Античная культура. Общие черты и специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Культура Древней Греции.

Культура Древнего Рима.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология .doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

 

Тема: Античная культура. Общие  черты и специфика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Античная культура. Общие  черты и специфика.

 

Вопросы:

 

  1. Культура Древней Греции.

 

  1. Культура Древнего Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

        Античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Эти ценности воплощали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Данте, Шекспир, Пушкин, Оффенбах, Стравинский и другие великие творцы европейской и мировой культуры. Греческий и латынь оставались и остаются я зыком ученых, юристов, медиков потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.      
      1. Культура Древней Греции.

      Культура  Древней Греции как начало  и парадигма европейской культуры.  
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира.

      Центральным  событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие  вписывались события великого  и вечного, богоизбранного и богохранимого  античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:  античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;  античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.

     Человек не  случайно похож на богов. 

     Главная черта  античной культуры состоит в  том, что она вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.  
Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К концу VI в. до н.э. был достигнут успех в этом отношении.

       Высокого  развития достигла живопись. Но  фрески и картины, писавшиеся  на деревянных досках, до нас  не дошли. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н.э. вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. На многих вазах сохранились подписи мастеров. Крупным мастером второй половины VI в. до н.э. был Эксекий. Известна расписанная им чаша для питья – килик, на которой изображен плывущий по морю в лодке бог вина Дионис. На амфоре – вазе для вина – работы Андокида изображен Геракл, похищающий трехглавого пса Цербера – стража подземного царства. В конце VI в. до н.э. распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными.

      В архитектуре  совершенствуется тип храма, устанавливаются окончательно пропорции ордеров. Около 460 г. до н.э. в Олимпии был построен дорический храм в честь Зевса.

       Эллинистическому  искусству свойствен интерес  к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: царей, воинов, философов и поэтов.   Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа ( II в. до н.э.). Эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом. Сюжет фриза – битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи. Боги атакуют и повергают гигантов – чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. Существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов. Такова статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э. Некоторые произведения выражают идею неотвратимости наказания, посланного богами. Прославленная скульптурная группа изображает Лаокоона и двух его сыновей, погибающих от укусов змей. Этому наказанию Лаокоон, жрец бога Аполлона, был подвергнут за то, что он осмелился противиться воле богов, обрекших на гибель его родной город Трою. Эта сцена была создана скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I в. до н.э. Искусство эпохи эллинизма завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.

 

  1. Культура Древнего Рима.

 

      Культура Древнего Рима возникала постепенно, от греческой культуры в ней портретность, при чем учтено не только сходство но и открываются внутренняя культура, передача личности. Римляне первыми делали конную статую героям. Дали понятие «Бюст» - по грудное изображение человека. Ставили колонны победителям: «Трояна»,  «Трафольгарская», также устанавливали арки: «Триумфальная» Римляне были великими строителями у них была главная  АРКАДА, амфитеатр. У римлян  в строительстве была симметрия зеркальная, которую  они используют везде. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи).  Время основания Рима связывают с именами Ромула и Рема и относят к 753 г. до н.э. Объединение путем войн трех племен латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших родов назывались патрициями. В родах выделяются аристократические семьи, появляется и обособленная социальная группа из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, отпущенных на свободу рабов. Благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение и войны привлекали в Рим население из соседних племен.

      В 509 г. до н.э. установился республиканский строй. Основным социальным делением стало деление на свободных и рабов. Свободные распадались на две группы: верхушку рабовладельцев и мелких производителей. Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Полноправным мог быть только свободный. По статусу гражданства свободное население делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Статус семьи означал, что полной правоспособностью пользовались только главы семей – домовладыки. Существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Важную роль играл сенат. Государственные должности именовались магистратурами.

      II – I в. до н.э. – обострение классовых и социальных противоречий. Необходимость выйти из политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым условиям были причинами падения полисно-республиканского строя и установление военно-диктаторского строя. После диктатуры Суллы, диктатуры первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь), диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид, Октавиан) в 27 г. до н.э. Октавиан получает полномочия на управление государством и наименование Август, употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата считается началом периода империи. Республиканские учреждения сохраняются. Наименование «империя» условно. Титул «император» долгое время оставался военным, только со временем глава государства стал именоваться императором. До середины III в. императоры получали свой титул как военный по несколько раз.

        Христианство появилось около 2 тысячелетий назад. Христианство возникло в Палестине в первой половине I в. н.э. Первоначально оно было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины состояли из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, бедноты. Углубление кризиса общества побуждало все большее число людей искать утешение и спасение в новой религии. Во II – III вв. в христианские общины хлынули состоятельные люди. К IV в. христианство проникло во все социальные слои. Император Константин в начале IV в. дал христианству права легальной религии. В последнее десятилетие IV в. оно получило привилегии единственной государственной религии.

       Лучший поэт Вергилий (70 – 19 до н.э.) пишет поэму «Энеиду» 6 лет. Друг Вергилия – поэт Гораций (65 – 8 до н.э.). Он опубликовал свои «Оды» - 3 книги лирических стихотворений.

      Истоки римского театра восходят к праздникам сбора урожая, во время которых два хора ведут диалог, распевая веселые и грубоватые песни – фесценнины.

      Строителями первых римских храмов были этруски – северные соседи римлян. Они делали и скульптуры для храма, и статуи. Лишь одна из них дошла до нас – статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Детская Энциклопедия. Т. 8, 11,12.;  
2. История государства и права зарубежных стран. Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.;  
3. История мировой культуры. Чернокозов А.И.;  
4. Учебный курс по культурологии. Под научной редакцией Р.В. Драча История педагогики. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.

 


Информация о работе Античная культура. Общие черты и специфика