Профилактика насильственных преступлений в быту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:45, реферат

Краткое описание

Последовательное, целенаправленное развитие, совершенствование и нормальное функционирование таких основных сфер социальной жизни, как быт, досуг, труд, устранение диспропорций и противоречий, возникающих при рассогласовании их функций, является главным направлением профилактики семейно-бытовой преступности. Данное направление профилактической работы многопланово, охватывает различные взаимосвязанные между собой аспекты деятельности органов власти и имеет важное значение в общей профилактической работе. При этом следует учитывать, что различия, например, в труде сказываются не только на уровне образования, кругозоре, духовных запросах личности, но и влияют на культуру человека, его поведение в бытовой и досуговой среде общения. Диспропорции же в данных сферах, как известно, нередко порождают различные негативные явления, в частности приводят к двойственной адаптации и феномену «раздвоения» личности, когда человек, с одной стороны, хороший производственник и дисциплинирован на работе, а с другой – скандалист в семье и бытовой дебошир.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 4 Меры предупрежд профилактика.docx

— 43.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

Последовательное, целенаправленное развитие, совершенствование и нормальное функционирование таких основных сфер социальной жизни, как быт, досуг, труд, устранение диспропорций и противоречий, возникающих при рассогласовании  их функций, является главным направлением профилактики семейно-бытовой преступности. Данное направление профилактической работы многопланово, охватывает различные  взаимосвязанные между собой  аспекты деятельности органов власти и имеет важное значение в общей профилактической работе. При этом следует учитывать, что различия, например, в труде сказываются не только на уровне образования, кругозоре, духовных запросах личности, но и влияют на культуру человека, его поведение в бытовой и досуговой среде общения. Диспропорции же в данных сферах, как известно, нередко порождают различные негативные явления, в частности приводят к двойственной адаптации и феномену «раздвоения» личности, когда человек, с одной стороны, хороший производственник и дисциплинирован на работе, а с другой – скандалист в семье и бытовой дебошир.

Преступление в семейной сфере, как ни в какой другой представляет собой результат взаимосвязанных  элементов - правонарушителя, его противоправного  действия или бездействия и жертвы, причем между жертвой и правонарушителем складываются сложные отношения.1 Без всестороннего и комплексного изучения жертвы, ее взаимоотношений с обидчиком и роли каждого в криминогенной семейной ситуации, а так же факторов, существующих в обществе и определяющих общественное сознание и менталитет его членов, проводить эффективную работу по профилактике насильственных преступлений в семье, думается, не возможно.

Научной базой исследования проблем  предупреждения преступности и профилактики преступлений являются труды многих ученых. На протяжении всего периода  существования государства наука  всегда принимала участие в разработке стратегических, концептуальных основ  правового, методического обеспечения  предупреждения правонарушений. Не стоит  в стороне она и сегодня. Разработка мер предупреждения преступности и  отдельных преступлений - конечный результат и показатель эффективности  всех криминологических исследований.

Анализ литературы показывает, что  уже разработано множество «теоретических схем» предупреждения преступности, а также различных видов, категорий  и групп преступлений; создана  соответствующая научная база; наука  и практика располагают богатым  арсеналом средств и методов  профилактики преступлений.

Хотя вопросы борьбы с преступностью  возникали и решались в течение  многих столетий, единого общего понятия  в отношении совокупности этих мер  до сих пор, по крайней мере - в  российской науке и практике, не выработано. Применяются такие выражения, как «война с преступностью», «реагирование  на преступность», «борьба с преступностью» и др. Реакция государства и  общества на преступления и преступность обозначаются и такими терминами, как  «социальный контроль», «контроль  преступности», «управление преступностью». К настоящему времени среди криминологов нет единого мнения в понимании  содержания понятия «предупреждение  преступности». Наряду с ним используются такие понятия, как «профилактика  преступлений» и «борьба с  преступностью».

Предупреждение преступности - это  многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований, соблюдение которых  в различном сочетании может  обеспечить комплексный подход к  предупреждению преступлений и иных правонарушений.2 При этом соблюдается сочетание общесоциального и специального предупреждения, мер общей и индивидуальной профилактики; охват всех основных сфер жизнедеятельности и социальных институтов; использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера; взаимодействие и координация деятельности всех субъектов профилактики; охват всей совокупности объектов, требующих профилактического воздействия; воздействие на совокупность причин и условий, способствующих преступному и иному антиобщественному поведению.

