Философское понимание мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Философия относится к теоретическому способу освоения мира, который основан на формировании определенных понятий. Философия воспроизводит мир в мысли, словах. Следовательно, философское представление о мире изначально содержит в себе знание как составную часть. В то же время философия это взгляд на мир человека, поэтому наряду со знанием о мире она формирует и ценностное отношение человека к миру.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ  МИРА 

 

В чем состоят  особенности  философского подхода к пониманию мира?

Философия относится к теоретическому способу освоения мира, который основан  на формировании определенных понятий. Философия воспроизводит мир  в мысли, словах. Следовательно, философское представление о мире изначально содержит в себе знание как составную часть. В то же время философия это взгляд на мир человека, поэтому наряду со знанием о мире она формирует и ценностное отношение человека к миру.

Рассматривая мир как систему явлений, философия отдает себе отчет в колоссальной  сложности этой системы. Даже если мир и не безграничен, он все же настолько велик, что необъятен; даже если число его форм и проявлений не бесконечно, оно все же настолько велико, что необозримо. В этих условиях для философии остается один путь – понять мир не вширь», а «вглубь», не через  многообразие его явлений, а сведя это многообразие к единой сущности.

Такой подход позволяет осмыслить  философское понимание мира как  систему рациональных представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

В качестве системообразующего понятия  философского понимания мира  выступает понятие Бытия.  

 

Каковы представления  о бытие в истории философии?

Понятие бытия формируется уже  в античной философии. Сам же термин переводится обычно как «быть», «есть», «существовать». Это понятие возникает из стремления человека познать окружающий мир как единое целое.

Впервые проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие это сущее (существующее) и кроме него ничего больше нет. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – лишь кажущиеся изменения. 

Противоположных взглядов на бытие  придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие действует вечно, но оно находится в постоянном изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял  два вида бытия? Неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Мир материальных вещей, по его мнению, это неподлинное бытие, бледная тень мира идей.

Существенный вклад в учение о бытие вносит Аристотель. Он выдвигает идею о потенциальном бытие, которое включает в себя материю  и четыре основных природных элемента. Благодаря форме, оно образует реальное бытие и делает его доступным для познания.

В середине века бытие рассматривалось  как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл  всего сущего, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный).

С эпохи Возрождения и особенного Нового времени, в связи с быстрым развитием естественных наук, бытие начинает рассматриваться как физическая реальность – природа.

Немецкая классическая  философия соединила взгляды двух направлений в понимании бытия – идеалистического  и материалистического. Так, Г.Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею», а Л.Фейербах, напротив, природу.

В марксистской философии под бытием понимается материя. Вводится понятие  «общественное бытие», т.е. бытие  человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений.  

 

 

 

Каковы современные  представления о бытие и его  формах? 

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения всего того, что существует, имеет место.

Другими словами, бытие охватывает собой бесконечное многообразие космических, природных, духовных явлений без всякого исключения. Следовательно, бытие это и есть мир как единое целое, который предстает перед  человеком в различных своих формах, проявлениях.

Принято выделять основные формы бытия.

Во-первых, это бытие природы как мир ее вещей, состояний и процессов. С точки зрения науки природа существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде и в самом человеке в том числе.

Во-вторых, это бытие человека, как  уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного.

В-третьих, это бытие  общества как мира деятельности людей  и их взаимоотношений.

В-четвертых, это бытие  духовного. Духовное – это  общественное сознание в различных формах своего проявления – религия, мораль, искусство, наука, право. Это мир чувств и идей, эмоций и образов, понятий и представлений, создаваемых людьми в ходе их совместной практической деятельности. Бытие духовное включает в себя и индивидуальное сознание. Сюда же относится и бессознательное. 

 

Каково содержание понятия  «субстанция»?

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этим положением согласны представители различных философских направлений. Разногласия между  ними возникают при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой  общей основы всего существующего  в философии выработано понятие субстанции.

Субстанция (от латинского - сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего.

Философское учение, принимающее  за основу мироздания одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мира, опираясь на какие-либо равноценные два начала и плюрализм, выделяющий множество основ.

В истории философии  преобладает монистический подход. Монизм представлен двумя основными формами: идеалистический и материалистический. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона. Числа, идеи и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстанции. Свое высшее развитие идеалистический монизм получил в учении Г.Гегеля.

Материалистический монизм наибольшее развитие получил в учении Маркса и Энгельса, где в качестве основы бытия признается материя. 

 

Как развивались взгляды  на материю в истории философии? Чем вызвана необходимость выработки  нового понимания материи в   конце XIX – начале ХХ веков?

Понятие материи («вещь», вещество») является основным в философском материализме.  Оно концентрирует в себе длительный опыт познания мира и человека с позиции естествознания, объяснение мира естественными причинами.

Можно выделить следующие  основные этапы  формирования представлений о категории «материя».

Первый этап охватывает эпоху античной философии. Здесь происходит возникновение  понятия «материя», формируются первичные представления о ней как о «начале», т.е. неком первоматериале (первооснове), из которого сделаны все вещи. При этом для античности характерно отождествление этого первоначала с каким-либо конкретным чувственно воспринимаемым видом материи.

