающая изображение, патина под старину. Кто не знает биографии Вивальди, никогда не догадается, что такую полную света, птиц, слез, печали, счастья музыку писал неудавшийся священник, чудаковатый монах, постоянно преследуемый приступами астмы. Да и тот, кто знает, не сможет ответить, почему нам, сложным, занятым современным людям, так нужна эта простая скрипка, которая рассказывает                      о каком-то путнике, пересекающем зимнее озеро по льду.

«Браво, маэстро Антонио!»  – вновь, как много лет назад, разносится под куполами концертных залов непрекращающаяся овация. Уже  надолго, навсегда, навек.

 

4. Список использованной литературы

 

1. Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с.

2. Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085).

3 Старинная музыка. Словарь.  Составители Ю.Булучевский и В.Фомин. -М., Музыка, 1974 - 143 с.

4. Л.Гинзбург, В.Григорьев.  История скрипичного искусства,  т.1 http://blagaya.ru/skripka/history-books/ книги об истории скрипки.

5.  Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская  Музыка для 6 класса учебник, - М.: Просвещение, 2007. – 168 с.

6. Брошюра серии «Искусство», 1986/1 М.Е.Тараканов «Инструментальный  концерт». Л.-М., Знание. 66 стр.

7. 166 биографий знаменитых композиторов / Автор – составитель Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000. 208 с.

8. Антонио Вивальди. 1678 - 1741: краткий очерк жизни и  творчества: Популярная монография / И. Белецкий. - Л.: Музыка, 1975. - 87 с.: ил.

9. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов, издание 5. – Л.: Музыка , 1982. – 200с.

10. «Музыка»: Энциклопедия / под ред. Г. В. Келдыш. –  М.: Большая Российская энциклопедия, 200 . 672 с.

Электронные ресурсы:

11. http://www.muzlit.narod.ru/

12. dic.academic.ru

 

 

.

 

 

 

 

 

 

1 Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с., С.6.

2 Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085). С.8

3 Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085). С.18

4 Вивальди / Вирджилио Боккарди; пер. с ит. А. Б. Махова. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 249[7] с: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1085). С.23

5  Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с., С.9.

6 Старинная музыка. Словарь. Составители Ю.Булучевский и В.Фомин. -М., «Музыка», 1974. – 143 с., С.64.

7Л.Гинзбург, В.Григорьев. История скрипичного искусства, т.1 http://blagaya.ru/skripka/history-books/ книги об истории скрипки

8 Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка» для 6 класса учебник, - М.: Просвещение, 2007. – 168 с., С 87.

9 Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. М.Г.Арановский (составитель).Л.-М., «Советский композитор», 1977г., -246с., С.17.

10 Брошюра серии «Искусство», 1986/1 М.Е.Тараканов «Инструментальный концерт». Л.-М., «Знание», 66 стр., стр.7




Информация о работе Антонио Вивальди