Профилактика насильственных преступлений в быту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:45, реферат

Краткое описание

Последовательное, целенаправленное развитие, совершенствование и нормальное функционирование таких основных сфер социальной жизни, как быт, досуг, труд, устранение диспропорций и противоречий, возникающих при рассогласовании их функций, является главным направлением профилактики семейно-бытовой преступности. Данное направление профилактической работы многопланово, охватывает различные взаимосвязанные между собой аспекты деятельности органов власти и имеет важное значение в общей профилактической работе. При этом следует учитывать, что различия, например, в труде сказываются не только на уровне образования, кругозоре, духовных запросах личности, но и влияют на культуру человека, его поведение в бытовой и досуговой среде общения. Диспропорции же в данных сферах, как известно, нередко порождают различные негативные явления, в частности приводят к двойственной адаптации и феномену «раздвоения» личности, когда человек, с одной стороны, хороший производственник и дисциплинирован на работе, а с другой – скандалист в семье и бытовой дебошир.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 4 Меры предупрежд профилактика.docx

— 43.67 Кб (Скачать файл)

Это можно отчасти объяснить  тем, что сотрудники указанных ведомств действительно ограничены мерами, предписанными  законом, однако закона, защищающего  жертв семейного насилия у  нас нет. Кроме того, правоохранительная система ориентирована на наказание  преступников, что вполне отражает статистическая отчетность, используемая указанными ведомствами.

В целях преодоления указанных  недостатков необходимо пересмотреть порядок профилактического учета, существующего в органах внутренних дел, и ведомственную систему  статистической отчетности, основанную на данных о виновном, которые не соответствуют требованиям предупреждения преступлений и оперативности в  поиске необходимой статистической информации. Ведомственные инструкции в правоохранительной системе требуют  собирать полную информацию на лицо, совершившее  преступление, что касается их жертв, то полные данные о личности жертвы не отражаются в статистических документах. Некоторые перемены происходят, с 1 июля 2006 года введены статистические карточки N 5 на официально признанного потерпевшего.6 Однако, если по заявлению пострадавшего приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела на основании статья 24 УПК РФ, либо направлении материалов по подследственности в соответствии со статьями 20 часть 2 и 145 пункт 3 часть 1 УПК РФ в мировой суд, то сведений о жертве в статистике нет вообще, изменения в статистическом учете их вновь не коснулись. Имеющаяся же информация о потерпевших крайне ограничена, что так же не способствует эффективной работе сотрудников указанных ведомств с жертвой внутрисемейного насилия.

Необходимо изменить действующую  систему профилактического учета  лиц, представляющих оперативный интерес  в ОВД, регламентируемую ведомственными приказами, поскольку существующая сейчас, не отвечает требованиям профилактики преступлений. Несмотря на то, что среди оснований постановки на профилактический учет в ОВД есть пункт - допускает ли лицо правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, - тем не менее, большое количество законопослушных граждан, обладающих высокой виктимностью, остаются вне поля зрения ОВД. С целью обеспечения личной безопасности жертвы и ее окружения, выявление ее латентности, остановки процесса виктимизации, необходимо ввести учет в профилактическую работу правоохранительных органов. Введение карточек будет полезно как для выявления латентных жертв насилия в семье, так и для последующей профилактической работы с ними и в целом с ситуацией. При этом в карточке должна быть таблица о проводимой работе, где сотрудником ОВД указываются мероприятия по сопровождению жертвы конфликта в целях обеспечения ее зашиты и урегулирования семейной ситуации в целом. Эти мероприятия не должны быть формальными, уместно было бы включать в них обязательное посещение сотрудниками ОВД по месту жительства членов семьи, проведение с ними как индивидуальных профилактических бесед, так и бесед с участием всех сторон конфликта.

Целесообразно привлечение к этой работе специалистов психологических служб - практических психологов кризисных центров, которые будут проводить работу с конфликтной семьей, индивидуальные консультации с ее членами, семейные тренинги, при четком взаимодействии с участковым уполномоченным. При этом ожидаем положительный эффект такой работы как членам семьи, так и сотрудникам милиции, в дальнейшем работающими с такой семьей.

