Совершенствование методики преподавания технологии металлообработки в условиях сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. К числу приоритетных направлений укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан относится обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений. Согласно Конституции Республики Казахстан права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью [1]. Государсгво обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Теоретические положения и практические рекомендации по защите прав и интересов жертв преступлений разрабатывает криминологическая виктимология.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Иные цели требуют иных средств. В первую очередь в подготовке и переподготовке педагогов, призванных формировать новые компетенции и качества.

В настоящее время важным мотивом образования становится потребность выпускника школы в социальной адаптации на основе профессионального самоопределения. Социальная адаптация школьника происходит более успешно в том случае, когда выпускник подготовлен к освоению опыта преобразующей деятельности в одном или нескольких профессиональных направлениях.

Задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда" - главная задача концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в рамках концепции модернизации образования на период до 2010 года.[2]

Ведущая идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В связи с этим профессиональное обучение определено личностно-ориентированным подходом в образовании и призвано развивать такие профессионально значимые качества, как системное мышление, способности к рефлексии; информационную, коммуникативную, технологическую культуру, культуру предпринимательства.[3]

Сегодня под "технологией" понимают с одной стороны, совокупность приемов и способов обработки, изменения состояния и свойств объекта с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, а с другой стороны, - науку о таких способах.[4]

Технологическая культура определяется как преобразующая творческая природосообразная деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия. [4] Технологическая культура включает в себя десять компонентов, которые проявляются в деятельности и поведении человека любой профессии, гражданина, потребителя, семьянина и учащегося. Это - культура труда, человеческих отношений, дома, дизайна, графическая культура, информационная, предпринимательская, экологическая, потребительская, проектная.

Основной путь решения образовательных задач, связанных с подготовкой учащихся к преобразующей деятельности, - формирование и развитие технологической культуры учащихся в условиях профильного обучения.

В настоящее время нельзя считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основами и конкретными примерами современных технологических процессов, которые пронизывают инфраструктуру общества, без привития основ технологической культуры, которой не хватает трудовым ресурсам России.

Важная роль в решении этих задач принадлежит образовательной области «Технология». Обязательный минимум знаний и умений по ОО "Технология" является важным компонентом среднего (полного) общего образования, которое обеспечивает передачу обучающимся технологической культуры, культуры деловых межличностных отношений, приобретение ими знаний и умений в прикладной творческой деятельности, частичную социально-трудовую адаптацию. ОО "Технология" в 10-11 классах призвана завершить формирование у учащихся основных технико-технологических понятий и представлений о способах преобразовательной деятельности, связанных с современным производством материальных и духовных ценностей, обеспечить на основе самоопределения подготовку, необходимую выпускникам для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

На данном этапе решение этой проблемы в системе общего образования в полной мере не найдено. Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение ОО "Технология" на старшей ступени.

Обязательный минимум содержания в средней (полной) общеобразовательной школе состоит из общего и специального технологического компонентов. Общий технологический компонент как унифицированная составляющая включает:

    • основные технологические понятия и виды деятельности;
    • основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры, профессиональной ориентации.

Общий технологический компонент является обязательным, системообразующим ядром содержания технологической подготовки в 10-11 классах. Его содержание интегрируется с одним из двух вариантов специального технологического компонента:

    • направлениями технологической подготовки (содержанием основных разделов);
    • областями трудовой деятельности (содержанием одного или профильных блоков).

Такой подход позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах с социально-гуманитарной, гуманитарно-филологической, естественнонаучной, физико-математической и других ориентацией, обеспечивая практико-ориентированный характер профильной подготовки, дифференцированный подход и прикладную направленность обучения.

Общий технологический компонент может быть представлен курсом "Основы технологической культуры как профильный общеобразовательный курс для любых профилей на старшей ступени общего среднего образования.

На сегодняшний день существуют программы курса "Основы технологической культуры" для изучения в 10-11 классах, разработанные Ю.Л. Хотунцевым и В.Д. Симоненко, учебник для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля (под редакцией В.Д. Симоненко). [4] В результате изучения курса "Основы технологической культуры" как общего технологического компонента выпускники общеобразовательной школы должны иметь представления:

  • о технологической культуре и ее компонентах;
  • о роли техники и технологий в современном обществе и тенденциях их развития;
  • о современных энерго- и материально сберегающих, безотходных и других перспективных технологиях;
  • о социальных и экологических последствиях применения технологий;

владеть:

  • культурой труда;
  • средствами и способами поиска новых технических решений, графического моделирования изделий и объектов проектной деятельности (курс "Основы технологической культуры" целесообразно изучать в тесной связи с выполнением учащимися проектов, связанных с характером их профильной подготовки), осуществления элементов предпринимательской деятельности;

уметь:

  • работать с информацией и технологической документацией;
  • обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства.

Выбирая разные сочетания интеграции содержания общего и специального технологического компонентов, образовательное учреждение формирует собственный учебный план профиля и как следствие разрабатывает рабочую программу курса "Основы технологической культуры".

