Характеристика личности насильственного преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования личности насильственного преступника в настоящее время обусловлена тем, что насилие стало наиболее острой, злободневной проблемой современного российского общества. Насильственная преступность это не просто совокупность насильственных преступлений, это угроза национальной безопасности страны, угроза конституционным правам граждан, страх значительного числа граждан за свою жизнь и здоровье.

Содержание

Введение
Глава I. Личность преступника в криминологической науке
§ 1. К вопросу становления учений о личности насильственного преступника
§ 2. Понятие и структура личности преступника
§ 3. Криминологическая классификация личности преступников
§ 4. Использование криминологических типологий личностей преступников
Вывод по I главе
Глава II. Характеристика личности насильственного преступника
§ 1. Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения
§ 2. Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
§ 3. Социальные условия и причины возникновения криминального насилия
§ 4. Личность преступника, совершающего преступления, сопряженные с другими преступлениями
Выводы по II главе
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

личность преступника.docx

— 108.60 Кб (Скачать файл)

Исключить назначение Ш. по п. п. "а, б, в" ч.2 ст.146 УК РСФСР дополнительного  наказания в виде конфискации  имущества. Переквалифицировать действия Ш. с ч.2 ст.222 УК РФ на ч.1 ст.222 УК РСФСР (в редакции Федерального закона РФ от 13 июня 1996 года), по которой назначить  ему наказание в виде лишения  свободы сроком на один год.

Исключить из приговора осуждение  Ш. по п. "е" ст.102 УК РСФСР и считать  его в этой части осужденным по п. п. "а, н" ст.102 УК РСФСР к лишению  свободы сроком на одиннадцать лет.

На основании ст.40 УК РСФСР  по совокупности преступлений, предусмотренных  п. п. "а, н" ст.102, п. п. "а, б, в" ч.2 ст.146 УК РСФСР и ч.1 ст.222 УК РФ, окончательное наказание назначить  Ш. путем частичного сложения наказаний  в виде лишения свободы сроком на двенадцать лет десять месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В остальной части тот  же приговор в отношении Ш. оставить без изменения53.

Если говорить о преступнике  как объекте исправления, то, конечно, целесообразно учитывать мотивы его поведения, например, с целью  реадаптации. Но если мы рассматриваем  преступника как личность, обладающую совокупностью социально-психологических  качеств, как смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, которые, в  конечном счете обусловили совершенное  им преступление, то, вряд ли, психологические (глубинные) мотивы будут иметь целесообразность54.

В целях установления истины по уголовному делу, а также назначения справедливого наказания за содеянное, мотивацию личности преступника  необходимо рассматривать не просто с точки зрения ее психологического понятия, а в ее уголовно-правовом значении. Основным критерием здесь  будет являться степень общественной опасности деяния, а также ущерб, нанесенный потерпевшему, для которого важен факт самого преступления и  не важен факт самоутверждения преступника  в момент совершения преступления, или проекции на него своих комплексов неполноценности.

Использование психологического подхода в анализе генезиса преступления необходимо для формулирования ряда обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. При этом существуют определенные возможности для расширения перечня этих обстоятельств за счет конкретизированного указания на некоторые  мотивы. Тем не менее, поддержим О.Д. Ситковскую в том, что: "…Психолог  не компетентен участвовать в  оценке мотивов, как имеющих или  не имеющих "низменное" содержание. Он может дать содержательную оценку потребности, лежащей в основе мотива поведения, установить сам мотив  как побуждение к определенным действиям. Оценить же мотивы с точки зрения морали и нравственности не входит в его компетенцию"55.

Для того чтобы понять мотивы преступного поведения и удовлетворить  при этом запросы уголовной практики, необходимо вспомнить неоправданно забытый подход к изучению поведения  личности, предложенный отечественными исследователями в 70-х гг. XX столетия (А.Н. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, В.В. Мясищевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном и  др.). Это концепция об основных социально  обусловленных подструктурах личности, ведущей из которых является направленность, как система основных побудительных  сил личности.

В юридической психологии под направленностью понимается система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к  различным явлениям, к той или  иной социально полезной, либо напротив, антиобщественной деятельности.

