Абсурд в понимании Эжена Ионеско

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:09, дипломная работа

Краткое описание

Двадцатый, а теперь уже 21 век, по праву можно назвать веком абсурда, время, когда человечество ощущает бессмысленность и нелепость той жизни, которую они ведут. Невозможность найти в ней смысла, потому что старые ценности и традиции нарушены, а новые если и появились, то далеко не всех удовлетворяют. К примеру, Эжен Ионеско был противником какой-либо идеологии, особенно в некоторых своих антидрамах он критикует фашизм, хотя в середине века, пожалуй, Италия, Германия и др. свято верили в идеи фашизма и жили ими. Как бы странно это не звучало, но фашизм был неизбежен.

Содержание

Глава 1. Театр абсурда во французской культуре XX века

1.1. Возникновение и значение термина "абсурд"
1.2. Истоки и генезис театра абсурда

Глава 2 Мир абсурда в пьесах Эжена Ионеско
1.1. Эжен Ионеско об абсурдности человеческого существования
1.2. Абсурд в пьесах Эжена Ионеско

Вложенные файлы: 1 файл

диплом .docx

— 81.39 Кб (Скачать файл)

Внезапно из-за кулис слышатся гул и фанфары — это пожаловал  император. Старик, привыкший лебезить перед знатью и богачами, вне себя от восторга,  перекрикивая толпу, он пытается  поделится с императором пережитыми страданиями: враги пировали, друзья предавали, били дубинкой, всаживали нож, подставляли ногу, не давали визы, ни разу в жизни не прислали пригласительного билета, разрушили мост и развалили Пиренеи... тут он говорит он своей Миссии, о Вести, которую должен сообщить всем, всему миру, но, к сожалению,  сам не может этого сделать, поэтому нужно подождать оратора. 

Напряжение нарастает. Медленно открывается дверь и возникает  Оратор — в широкополой шляпе  и плаще, похожий на художника  или поэта прошлого века. Никого не замечая, Оратор проходит к эстраде и начинает раздавать автографы невидимкам. Старик обращается к собравшимся с прощальным словом, Старушка эхом откликается на его слова. Всю свою жизнь Старик трудился во имя прогресса и на благо человечества, теперь ему предстоит исчезнуть вместе с верной подругой — они умрут, оставив по себе вечную память. Оба осыпают конфетти и серпантином Оратора и пустые стулья, а затем с возгласом «Да здравствует император!» выпрыгивают каждый в свое окно. Оратор спокойно наблюдает за самоубийством,  затем решает все-таки что-то сказать, но получается лишь невнятное мычание, невнятное, как и сама жизнь. Берет мел, пишет на черной доске большие буквы ДРР... ЩЩЛЫМ... ПРДРБР... Оглядывая с довольной улыбкой невидимую публику, он надеется, что все поймут его, но никакой реакции не последовало, он затем мрачнеет, резко кланяется и удаляется.

 

Главным в пьесе «Стулья» становится не событие, а отсутствие его. Старик и Старуха тщетно пытаются заполнить пустоту бытия: Нои  изобретают некую важную «Весть»,  созывают гостей, которых заменяют стулья, ведут с ними воображаемый диалог. Все это иллюзия, игра воображения, такой же иллюзией является «Весть»: Старик не умеет внятно излагать свои мысли, а приглашенный им Оратор оказывается  глухонемым. они прожили ничтожную  жизнь, бессмысленную, поэтому единственное ,что им остается - выброситься из окна, это будет их единственный настоящий поступок в жизни.

На самом деле пьеса  ужасна, все люди ждут от Оратора  сообщения о высшей мудрости –  Истину, а он оказывается немым. Здесь, пожалуй, можно провести параллель  с пьесой «Лысая певица», где идея о вечном одиночестве и разобщенности людей,  передается через невнятные и нелепые реплики, а в пьесе «Стулья» язык вообще отсутствует. Также как и отсутствует единая истина. Возможно такая же катастрофа, которая случилась с этими стариками, ждет и все человечество.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в своей  работе я рассмотрела театр абсурда  как феномен и театр абсурда  в понимании Эжена Ионеско. Хоть сам театр абсурда прекратил свое существование, но тема «театра абсурда» актуальна и по сей день. В повседневной жизни и в театре. Пьесы Эжена Ионеско и остальных драматургов этого течения пользуются популярностью, ставятся в театрах, перерабатываются современными режиссерами. У Эжена Ионеско был своеобразный взгляд на вещи и на мир в целом. Многие темы для своих произведений он черпал из сновидений и воспоминаний из детства.

