Андроновская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям. Известная максима гласит: без истории – нет народа. Реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции, глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамичного развития, ведь настоящее совершается на основе прошлого, его воздействие ощущается во всем. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего.
Цель работы – изучить и рассмотреть эпоху бронзы, андроновскую культуру, формирование основ кочевничества

Содержание

Введение.
АНДРОНОВЦЫ. ФОРМИРОВАНИЕ
ОСНОВ КОЧЕВНИЧЕСТВА.
ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ.
РЕЛИГИЯ И ИССКУСТВО.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Андроновская культура.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

 

Тема: «АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА».  

 

 

 

 

                  ВЫПОЛНИЛА:


 

                                            ПОД РУКОВОДСТВОМ НАУЧНОГО

                                                        СОТРУДНИКА:


 

 

 

 

 

 

Г. Усть-Каменогорск, 2003.

 

ПЛАН.

 

Введение.

  1. АНДРОНОВЦЫ. ФОРМИРОВАНИЕ

      ОСНОВ КОЧЕВНИЧЕСТВА.

  1. ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ.
  2. РЕЛИГИЯ И ИССКУСТВО.

Заключение.

Список литературы.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

На протяжении длительного времени до обретения Казахстаном независимости его история подвергалась искажениям. Известная максима гласит: без истории – нет народа. Реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции, глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамичного развития, ведь настоящее совершается на основе прошлого, его воздействие ощущается во всем. Изучение исторического  опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего.

Цель работы – изучить и рассмотреть  эпоху бронзы, андроновскую культуру, формирование основ кочевничества 

. Андроновцы – это родственные  по происхождению, антропологическому, лингвистическому складу, по хозяйственной и культурной жизни племена. Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляющем большинстве вели оседлый образ жизни. Их поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Андроновцы занимались скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства.

Рассмотрим в данной работе одну из тем истории – андроновская культура, которая представляет собой прекрасную и уникальную культуру древнего человека.

При рассмотрении выбранной темы использована литература, список которой приведен в конце работы.

 

 

 

АНДРОНОВЦЫ. ФОРМИРОВАНИЕ

ОСНОВ КОЧЕВНИЧЕСТВА.

 

На рубеже первой – второй четверти второго тысячелетия до нашей  эры в европейских степях была изобретена бронза. Археологические  памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости, и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого

Главным признаком андроновской культуры является своеобразный погребальный обряд с трупоположением на боку, в скорченном состоянии, в «ящиках» из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах с погребальными сооружениями в виде каменных оград различных конфигураций – прямоугольной, круглой, овальной форм, или курганных насыпей. Иногда труп сжигали следующим признаком андроновской культуры было изготовление посуды ручной лепки, которая в отличии от предшествующей, круглодонной, была плоскодонной со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали специфической формы металлические украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде «очковидных» и «лапчатых» подвесок, браслеты со спирально закрученными концами. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза –18-16 века до нашей эры, средняя – 15-12 века до нашей эры, поздняя – 12-начало 8 века до нашей эры.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап – нуринский, названный  по находкам в долине реки Нура. Средний – атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний – бегазы-дандыбаевский – по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. В тоже время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них – Аркаим – на границе Челябинской и Костанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутат в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В районе Каратау – могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы – мавзолеи Тегискена.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок – предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. В конце 2 – начале 1-го тысячелетия до нашей эры климат менялся в сторону потепления и сухости, большинство населения переходит к кочевому скотоводству.

Важную роль в жизни  племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Центрами древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Медь в основном добывали в районе Жезказгана, Зыряновска, Карчига, Джалтыра, Ащилы, Уро-Тобе, Кушикбая; олово – в районе гор Атасу, Калбинского и Нарымского хребтов; золото – в районе Степняка, Казанчункура, Баладжала, Акджала и других. Подсчеты специалистов показывают, что добыча медных руд и олова в древности здесь достигала огромных размеров. Например, в районе Жезказгана объем выплавленной меди составлял около ста тысяч тонн. На Успенском медном руднике было вынуто 200 тыс. тонн руды. Добыча олова составляла порядка 130 тонн. Руду добывали простым «кайлованием»; пробиваясь к рудоносным жилам, использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы, на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово  в медь. Пропорцию четко регулировали в зависимости от назначения изготавливаемого предмета: для ударных орудий в медь добавлялась около 4 процентов олова, для рубящих и режущих – от 5 до 9 процентов, для колющих – от 9 до 12 процентов олова и выше.