Всю эту совокупность профилактических мероприятий по их направленности и  характеру можно подразделить на три группы: общесоциальные, специальные3 и индивидуальные. При этом меры как первого, так и второго вида могут осуществляться на нескольких уровнях профилактики преступлений.

В то же время все меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоциальных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики. И соответственно общесоциальные и специальные меры являются основой для эффективной индивидуальной профилактики.

Каждый из видов предупредительной  деятельности имеет свою систему  и существенные различия элементов, в нее входящих.

Субъектами общесоциальной профилактики в сфере семьи, могут выступать государственные органы, общественные и частные организации, должностные лица и граждане, которые по своей деятельности связаны с решением семейных проблем, осуществляющие и криминологическую профилактику. Однако к числу субъектов можно отнести и специализированные органы, подразделения, группы, общественные и частные организации, которые создаются намеренно и на профессиональной либо общественной основе обеспечивают работу с жертвами преступлений в сфере семьи, как по их защите, так и оказанию помощи. Субъектами будут и учреждения социальной и психологической помощи гражданам, и кризисные центры, и общественные организации. Носителями предупредительной деятельности в указанной сфере могут быть и сами граждане в виде организации самоуправления, взаимопомощи.

Общесоциальная профилактика должна ставить своими задачами как нейтрализацию противоречий в обществе в целом, способствующих семейному насилию, так и нейтрализацию противоречий в межличностном общении членов семьи, выявление и работа с латентной жертвой, прерывание процесса виктимизации, ее защита и реабилитация. Решение этих задач решается через широкий комплекс мер экономического, социального, организационного, правового и идеологического характера, обеспечивающих устранение причин и условий виктимности личности в семье, предотвращение любого внутрисемейного насилия.

В региональном аспекте эффективность  решения указанных вопросов зависит  от деятельности органов местного самоуправления, их требовательности и уровня руководства  подчиненных им предприятий, учреждений и организаций, особенно где применяется  недостаточно квалифицированный труд. В отношении же той части работающих, которые в силу производственной необходимости должны заниматься пусть  тяжелым, неквалифицированным, но общественно  полезным трудом, целесообразно разрабатывать  и внедрять различные меры по улучшению  условий их труда и повышению  его престижа, формированию убежденности в важности и полезности для общества их труда. С учетом особенностей и  социальной структуры населения  конкретного региона целесообразно  более широкое вовлечение в эту  работу пенсионеров, учащихся и других контингентов лиц, которые не будут  воспринимать его как жизненную  неудачу, возмещая свою озлобленность  на родных и близких.

В связи с тем, что многие бытовые  преступления совершаются в рабочее  время лицами, которые должны были находиться на работе, но в силу тех  или иных причин отсутствовали, актуализируется  в профилактическом аспекте и  вопрос об укреплении трудовой дисциплины. Он имеет важное значение для всех сфер жизнедеятельности, поэтому на его решение направлены усилия трудовых коллективов, различных государственных органов и общественных объединений.

Для эффективной профилактики преступлений в сфере быта не менее вескую роль имеет воспитательная работа, особенно по месту жительства граждан и  проведения ими досуга. Указанное  направление общесоциального предупреждения также осуществляется органами местного самоуправления на основе комплексного подхода. Для стимулирования правомерного поведения населения необходимо обеспечить органическое единство идейного, трудового и нравственного воспитания. При этом особое внимание следует уделять лицам, склонным к бытовым правонарушениям. У них следует формировать правильное отношение к правам и интересам других лиц, недопустимость применения физической силы для разрешения возникающих противоречий и конфликтов. Не меньшее значение имеет и формирование разумных потребностей, отказ от употребления спиртных напитков. Важна и установка на создание прочной, здоровой семьи, поскольку семейные конфликты приводят к тяжким насильственным преступлениям против личности. В криминологической литературе отмечается, что преступления против супруга – это преимущественно насильственные преступления (убийство, нанесение телесных повреждений, истязание, бытовое хулиганство).

Немаловажно и повышение образовательного уровня граждан, формирование у них  сознательности и культуры проведения свободного времени. Ведущее место  в этой работе также принадлежит  органам местного самоуправления, которые  руководят общеобразовательной  и профессиональной школой, добиваются охвата всех несовершеннолетних различными формами обучения.