 

Все четыре проанализированные пьесы Ионеско  различны по содержанию, идеям.  «Лысая певица» - трагедия языка, паралич сознания людей, «Урок» - разоблачение тоталитаризма и вообще любых  форм подавления личности, в частности  системы воспитания и обучения,  «Носороги» - критика политической идеологии, отупляющей людей и превращающей их в стадо,  «Стулья» - тошнота  от бессмысленного бытия и обыденности. Тема смерти фигурирует во всех четырех  пьесах, например, пустота мира и  самоубийство стариков в «Стульях», убийство учениц, распад речи в «Лысой певице», потеря человеческого облика в «Носорогах».

С одной стороны кажется, что это совершенно разные  пьесы, без какой-либо одной тематики и  идеи. Но если мы обратимся к основным положениям «театра абсурда», то получится, что через раскрытие различных  сторон жизни общества (политика, коммуникация и т.д.) автор пьес показывает бессмысленность  бытия. Ведь задача театра абсурда, как  ее понимал Э. Ионеско, состояла в  том,  чтобы доказать, что реальность – это всего лишь иллюзия, условность. Создавая абсурдную реальность автор не только развлекает и смешит нас комическими ситуациями, в которые попадают герои, но пытается читателя отучить от автоматизма мышления, клишированной речи,  он разрушает привычные рамки и модели жизни. Вероятно, такие приемы были популярны во все времена. Ионеско писал в середине ХХ века и был актуален. Теперь на дворе уже ХХI век, на смену старым понятиям пришли новые, но в принципе, все осталось тоже самое, человечеству так и не удалось разрушить автоматизм мышления и перешагнуть через установленные нормы и рамки. А может и не стоит?      

 

 

Список используемой литературы

  1. Буренина. О.   Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004,
  2. Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru
  3. Рудановская С. В. "Опыт абсурда в экзистенциальной философии". http://humanities.edu.ru
  4. БЭС.  «Большая Российская энциклопедия» М. 1997г.
  5. БЭС.  «Большая Российская Энциклопедия»М. 1997г.
  6. 3. Журчева О.В.Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.
  7. 4.Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000
  8. 5. Доценко Е.Г. «Абсурд как проявление театральной условности»
  9. 6. Камю А. «Миф о Сизифе» СПб. «Азбука-классика» 2005
  10. 7. Магда Т.И.  «Гротеск как феномен культуры» Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001
  11. 8.Райан Пети «От Беккета к Стоппарду: Экзистенциализм, Смерть и Абсурд»
  12. 9.www.anthropology.ru    Э.Ионеско. Есть ли будущее у театра абсурда? Театр абсурда сборник статей и публикаций. СПб. 2001г.
  13. 10. www.humanities.edu.ru Рудановская С. В. "Опыт абсурда в экзистенциальной философии".
  14. 11. www.ksu.ru Ревзина О., Ревзин И. Семиотический эксперимент на сцене. Нарушение постулата нормального общения как драматургический прием // Труды по знаковым системам. Т.5. 1971.
  15. 12. www.lib-drama.narod.ru   Ионеско Э. «Лысая Певица», «Урок», «Стулья», «Носорог»
  16. 13. www.nietzsche.ru Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше.
  17. 14. www.theatre-studio.ru
  18. Эжен Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа.
  19. Мартин Эсслин. Театр и антитеатр // Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010

1 О. Буренина.  Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 9

2 БЭС.  «Большая Российская энциклопедия» М. 1997г.

3 Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru

4 Взгляд на Ницше Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru

5 Рудановская С. В. "Опыт абсурда в экзистенциальной философии". http://humanities.edu.ru

6 БЭС.  «Большая Российская энциклопедия» М. 1997г.

  Взгляд на Ницше  Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru

  Взгляд на Ницше  Н.Фёдоров. Статьи о Ницше. www.nietzsche.ru

  Рудановская С. В. "Опыт абсурда в экзистенциальной философии". http://humanities.edu.ru стр.139

7 О. Буренина.  Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004,

8 О. Буренина.  Что такое абсурд или по следам Мартина Эсслина. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004,

9 Т.И. Магда  «Гротеск как феномен культуры» СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.134-136

10 Э.Ионеско. Есть ли будущее у театра абсурда? Театр абсурда. Сб. статей и публикаций. СПб., 2005, с. 191

11 Э.Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа

12 Эжен Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа.

13 Эжен Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа.

14 Э.Ионеско «Урок».

15 Э.Ионеско. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа.

16 www.anthropology.ru  Э.Ионеско «Лысая певица» М. 1990г. «Известия»

17 Ревзина О., Ревзин И. Семиотический эксперимент на сцене. Нарушение постулата нормального общения как драматургический прием // Труды по знаковым системам. Т.5. 1971. С.245

18 Э.Ионеско «Носороги» www.lib-drama.narod.ru

19 Э.Ионеско «Носороги» www.lib-drama.narod.ru

20 www.anthropology.ru    Э.Ионеско. Есть ли будущее у театра абсурда? Театр абсурда сборник статей и публикаций. СПб. 2001г.

21 www.theatre-studio.ru

 

Информация о работе Абсурд в понимании Эжена Ионеско