В эпоху бронзы развивались  ремесла, ткачество, изготавливали  керамическую посуду ручной лепкой, ленточной техникой, формовали на болванках, посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа и втулкой, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно-угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это утверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики, археологических материалов.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения, главным жертвенным животным являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

 

ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ.

 

В андроновской семье  делали все необходимое для жизни: пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь, расшивая узорами из цветных нитей, украшая аппликацией и бисером  нитки для ткани пряли из шерсти животных и пуха. Использовались конопля, дикий лен, крапива. Уже были известны ткацкий станок и веретено. Судя по находкам в погребениях, андроновцы носили кожаную обувь без каблуков, которая сшивалась сухожилиями животных. И мужчины, и женщины носили на голове шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Одежду изготавливали из шерстяных тканей, застегивая на костяные пуговицы. Одежда женщины состояла из длинного, ниже колен, шерстяного платья с длинными рукавами. Обшлага рукавов украшались рядами бронзовых бусинок. Юбка спереди расшивалась полосами белых пастовых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшался стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани окрашивались в ярко-красный и фиолетовые цвета..

В ушах женщины носили бронзовые серьги и серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом, шею украшали бронзовые гривны, иногда с надетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках носили браслеты и перстни. В оберегов от злых сил и женщины, и мужчины носили клыки диких животных, раковины, привезенные с берегов дальних морей.

Мужчины были вооружены  луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.

Археологи обнаружили десятки  поселений эпохи бронзы, на многих провели раскопки, дающие представление о характере поселений эпохи бронзы, жилища.

 В 17 – 16 веках  до нашей эры в степной, лесостепной  зоне от Урала до Иртыша  существовали поселения, прямоугольные  и круглые в плане, окруженные оборонительными сооружениями – стенами с деревянным частоколом и рвами, башнями и сложными предварительными постройками. Укрепленные поселения имеют площадь от 6 до 30 тыс .кв. м. поселения Аркаим, которое можно считать древним городом, выглядело как округлый в плане участок, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний круг имел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4 м была сбита из грунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины, которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи. Глубина рва – 1,5-2 м, высота стены – 2,5-3 м. по гребню стены шли два параллельных ряда частокола из бревен, промежуток между которыми был забит дерновыми пластами.

Изнутри к стене примыкали  торцы жилищ, плотно пристроенные к  друг другу. Выходы из жилищ выводили на кольцевую улицу, которая шла  вокруг внутренних стен и рва. Ров  был облицован деревом, внутренняя стена имела такую же конструкцию, как и внешняя. Изнутри ко второй стене также примыкали расположенные радиально жилища с выходом из каждого на центральную площадь. Четверо ворот города вели на запад, северо-запад, восток и юго-восток. Центральным был западный вход, он в современной топографии представляет разрыв в стене, а сложная конструкция дополнительных укреплений делает выход на центральную улицу «коленообразным». Каждому входу соответствуют радиальные улицы, пересекающие поселок и сходящиеся на центральной площади, которая имеет подквадратную форму, размером 25*25 м. прямоугольные жилища Аркаима имели площадь от190 до 300 кв.м. стены их представляют сложные сооружения из двух рядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей. 4 или 6 рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты и хозяйственные отсеки с погребами и колодцами.

В целом характер поселения  типа Аркаим, а также прямоугольных  в плане поселений Петровка, Никольское, имеют признаки характерные для  раннего города: развитую систему фортификаций (укреплений); наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение; деление территорий на несколько зон – жилую, производственную, общественную (в каждой из них сосредоточено жилье, производство, отправление культовых обрядов, либо проведение общественных собраний).

 То, что поселения  выполняли роль городских центров,  свидетельствует и то, что они снабжали само поселение и расположенные рядом поселки металлическими изделиями, керамикой. Здесь проживало многочисленная прослойка ремесленников, о чем свидетельствуют погребения кузнецов и металлургов, молотки, наковальни и другой инструментарий. В ряде погребений найдены булавы – знаки власти – и остатки боевых колесниц, вещи, которые подчеркивают высокое положение в обществе их владельцев.

Рядом с городами возникали  храмовые комплексы. Именно к этому  времени относится распространение  каменной скульптуры, изображающей древних  богов. Они хранились в тайниках и приносились в храмы лишь во время религиозных празднеств.

На поселениях были найдены  глиняные кружочки с оттиснутыми  на них знаками. Последние, судя по всему, относятся к самому началу превращения их в письменность и характеризуют высокий уровень развития общества.

Рассвет культуры в эпоху  ранней бронзы стал возможным благодаря культурным и экономическим контактам с культурами Средиземноморья и Малой Азии, и уже в то время начали складываться зачатки Великого шелкового пути.

Информация о работе Андроновская культура