Одним из субъектов образования, влияющим на его результаты, является учитель технологии, который должен обладать и разделять нормы технологической культуры, которые могут рассматриваться как основа его профессиональной педагогической компетенции.

Учитель технологии должен создать необходимые условия для формирования технологической культуры учащихся. В свою очередь он сам должен обладать общей культурой и технологической культурой на достаточно высоком уровне.

Данные результативные критерии курса "Основы технологической культуры" подтверждают, что профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, на развитие профессионально-значимых качеств. Эксперимент по введению системы профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования носит формирующий характер, т.к. большинство апробируемых материалов, в том числе и курс "Основы технологической культуры" появляются непосредственно в ходе эксперимента и разрабатываются в практике управления и обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕПОДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

2.1 Анализ содержания  школьной программы трудового  обучения

Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется с условиями их реализации, и набором средств, которые при этом используются. Технологическая подготовка школьников потребовала перестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было учитывать, что именно трудовое воспитание в школе представляет своего рода равнодействующую социально-политехнических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники и культуры.

Неудивительно поэтому, что ведущей концепцией трудовой (технологической) подготовки в США и других странах Запада является концепция «Образования для карьеры». Она выдвинула необходимость построения всех курсов обучения в средней школе по принципу комплексности и наметила тенденцию перехода от узкоспециальной, ремесленнической подготовки к более широкой, общетрудовой. Эти же направления заложены в концепции общеобразовательной области «Технология».

Закон «Об образовании», принятый в Казахстане в 1993 году, был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:

● формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

● адекватный мировому уровню общей и профессиональной культуры;

● формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

● воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодёжи, несоответствие её изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для школ.

В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В.А.Полякова большим коллективом учённых и учителей практиков разработаны примерные программы для образовательной области «Технология».

Обращtt внимание на термин «примерные», употреблённые выше, следует пояснить следующее. Приведённый учебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся в образовательной области «Технология», предоставляя право на местах разрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы по технологии.

Это означает, что преподаватель технологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.

На региональный и школьный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнить содержание избранных разделов. Более того чтобы снять проблемы, возникающие у школьного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-технической базой обучения, допускается содержательная корректировка. При отсутствии возможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либо теме соответствующий ей материал может быть дан в сокращённом варианте, информационно-иллюстративно. Например, если в разделе «Технологии обработки конструкционных материалов» на школьной базе не удается организовать практическую часть, то допускается дать этот материал в сокращённом варианте на уровне технологических сведений. В то же время следует увеличить разнообразие и сложность работ по другим темам, обеспечивая выполнение требований обязательного минимума.

Среди учебных направлений имеются базовые технологии и виды деятельности, а также разделы, не имеющие самостоятельного статуса.

Содержание предмета «Технология» предусматривает пять основных разделов (включая черчение), по каждому из которых разработан свой базовый модуль, и пять разделов (информационные технологии; художественная обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы проектирования), содержание модулей у которых также определено, но они не имеют самостоятельного статуса. Это означает, что при создании региональных или авторских программ вошедший в них материал и отводимое на его изучение учебное время должны быть рассредоточены и интегрированы в разделы, связанные с технологиями обработки материалов или пищевых продуктов, сборкой и соединением деталей и узлов, преобразованием энергии, управлением машинами и т.п. Таким образом, учителям предоставляется право самим определять место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения учащихся с V по ХI классы и детально распределять его по темам и фрагментам каждого раздела учебного материала.

Из этого следует, что примерный характер программы по технологии, значительная свобода в отборе учебного материала с учетом региональных и местных особенностей, подготовленности учителя, пожеланий учащихся и их родителей создают благоприятные условия для дифференциации и индивидуализации обучения. При этом нельзя забывать о таком важном ориентире как требования к обязательному уровню знаний и умений школьников. Без выполнения этого условия невозможно сохранить единое образовательное пространство учебного предмета. Учитель технологии при отборе учебного материала, интерпретации учебных разделов и видов деятельности должен постоянно помнить, что образовательная область «Технология» входит в федеральный компонент базисного учебного плана. Она вводит учащихся в такие важные для каждого человека сферы жизни, как производство, реализация и потребление материальных и духовных благ, культура труда, быта. Профессиональное самоопределение в условиях перехода страны к рыночной экономике, открывает наибольшие по сравнению с другими областями школьного образования возможности для трудового и творческого становления личности. Нельзя забывать и о том, что это фактически единственная образовательная область в учебном плане, которая формирует невербальную сферу человека, столь же важную, как и вербальная.

Таким образом, основной документ - программа - не является для учителя догмой. Школьный учитель имеет право на ее широкую коррекцию с учетом различных факторов: материальной базы учебного заведения, своих пристрастий и наклонностей учащихся, технических возможностей и целесообразности, и т.п. Важно лишь, чтобы при внесении изменений в базовую программу, ее коррекции или переработке в авторскую программу были соблюдены следующие правила.

Информация о работе Совершенствование методики преподавания технологии металлообработки в условиях сельской школы