Так, например, Фалес отождествлял материю с водой, Анаксимен –  воздухом, Гераклит – огнем и  т.д. Однако уже и в это время  существовали иные взгляды на материю. В частности, Анаксимандр представлял материю как некое неопределенное, беспредельное первоначало – апейрон. Демокрит считал, что все вещи  состоят из мельчайших, неделимых частиц – атомов, различающихся  по величине, форме, положению. В дальнейшем Эпикур и Тит Лукреций Кар дополнили это учение положением о различии атомов по весу, получившим много веков спустя развитие в теории атомного веса химических элементов.

Второй этап охватывает период Нового времени. В целом  на этом этапе преобладает понимание материи как строительного материала, особой субстанции, первоосновы всего мироздания. Материя отождествлялась с веществом и присущими ему качествами. К ее основным признакам относили: а) делимость до атома; б) обладание массой покоя; в) связь только с механической формой движения; г) независимость от свойств пространства и времени; д) отсутствие внутренней активности, самодвижения.

Третий этап начинается в конце XIX- начале ХХ вв. и характеризуется выработкой нового понимания материи и связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина.

Необходимость нового подхода  к пониманию материи была обусловлена  открытием в науке новых фактов, явлений, для которых объяснение на основе только атомизма оказалось  недостаточным. Был открыт электрон (У.Томсон), обнаружена радиоактивность (А.Беккерель), открыт элемент радий (В.Рентген), введено понятие поля (М.Фарадей, Дж. Максвелл), описывающее принципиально отличное от вещества состояние материи. Данные открытия противоречили прежним представлениям о материи. Делается вывод об исчезновении материи, в философии и физике начинает господствовать идеалистическая  трактовка новых открытий – вся реальность сводится к абстрактным идеальным моделям. Сложившаяся мировоззренческая ситуация настойчиво требовала своего разрешения, что и  нашло отражение в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». 

 

В чем сущность ленинского определения материи?

В чем его научное  и философское значение?

В книге «Материализм и  эмпириокритицизм»,  вышедшей в  1908 году, дано классическое для  диалектического материализма определение материи. В.Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая  копируется, фотографируется, отображается  нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Из этого определения  следует, что В.Ленин отделяет понятие  материи от всех конкретно-научных  представлений о ней, не связывает  материю с какими-либо формами  и свойствами. Единственное свойство материи, которое признает  материалистическая философия – это свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо  от человека и человечества. А это значит, что данное  определение материи ориентирует людей на признание  существования независимого от сознания материального мира, что, исследуя этот мир, мы  имеем дело не с фактами  сознания, а с объективной реальностью.

Указано также и на принципиальную  познаваемость внешнего мира человеком. В.И.Ленин подчеркивал, что материя как реальность включает в себя не только известные, но и еще и неизвестные явления. Данное понятие есть, таким образом, предельно широкое в философском материализме. В своей же действительности материя несводима к конкретным проявлениям. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и исследует его действительную природу. С его помощью формирующиеся   научные представления о мире обобщаются в данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом, опровергается агностицизм. Понятие материи выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию. Методологическое значение этого понятия состоит в том, что оно ориентирует на строго определенный подход (материалистический, естественнонаучный) к познанию и объяснению  мира и отношение к нему. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе и причинах всех  форм бытия, разграничить предмет философских и частных наук. 

 

Каковы современные представления о структуре материи?

Определяя материю через признак "быть объективной  реальностью", мы уже предполагаем, что материя бесконечна, неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной структурой.

Современной науке известны два вида материи: вещество и поле, каждый из которых имеет свою специфику. Вещественным частицам и телам присуща масса покоя, они дискретны (прерывисты) и локализованы в пространстве. Физические поля и их кванты, напротив, массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно.

Однако  хотя вещество и поле обладают различными свойствами, их нельзя противопоставлять. Вещество и поле связаны между  собой, переходят друг в друга. Поля входят в структуру вещества, а  частицы неотделимы от полей, создают их. В неразрывной связи частиц и полей проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.  

В последнее  время ученые заговорили еще об одном  виде материи - физическом вакууме. Физический вакуум не пустота, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и физические тела. В нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых "виртуальных частиц".                               

Виртуальные частицы - это своего рода возможности элементарных частиц к появлению. При определенных условиях они могут вырваться из вакуума, превращаясь в "нормальные" элементарные частицы.

В связи  с тем, что различные виды материи  имеют различный уровень организации, обычно выделяют, кроме видов, еще и уровни организации материи. Эти уровни можно свести к трем типам.

1. Системы  неживой природы.

2. Системы  живой природы,

3. Общество.

Системы неживой природы разнообразны по своим размерам: от 10-14см (элементарные частицы) до 1028 см (мегаобъекты) Количество систем во Вселенной бесконечно, но наука открыла и исследует лишь малую часть. В этих системах выделяют следующие структурные уровни:  уровни элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, макротел, геологических систем, планет, звезд, Галактики, системы Галактик, Метагалактики

Системы живой природы открыты и изучаются  наукой лишь в условиях земли. Выделяются следующие их уровни: молекулярный, одноклеточных и многоклеточных организмов, популяций, биоценозов (совокупность видов различных организмов в единстве с природными условиями их существования).         

Информация о работе Философское понимание мира