Учитывая количество семейно-бытовых  преступлений и их неуклонных рост, в деятельности ОВД по предупреждению насилия в семье должен присутствовать индивидуальный подход, понимание проблем семьи, желание разобраться и помочь в каждом конкретном случае. Эффективность такой работы должна оцениваться по результату, который заключается в том, стало ли лицо вновь жертвой насилия в семье, либо процесс виктимизации остановлен.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц.7 Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применения разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации  предприятий, учреждений, учебных заведений, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Особо ответственные функции по осуществлению мер индивидуальной профилактики на общесоциальном уровне возлагаются на трудовые коллективы и общественные объединения по месту проживания граждан. Они должны знать каждого человека, его вкусы, увлечения, стремления, и с учетом этого воздействовать на него всем арсеналом воспитательных мер, в том числе и путем вовлечения в различные формы полезного досуга. Однако, как показывает выборочное изучение практики, из поля зрения учебных и трудовых коллективов нередко выпадают лица, нестойкие в моральном отношении, конфликтующие в семьях, злоупотребляющие спиртным. Чаще всего именно эти лица игнорируют проводимые коллективные мероприятия. Общественность же не всегда прилагает усилия для привлечения их к таким мероприятиям.

Любая из этих стадий профилактики отличается своей спецификой, на любой из них действует комплекс разнообразных факторов, что нельзя игнорировать во время организации и проведения предупредительной работы. На этих стадиях изменяются характер и содержание предупредительной работы и предупредительных мероприятий.

В зависимости от особенностей применения мер профилактического воздействия  на разных этапах профилактики выделяют и так называемую раннюю профилактику.8 Безусловно, именно ранняя профилактика играет ключевую роль в предупреждении преступности, когда еще антисоциальная направленность лица не носит устойчивый характер. От ее эффективности зависит объем мероприятий, которые осуществляются на стадиях предотвращения и пресечения преступлений.

Г.А. Аванесов в структуре ранней профилактики различает также непосредственную профилактику.9 По его мнению, она отличается от ранней, во-первых, промежутком времени, которое отделяет лицо от момента возможного совершения преступления, и, во-вторых, степенью социальной вредности лица. Суть непосредственной профилактики, по Г.А. Аванесову, составляет организация и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин преступлений, условий и обстоятельств, которые оказывают содействие их совершению, на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности.

Профилактика преступлений в настоящее  время рассматривается как приоритетное направление в деятельности государственных  структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Криминологические  исследования показывают, что 7 из 10 преступлений могут быть предотвращены при  действенной их профилактике.

Применительно к указанной сфере  она представляет собой целенаправленное комплексное воздействие на лиц, состоящих в определенных (фактических  или юридических) семейных отношениях, осуществляемое с целью устранения детерминант виктимного поведения, оказания помощи и защиты жертвы. Но, как справедливо отметил Д. А. Шестаков, "в дела семьи, ее внутренние конфликты, чаще всего затрагивающие глубинные личные отношения, вмешиваться следует умело и осторожно".10

Из сказанного следует, что необходимо четко определить основания и  границы такого вмешательства, а  так же достаточность гарантированной  государством охраны и защиты жертв  внутрисемейных преступлений. Работу следует проводить деликатно  и комплексно, включая всех участников конфликта и, прежде всего, его жертв. Профилактическое вмешательство в  сферу семьи надлежит строить  на соблюдении баланса между правом на свободу личной жизни человека и правом на его безопасное существование, случаи такого вмешательства должны быть ограничены законом при непременном  приоритете заинтересованности и волеизъявлении граждан.11

Вопросы общесоциальной профилактики преступлений сегодня требуют своего законодательного решения. Жизнь показывает, что отсутствие правовой регламентации профилактической работы тормозит процесс выработки единообразного подхода органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел и судов к использованию превентивных норм права, законодательства.