Контролируя работу учебных и трудовых коллективов в рассматриваемой  сфере, органы местного самоуправления имеют возможность спросить с  их руководителей, как проводится индивидуальная работа с членами коллектива в  бытовой среде общения. В этом направлении целесообразно обратить внимание не только на деятельность указанных  органов, но и создаваемых комиссий на всех уровнях управления, особенно по делам молодежи, культуры, спорта и других. При этом, оценивая успехи трудовых и учебных коллективов  по организации культурно-массовой и спортивной работы, следует учитывать  состояние борьбы с преступлениями среди членов коллектива, а также  активность вовлечения правонарушителей в культурно-массовую и спортивную работу. Такой подход позволяет определить степень ее эффективности, дает возможность  тому или иному местному органу разработать  конкретные рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

Весьма велика роль правопорядка в  общежитиях. В некоторых из них  еще наблюдается низкий уровень  воспитательной, культурно-массовой и  спортивной работы, не изжиты еще случаи злоупотребления спиртными напитками, проживания лиц с антиобщественной ориентацией. Необходимо совершенствовать правовоспитательную работу и с теми, кто воспитывает молодежь, является руководителем коллектива, цеха, бригады, общественных объединений. При осуществлении этой работы нужно также учитывать ее криминологический аспект. Руководители производства, воспитатели должны знать причины и условия совершения преступлений и иных правонарушений, обладать необходимыми навыками организации профилактической работы, в том числе и преступлений в сфере быта. Разумеется, такая подготовка должна осуществляться дифференцированно, с учетом целевого назначения.

Социальной профилактике преступлений, возникающих в сфере быта, во многом способствует и разрешение жилищной проблемы, которая имеет несколько  аспектов. Не секрет, что неустроенность быта нередко порождает между  жильцами конфликты, которые лежат  в основе многих насильственных бытовых  преступлений. Не случайно большинство  преступлений совершается больше в  сфере быта. Деформация правового  сознания у лиц, совершающих семейно-бытовые  правонарушения, тесно связана с  низкой культурой межличностного общения, с дефектными представлениями о  возможности применения насилия. В  их среде весьма распространено убеждение, что в отношении обидчика вполне оправдано физическое насилие. Поэтому  при планировании конкретных мер  правовоспитательной работы на специально криминологическом уровне особое внимание следует обращать на развенчание культа насилия, разъяснение правил поведения в различных проблемных и конфликтных ситуациях, например, в случаях оскорбительного, противоправного поведения отдельных лиц, в том числе из семейного, бытового и соседского микроокружения.

Субъектами специальной профилактики являются правоохранительные органы и  в первую очередь органы внутренних дел. Это те субъекты, для которых  поддержание правопорядка обеспечивается, прежде всего, путем предупредительной  деятельности. Согласно нормативным  документам МВД, предупредительная  деятельность осуществляется ОВД с  целью защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.4 В качестве одной из задач ряду подразделений ОВД ставится осуществление профилактической деятельности среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.5 То есть профилактика насильственных и иных преступлений органически включена в деятельность ОВД по предупреждению преступности. Каждая служба, подразделение и сотрудники ОВД обязаны осуществлять профилактическую деятельность в пределах своей компетенции. Однако, что касается профилактики в отношении жертв насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений, такую деятельность могут и должны осуществлять структурные подразделения МВД и в частности – участковые уполномоченные полиции (УУП), сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), патрульно-постовой службы (ППС), дознания.

Пока сотрудники всех правоохранительных структур остаются пожалуй единственной реальной силой способной остановить преступное насилие в семье и предупредить виктимность ее членов. У них есть необходимые уголовно-правовые средства принудительного воздействия на правонарушителя, а так же средства защиты, убеждения и помощи для жертвы, и если они правильно и своевременно применялись, то согласно полученным результатам анкетирования, проведенного автором, после обращения к ним жертв, насильственные действия в семье прекращались или сокращались примерно в половине случаях обращения жертвы. Но, к сожалению, проблема возникает именно в реагировании и предупредительной деятельности специальных субъектов, в частности ОВД, на случаи преступного насилия в семье и их эффективности.

Соответствующие структуры правоохранительных органов в настоящее время практически не осуществляют возложенных на них функций предупреждения преступлений и обеспечения безопасности жертв. Поход к профилактике - формальный: могут быть приняты меры превентивного характера, что ограничивается вынесением и направлением представлений, профилактической беседой. Как таковая профилактика практически не проводится, более того, профбеседы с жертвами семейных посягательств чаще всего содержат едкие замечания, имеющие обвинительный уклон. Силовые ведомства проявляют нежелание иметь дело с ситуацией насилия, если нет физического подтверждения и, в основном, начинают реагировать, когда совершается преступление.

Информация о работе Профилактика насильственных преступлений в быту