Совершенствование методики преподавания технологии металлообработки в условиях сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. К числу приоритетных направлений укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан относится обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений. Согласно Конституции Республики Казахстан права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью [1]. Государсгво обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Теоретические положения и практические рекомендации по защите прав и интересов жертв преступлений разрабатывает криминологическая виктимология.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

На обычном уроке учитель ставит задачи в рамках темы. Они преследуют цели по формированию конкретных умений, ознакомления с конкретными сведениями, включения учащихся в техническую творческую деятельность на базе конкретного объекта труда. Задачи этого, самого низкого, уровня обучения не определяют содержание учебного материала, а, наоборот, диктуются им. И если учитель и вносит какие-либо дополнения в программу, то они, облегчая решение дидактических задач, не изменяют принципиально содержания обучения. Конечно, если труд на таком уровне ориентирован с точки зрения физиологии правильно, то он благоприятно отражается на физическом развитии организма. Многие трудовые операции, особенно ручные, развивают мышцы молодого организма, формируют правильную осанку, улучшают координацию движений и т.п. Ученые неоднократно показывали, что чередование умственного труда с физическим вообще повышает трудоспособность учащихся.

Вместе с тем физическая деятельность сочетается с умственной. При любом виде деятельности учащимся приходится решать ряд сдач, как правило, с большим набором альтернативных вариантов решений. Здесь не обойтись без творчества, когда от выбора наиболее рационального варианта решения проблемы во многом зависит успех. Развитие творческого мышления, формирование у школьников привычки поиска нешаблонного решения, умения критически анализировать применяемую технику и технологию - это очень важные для будущей жизни качества. Они решаются при трудовом обучении, когда перед школьниками ставятся задачи более высокого, второго, уровня. Действительно, ни с чем в своей деятельности человек не сталкивается так часто и ни в чем так сильно не нуждается, как в способности ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности. По существу, вся жизнь человека складывается из постоянного решения проблем.

Специфика современного производства во всем мире состоит в невозможности создания законченного перечня технических задач, они непрерывно обновляются. Следовательно, учить надо не тому, как решать конкретную задачу, а тому, как, творчески владея необходимыми знаниями, уметь правильно применять их во всех случаях. Это совершенно отличный подход к трудовой подготовке школьников. Когда в качестве модели используются реальные жизненные ситуации, когда для поиска решения необходимо воспроизвести ход научных и практических открытий, а значит, и готовить к ним учеников, т.е. активизировать их мышление, вовлекать их в творчество, - изменяются сами задачи трудового воспитания и обучения.

Именно поэтому виднейшие ученые Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Энштейн, Б.Кедров подчеркивали, что задачи должны не только и не столько способствовать закреплению знаний, тренировке в причинении изучаемых законов, сколько формировать сам исследовательский стиль умственной деятельности.

В концепции предметной области «Технология» трудовое обучение рассматривается на первом уровне как элемент школьной системы, т.е. как средство выполнения общешкольных задач для всемерного развития творческой личности с целью наилучшей подготовки к будущему участию в жизни общества. При таком подходе, учитывающем комплексную дидактическую взаимосвязь всех учебных предметов для формирования технологических, экономических, экологических знаний, ведущая роль отводится трудовому обучению.

Наиболее характерным такое интегрированное сочетание просматривается на выполнении творческих проектов школьников.

Это объяснимо. В развитии современной науки как главная тенденция отчетливо просматривается единство процессов дифференциации и интеграции: с одной стороны, все более узкая специализация, рождение новых, научных дисциплин; с другой - требование комплексного подхода, возникновение целых отраслей знаний на стыке двух и более наук, возрастание числа общенаучных понятий, взаимопроникновение методов. «Технология» потому и рассматривается как один из путей комплексной системы обучения. Интегрирующая функция обучения становится преобладающей.

Все явственнее проступает ориентация на личность творческую, саморазвивающуюся, а не просто эрудированную. Значит, уже в ближайшее время показателями эффективности процесса обучения жизнь выдвинет не столько знания сами по себе, сколько способность к творчеству, ценностное отношение к знаниям, стремление использовать их в трудовой и общественной практике.

Особое значение приобретают «ноу-хау» в предпринимательской деятельности.

В качестве примера приведем необычное решение одной непростой ситуации на производстве. Всемирно известная корпорация «Reebok» построила два завода по выпуску своих знаменитых кроссовок в странах с дешевой рабочей силой. И столкнулась с непривычной для себя ситуацией - рабочие стали воровать готовую продукцию. Можно было пойти по традиционному пути: усиление охраны, контроль и т.п. Было найдено творческое решение: на одном заводе стали делать только левую, а на другом - только правую обувь. В Европе их комплектовали и поставляли на продажу.

Человек, учившийся в школе лишь репродуцированию знаний, не нашел бы такого решения. Примечательно, что сформированная привычка к поиску оптимального варианта исключает выбор первого попавшегося решения и бытовой и производственной проблемы. «Технология» ориентирует на умения находить в жизни не просто новые, но и простые, и результативные, а значит, и «красивые» решения.

В нашей стране в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином «трудовое обучение», понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли «профессионально-техническим обучением», относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения.

Чтобы лучше уяснить различия между ними, необходимо объяснить два принципиально отличных понятия, которые нередко ошибочно смешиваются - «содержание образования» и «содержание обучения».