Этими побуждениями являются потребности, взгляды, идеалы, убеждения, установки, ценностные ориентации, интересы и мировоззрение. При этом один из компонентов направленности доминирует, другие выполняют опорную роль. Эти  внутренние компоненты направленности личности и являются действующей  силой формирования мотивов.

Направленности принадлежит, пожалуй, системообразующая, приоритетная роль в правовой психологии личности. Она определяет избирательность  активности и отношений личности в жизни и деятельности, включая  и взаимоотношения с правовой системой. Они вовлекают в этот процесс и компоненты других психологических подструктур, влияя на степень, характер и способы их действия и направляя в линию правомерных или неправомерных устремлений. Никакие криминологические предпосылки в других подструктурах никогда не проявятся, пока не будут санкционированы направленностью, ее слабостями или деформациями, если они есть. Правонарушения, совершаемые даже психопатическими личностями, обусловлены не их психопатией как клиническим явлением, а только если она сочетается с криминогенной деформацией их направленности56.

В самом общем виде все  компоненты направленности можно классифицировать на четыре группы:

1. Потребности и формы  их проявлений: влечения и желания  (стремления).

2. Интересы и интересы, переходящие в склонности.

3. Мировоззрение, проявляющееся  в убеждениях, взглядах и идеалах.

4. Установки и их виды: стереотипы и ценностные ориентации.

Эти компоненты направленности условно можно объединить в две  большие группы побуждений (потребности, влечения, установки) и намерения (смыслообразующие мотивы, ценности). Критерии деформации в каждой группе компонентов направленности имеют свою специфику.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения  играют деформированные потребности  личности. Всякие потребности независимо от их нравственной окраски отражают зависимость человека от окружающих условий, его нужду в чем-либо необходимом. Они могут проявляться  не только в состоянии, когда человеку не хватает чего-либо, но и в стремлении избавиться от всего того, что ему  мешает. Осознанные субъектом потребности  принимают форму желаний, которые  при достаточно сильном волевом  начале перерастают в стремления57.

Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим  состоянием "тела" субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства ("Я голоден", "Я бесправен" и др.). Удовлетворение - это единство необходимого и фактического состояния "тела" субъекта, отражающееся в  эмоциях, чувствах, суждениях удовлетворения ("Я сыт", "Я полноправен" и др.) 58.

Потребность представляет собой  побуждаемое нуждой стремление к  удовлетворению, представляющее мощный сознательно-психологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой  потребность реализуется.

Потребность может включать в себя:

1) представление, то есть, цель о благе, необходимом для  удовлетворения;

2) совокупность интересов-целей,  которые выступают средствами  реализации потребности-цели;

3) программу оценочно-познавательных  действий предметов среды для  выбора среди них нужного блага;

4) программу потребительских  действий и операций, превращающих  предмет потребления в предмет  удовлетворения59.

Продолжая градацию потребностей людей, следует отметить, что их также  можно разделить на витальные (в  продолжении рода, в сне, в пище и др.), материальные (в одежде, в  жилье и др.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении  и др.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте и др.).

Бесспорно, источником преступного  поведения может быть далеко не всякая потребность. В большинстве случаев  источником мотивации преступного  поведения являются потребности  материальные, потребности в социальном общении (самоутверждении) и, сексуальные  потребности. При этом, нельзя однозначно утверждать, что для законопослушных  граждан данные потребности являются менее значимыми, чем для преступника. Существенная разница заключается  в деформации потребностей преступника, состоящая в негармонично развитых духовных и материальных потребностях, потребностях в самоутверждении, но исключительно противозаконными способами. Это гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворения которых  для всех граждан общество пока не обеспечивает, извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики  и т.п.), неадекватные потребности  социального характера (самоутверждение, сохранение престижа), ведущие к  агрессивности и насилию над  людьми60.

В случае блокирования личностно  значимой потребности у субъекта может появиться состояние психической  напряженности (фрустрации), стремление добиться удовлетворения этой потребности  неправомерным путем. Конфликт личности с окружающими людьми, препятствующими  удовлетворению данной потребности, может  привести к противоправным действиям, послужить основой совершения того или иного преступления.

