Античные традиции в Византийской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 22:02, реферат

Краткое описание

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год,когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части –
восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался
Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) [1].
Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло
несколько этапов.

Содержание

Введение………………………………………………………2-3
Античные традиции в Византийской культуре…………3-14
Концепция императорской власти…………………………14-17
Заключение…………………………………………………….18-19
Список использованной литературы………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

византия специфика типа культуры.docx

— 65.07 Кб (Скачать файл)

становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному  развитию  народов,

входивших в состав Византии. Политический и  социально-экономический  кризис

Византии в XIII в. и последующая гибель Византийского  государства  явились,

таким образом, закономерным историческим итогом.

 

 

 

   

 

 

 

                                               Заключение

 

     Как известно, в 395  г.  после  смерти  последнего  императора  единой

Римской державы Феодосия I произошло официальное  разделение  империи  между

его сыновьями.  Но  задолго  до  официального  разделения  один  из  римских

императоров, Константин I, стремясь сохранить  державу,  подвергавшуюся  все

более частым нападениям варваров и разграблению, перенес столицу из  Рима  в

провинцию Визант. Там в 330 г. был выстроен новый  город  (Константинополь),

укрепленный с суши и моря.

     Название  «Византия»  появилось  лишь  в   эпоху   Возрождения.   Сами

византийцы  именовали   свою   империю   «Ромейским   (Римским)   царством»,

Константинополь — «Новым Римом», а византийского императора  считали  прямым

наследником римских цезарей. «Новый Рим»  благодаря  исключительно  удачному

расположению  быстро  превратился  в  крупнейший  порт,  место   пересечения

главных торговых путей между Востоком и  Западом.  Да  и  сама  византийская

цивилизация возникла как бы на перекрестке между этими двумя  столь  разными

мирами.  Константинополь  стал  не  только  торгово-ремесленным,  но   также

культурным и религиозным центром.  Для  византийцев  он  был  олицетворением

мощи и красоты их  империи.  Именно  падение  Константинополя  (1453)  стало

концом  и   всей   византийской   цивилизации.   Пространство   византийской

цивилизации не ограничивалось ее столицей, оно было огромным —  до  750  млн

кв.  километров.  Империя  включала  в  себя  Балканы,  Малую  Азию,   часть

Месопотамии  и  Армении,  Сирию,  Палестину,  Египет,   острова   Восточного

Средиземноморья  (в  том  числе  Кипр  и   Крит),   территории   в   Аравии,

Причерноморье и на Кавказе. Историки считают, что в Византии жило 30-35  млн

человек. Среди них были сирийцы и евреи, армяне и  грузины,  греки  и  копты

(они жили в Египте). До VII в. государственным языком  был  латинский  (хотя

римлян в Византии жило относительно немного), затем его сменил греческий.

     Государственное  устройство  Византии   можно   охарактеризовать   как

централизованная  военно-бюрократическая  монархия.  Во  главе   государства

стояли императоры (василевсы), имевшие разное  происхождение,  воспитание  и

нравственные принципы поведения. Власть императора,  которую  на  протяжении

многих веков можно было  получить  людям  разного  происхождения  с  помощью

политических убийств и переворотов,  со  временем  приобрела  идеологическое

обоснование  в  теории  «божественного  происхождения  власти   императора»,

который стал называться «помазанником  божьим».  Был  разработан придворный

этикет, правила  поведения  придворных.  Рыцари-крестоносцы,  воспитанные  в

духе  равенства  с  королем,  после  посещения   Византии,   с   возмущением

вспоминали о  том,  что  один  человек  смеет  сидеть  в  присутствии  столь

большого числа благородных людей[16].

     Своеобразная  византийская  цивилизация  впитала  в  себя  традиции  не

только античного мира,  но  и  восточных  цивилизаций,  наступление  которых

Византии не раз приходилось сдерживать. В VI  в.  Византия  вела  длительную

кровопролитную  войну  с  Персией  (Ираном).  Затем  арабские  племена,  уже

создавшие  свою  государственность   и   объединенные   новой   религией   —

мусульманством, отторгли от  Византии  Сирию,  Палестину,  Северную  Африку.

Тогда же, в VII в., Византия испытала натиск  славянских  племен  с  севера,

где образовалось Первое Болгарское  царство,  до  начала  XI  в.  являвшееся

серьезным врагом ромеев.

     Византийская  империя  просуществовала  на  1000  лет  дольше  Великой

Римской империи, но  была  таки  завоевана  в  XIV  в.  турками-сельджуками.

Несмотря на свое исчезновение, Византия внесла  огромный  вклад  в  развитие

мировой культуры. Ее  основные  принципы  развития  и  направления  культуры

перешли к соседним государствам, и характерно то, что  средневековая  Европа

развивалась на основе достижений последней. Византийскую империю,  с  полным

правом можно назвать «вторым Римом», т.к.  ее  вклад  в  развитие  Европы  и

всего мира (скажем создание крупнейшей правовой кодификации  всех  времен  –

свода законов Юстиниана) ничем не уступает самой Римской империи.

 

 

 

     

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список использованной литературы:

 

     1. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.

     2. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. Очерки. – М.,

        1976.

     3. Всемирная  история государства и права. Энциклопедический словарь. /

        Под  редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001.

     4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 1999.

     5. Иванов С. Византия. – М.: Слово, 2001

     6. Косарев А.И. История государства и права  зарубежных стран. – М.,

        2002.

     7. Культурология. Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Маркова. – М.,

        2000.

     8. Культурология: Теория и история культуры. – М.: Знание; ЦИНО, 1998.

     9. Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). –  М., 1997.

 

 


Информация о работе Античные традиции в Византийской культуре