Как правильно утверждают известные дидакты Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и другие, совокупность или система знаний, умений и навыков является содержанием образования, а не обучения. Обучение - это процесс, ведущий к овладению содержанием образования. Б. П. Есипов считает, что «отношение обучения к образованию есть отношение средства к цели». С этой точки зрения базовое содержание нового учебного предмета «Технология» и содержание производственного обучения различаются. Содержание производственного обучения - это система дидактически переработанных трудовых процессов, обучение которым обеспечивает овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками по определенной профессии и квалификации.

Под базовым (инвариантным) содержанием «Технологии» понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений всех типов в пределах времени, отводимого по учебному плану.

Производственное обучение и практические занятия по технологии имеют много сходных черт и сторон, хотя и отличаются по своим задачам. Общим является необходимость расчленения, содержания обучения на определенные части и установление последовательности овладения ими. А так как принципы разделения и порядок группировки могут быть различными, различными могут бить и системы обучения. Кстати, необходимо сказать, что в педагогической литературе часто встречаются очень различные подходы к определению этого понятия.

Поэтому условимся, как это принято применительно к общеобразовательной школе, использовать термин «система трудового обучения». Под словом «система» при этом понимается дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения и определяющая структуру и последовательность изучения учебного материала. При этом, естественно, подразумевается и развитие и воспитание обучаемых.

В общеобразовательной школе действующая программа трудового обучения в V—XI классах была разработана на основе конструкторско-технологической системы обучения, ведущей идеей которой является органическое сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки. Таким образом, учащиеся вначале решают ряд технических вопросов и только после этого переходят к обработке деталей, их сборке и т.д.

Нетрудно заметить, что конструкторско-технологическая система предопределяет содержание лишь интеллектуальной деятельности учащихся, а формирование трудовых практических умений и навыков может проходить по-разному. Так, в большинстве случаев обучение в мастерских проходит по предметно-операционной системе.

Во-первых, программой не предусматривается изолированное изучение отдельных операций, более того, вообще не сказано, сколько времени надо потратить на изучение той или иной операции. Это значит, что трудовые практические умения и навыки не будут формироваться по операционной или операционно-комплексной системе.

Во-вторых, стержнем, вокруг которого строится процесс обучения школьников, является перечень объектов труда, подлежащих изготовлению, а он - типовой, т.е. одни изделия могут заменяться другими, исходя из местных условий, проще говоря - из материальных возможностей. Программа, кроме общего указания о необходимости привлекать учащихся к разработке конструкции и технологии изготовления объектов труда, не дает учителю более конкретных рекомендаций. Решение - за профессионалом.

Отсюда напрашивается следующий вывод. «Технология», подхватившая эстафету трудового обучения на новом этапе развития образования, не отрицает того, что было апробировано в школе ранее, и не входит в противоречие с ним.

Она не требует привлечения систем, функционально не совпадающих с ее целями. Вместе с тем на учителя время накладывает высокую ответственность за то, какую степень подготовки школьников к работе на современном производстве может обеспечить школа. Дело в огромном разрыве между содержанием труда в школьных мастерских и организацией работы на современном производстве. Однако так было и раньше. Следовательно, только учитель технологии, исходя из местных условий, может сделать вывод о приемлемости той или иной системы трудового обучения для достижения поставленных целей.

Понятно, что такое решение может принять только профессионал, хорошо уяснивший сильные и слабые стороны применяемой системы, представляющий, как они повлияют на учебно-познавательную деятельность учащихся.

Так как метод проектов в основном будет основываться на развитии конструкторско-технологических знаний, рассмотрим несколько методических аспектов их формирования у учащихся.

Для развития конструкторско-технологических знаний и умений предусматриваются определенные методы обучения. В трудовом обучении особо важную роль играют два взаимосвязанных между собой компонента - руководящая деятельность учителя и решение технических задач учащимися в процессе самостоятельной учебно-практической и производственной работы. Первостепенное место, безусловно, отводится последнему, но успех зависит прежде всего от форм обучения, которые учитель выбирает для достижения необходимых знаний, умений и навыков учащихся. Ученые-дидакты рекомендуют к использованию достаточно широкий выбор.

Для обучения школьников составлению технологических процессов

Д. А.Тхоржевский предложил на конкретных изделиях изучать не только трудовые приемы и операции, но и элементы технологической последовательности изготовления. Он разработал систему технологических задач, которая включает:

• объяснение технологического процесса;

• выбор заготовки;

• выбор инструмента;

• выбор способа установки заготовок и инструмента;

• определение последовательности трудовых операций;

• составление операционной технологии;

•самостоятельная разработка технологического процесса.

Для самостоятельного творческого развития школьников М.Н.Скаткин предлагает решение различных, постоянно усложняющихся задач на внеклассных занятиях и в домашней учебной работе. Предпочтение при этом отдается творческим задачам, для решения которых требуется самостоятельная работа с целью развития творческого мышления.

В процессе обучения учащихся технологическому планированию В.И.Качнев предлагает постепенно, от V класса к XI расширять число и содержание задач на различные технологические процессы и обобщать умения по самостоятельной разработке технологических процессов.

П.Р.Атутов подчеркивает, что система обучения должна быть направлена на приобретение учащимися теоретических знаний, раскрываемых на практических примерах, на их личном производственно-жизненном опыте. Доказано, что решение производственно-технических задач - важнейшее средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Итак, в процессе формирования конструкторско-технологических знаний и умений можно применить известные методы в различных сочетаниях. используемые методы. Тем более что таких комбинаций может быть достаточно много, так как они диктуются логикой проведения уроков, где один совершенно не похож на другой.

 


Информация о работе Совершенствование методики преподавания технологии металлообработки в условиях сельской школы