Еще одной категорией причин появления того или иного мотива является интерес. В самом общем  виде интерес можно определить как  сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для  него. Устойчивый, глубокий интерес  к чему-либо побуждает индивида к  определенной общественно полезной либо, напротив, противоправной деятельности61.

В зависимости от индивидуального  стремления субъекта к предметам, являющимися  для него благами, представляется возможным  особо выделить интересы материальные (пища, одежда, жилье и др.), экономические (деньги, драгоценности, акции и др.), политические (власть, статус, служебное  положение и др.), религиозные (Бог, вера и др.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и др.), эстетические (красота, комическое, трагическое и  др.).

Если потребности бывают нормальными или извращенными, при  этом удовлетворение последних приводит к конфликту личности и общества, то интересы сами по себе выступают  причиной конфликта. Это могут быть противоречия между интересами людей  и нормами поведения в обществе. Например, норма требует заботы о  других, а экономический интерес  толкает к наживе. Или противоречия между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и  тот же предмет (власть, территорию и др.) 62.

Перед тем, как интересы и  потребности перерастают в мотив  преступления, личность преодолевает еще один внутренний барьер - ценностные ориентации. Ценности являются одним  из центральных личностных образований  и выражают субъективное отношение  человека к социальной действительности, определяют содержательную сторону  его направленности, составляют основу субъективного отношения к другим людям, к самому себе, основу мотивации  жизненной активности, оказывают  существенное влияние на все стороны  деятельности субъекта, определяют восприятие индивидом социальной ситуации.

Ценностные ориентации стимулируют  сложившиеся мотивы поведения, укрепляя социальную или антисоциальную линию  поведения. В иных случаях они  блокируют образование антиобщественного  мотива поведения и тормозят антисоциальные потребности. Ценностные ориентации могут  стать и самостоятельным мотивом  поведения, например, по нравственным или идеологическим причинам.

Ценностные ориентации преступников деформированы в сторону гипертрофированного  индивидуализма, стремления к личной корыстной выгоде или авторитарному  подавлению окружающих. У них устойчива  привычка действовать под влиянием именно сиюминутного побуждения, не задумываясь  о праве и возможном наказании63.

При анализе антисоциального  поведения личности часто используется такое понятие, как антиобщественная установка. Существует иерархически выстроенная  природа установок как механизмов, определяющих направленность и устойчивость деятельности личности. Чаще используется понятие смысловая установка, представляющая собой выражение личностного  смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер.

Установка относится к  тем неосознаваемым внутренним регуляторам  поведения, которые могут благодаря  также неосознаваемым механизмам социализации (внушение, заражение, идентификация) формироваться  в раннем детстве и проявлять  себя в поведении взрослого человека. Установка дает представление о  формировании системы внутренней регуляции, прежде всего, на ранних стадиях развития личности, что чрезвычайно важно  для объяснения генезиса преступного  поведения.

Таким образом, в процессе формирования асоциальных установок  за счет многократных повторений происходит, во-первых, трансформация потребностей, на месте прежних формируются  извращенные потребности, во-вторых, асоциальное действие закрепляется до уровня неконтролируемых сознанием  автоматизмов, что свидетельствует  о возникновении фиксированной  установки.

§ 2. Роль мировоззрения  в формировании преступного поведения

Особую роль в формировании генезиса преступного поведения  играет мировоззренческая позиция, без которой невозможна правильная ориентация в "нормативной среде", как и в социальной среде в  целом.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений  человека, определяющих, если так можно  выразиться, его моральный, идейно-нравственный облик. Структуру мировоззренческой  основы личности составляют ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические взгляды. При  этом мировоззрение не просто как  система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы  ценностей64. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей65.

Мировоззрение человека проявляется  через его убеждения. Убеждение  выступает в двух значениях: во-первых, как синоним уверенности в  истинности конкретного факта как  существенный компонент мировоззрения; и, во-вторых, как наивысший уровень  направленности в структуру которого входит не только мировоззрение, но и  воля к борьбе за него. В этом случае убеждение - высший итог идеологического  воспитания личности66.

Информация о работе Характеристика личности насильственного преступника