Таким образом, основными направлениями  предупреждения и профилактики насильственной преступности в семейно-бытовой сфере станут:

1. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение должно осуществляться не только по отдельным  правоохранительным ведомствам, как  это делается сейчас, но и по кардинальным проблемам предупреждения насильственной преступности, например, по профилактике насилия в семье, борьбе с наркоманией  и наркотизмом, исполнению уголовных наказаний, связанных и не связанных с лишением свободы, и проблеме подготовки специалистов и т.д. В этих целях для каждой проблемы следует создать программу, включающую необходимые ресурсные расчеты.

2. Представляется необходимым внести  следующие изменения в законодательной сфере:

- в уголовном кодексе РФ должна иметь законодательное закрепление самостоятельная группа преступлений в сфере семейно-бытовых отношений – «Преступления против своих близких родственников».

Отличительной особенностью данной группы преступлений является наличие в  них в качестве обязательных признаков состава преступления дополнительного объекта преступления и потерпевшего. Дополнительным объектом в данной группе преступлений выступают семейно-бытовые отношения, возникающие между близкими родственниками.

- если лицо привлекается за  совершение насильственного преступления, отнесенного законом к категории  тяжкого или категории особо  тяжкого, а до этого уже трижды  наказывалось за такие же преступления, то независимо от снятия или  погашения судимости оно должно  осуждаться к пожизненному лишению свободы;

Осужденные, у которых были выявлены психические аномалии (в пределах вменяемости), в местах лишения свободы  должны в обязательном порядке проходить  лечение. Отказ лечиться является основанием для применения дисциплинарных мер  и обязательно должен учитываться  при решении вопроса о помиловании  или амнистии, а также при предоставлении каких-либо льгот.

Лицо, осужденное на насильственное тяжкое и особо тяжкое преступление, а  также за любое сексуальное преступление, после отбытия наказания должно ставиться на учет в милиции по месту жительства на срок 10 лет, а  в случае повышенной агрессивности - без ограничения во времени.

3. Социальные программы профилактики бытового насилия:

1) любые социальные программы профилактики насилия в России должны строиться с учетом того, что ее состояние в первую очередь определяется очень высоким уровнем тревожности и неуверенности людей, их депрессивными психотравмирующими переживаниями как реакции на те изменения в жизни, которые субъективно воспринимаются в качестве весьма неблагоприятных. Насилие выступает средством защиты и утверждения, поэтому общество должно предлагать иные средства в достаточном объеме и разнообразии;

2) первоочередной задачей представляется оказание комплексной помощи, в том числе при проведении инспекторских проверок, регионам, где наблюдается наихудшее положение с преступным насилием. Это предполагает создание специальных для них программ социальной и материальной поддержки, воспитательно-педагогических, психологических, организационных, правоохранительных и иных мероприятий;

3) к уже имеющимся социальным программам борьбы с отдельными видами преступности (например, с наркотиками и наркоманией) следует, прежде всего, добавить социальные программы предупреждения насилия в семье, в школе, среди несовершеннолетних в целом;

4) необходима общегосударственная федеральная программа борьбы с насилием в семье. Ее субъектами должны быть все органы законодательной и исполнительной власти, общественные и церковные организации, средства массовой информации;

5) целесообразно публичное осуждение домашнего и сексуального насилия как преступления против личности.

6) широкое распространение информацию о том, каким образом жертвы таких преступлений могут получить защиту закона и воспользоваться службами поддержки.

7) проведение в стране работы по формированию общественного мнения и повышению уровня осведомленности в этой области;

8) просвещение, консультирование и психокорекция для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей;

9) обучение и консультирование судей, прокуроров, полицейских и социальных работников эффективным действиям в ситуациях, связанных с насилием в семье.

Желательно создать постоянно  действующие проекты и планы  выступлений (передач, публикаций) в  средствах массовой информации, посвященных  насилию и его предупреждению.

Несмотря на исключительную актуальность проблем насилия для России, они  все-таки сравнительно редко становятся объектом научного исследования. Наибольший интерес к ним проявляют криминология и уголовное право. Однако первая ограничивается поиском причин отдельных видов насильственных преступлений и преимущественно на социальном уровне, не ставя вопросы максимально широко.

Информация о работе Профилактика насильственных преступлений в быту