Андроновская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям. Известная максима гласит: без истории – нет народа. Реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции, глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамичного развития, ведь настоящее совершается на основе прошлого, его воздействие ощущается во всем. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего.
Цель работы – изучить и рассмотреть эпоху бронзы, андроновскую культуру, формирование основ кочевничества

Содержание

Введение.
АНДРОНОВЦЫ. ФОРМИРОВАНИЕ
ОСНОВ КОЧЕВНИЧЕСТВА.
ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ.
РЕЛИГИЯ И ИССКУСТВО.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Андроновская культура.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

В эпоху средней бронзы, андроновские поселения уже не укреплялись  стенами и рвами. Видимо, обстановка в степи стала спокойной. Меняется топография поселений. Она представляет собой скопление нескольких (от 10 до 20) отдельно стоящих домов, как правило, расположенных одной, либо двумя линиями вдоль реки. Изменился и сам дом. Теперь он стал полуземлянкой площадью от 200 до 300 кв.м. котлованы для жилища копали каменными, роговыми, либо бронзовыми мотыгами, кирками, следы которых сохранились на стенках раскапываемых археологами жилищ. Глубина котлованов колебалась от 0,6 до 1,5 м. вынутый грунт укладывали вдоль края, обеспечивая таким образом защиту жилья от влаги и сильных степных ветров, обычно «выдувавших» из дома тепло. В конструкциях широко использовалось дерево для укрепления стен, опоры балок и стропил перекрытия. Круша устраивалась двускатная.в степи и горных местах в конструкции использовался камень-плитняк, служивший для облицовки стен.

В центральном Казахстане в 12 – 9 веках до нашей эры в  эпоху поздней бронзы строили  строго по плану многокомнатные дома, сложенные из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м и более раскопаны на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые большие жилища в Еврозийских степях в эпоху бронзы.

 Одна из частей  жилища более низкая, видимо, использовалась  для содержания скота зимой. Иногда два жилища соединялись коридорами и образовывали  единый жилой комплекс. Выработанные в течение многих столетий тип андроновского дома был идеально приспособлен  к условиям степных и горных районов.

 

РЕЛИГИЯ И ИССКУСТВО.

 

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений. Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад, или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром. Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связывали веревками в позе сна. Однако, в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле – это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию – сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако, остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли – это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время – сожженное деревянное перекрытие – следы очистительных костров.

Иногда археологи встречают  при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оставаться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически – жена га миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные ритуалы и обряды сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями. С жертвоприношения и начиналось строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища – возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жильем устраивались специальные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов  делались с большим реализмом и художественным вкусом Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан – один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков – петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы – весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние совершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но и позже – вплоть до 19в. поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы и пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев – дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречались изображения  домашнего быка. Он изображен в  упряжке в сценах пахоты или показан  впряженным в повозку. В мифах  о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза –18-16 века до нашей эры, средняя – 15-12 века до нашей эры, поздняя – 12-начало 8 века до нашей эры.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское  скотоводство и мотыжное земледелие.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Центрами древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения, главным жертвенным животным являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

Андроновская культура обогатила  культуру казахского народа. Она положила начало своеобразному погребальному обряду. Также андроновская культура положила начало изготовлению посуды ручной лепки. Эта культура отличалась изготовлением специфической формы металлических украшений

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

    1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. : Алматы, 1998.
    2. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. – Алматы: ВШП «Адилет», 2000.
    3. Маргулан А.Х., Акишев К.А. и др. Древние культуры Центрального Казахстана. – Алма-Ата, 1966.
    4. Максимова А.Г. Могильник эпохи бронзы Каракудук. – М., 1987.
    5. Самашев З.С. Наскальные изображения верхнего Прииртышья. – Алма-Ата, 1992.

Информация о работе Андроновская культура