Профилактика наркомании в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:36, реферат

Краткое описание

При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом постав¬лены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается, начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы.

Вложенные файлы: 1 файл

в подростковой среде.docx

— 95.51 Кб (Скачать файл)
  • разъединение асоциальных групп, в которых практикуется постоянный прием токсических и наркотических веществ;
  • объединенная помощь детям со стороны социального педагога, школьного психолога, врача, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних в преодолении формирующейся зависимости и отклонений поведения;
  • восстановление школьного статуса ребенка, бросившего прием ток- сико-наркотических веществ, с коррекцией возникших у него пробелов в обучении и воспитании.

По третьей проблеме: дети и подростки, систематически употребляющие психоактивные вещества, как правило, характеризуются уже выраженными формами социальной дезадаптации с «домашним воровством», постоянными уходами из семьи, самовольным оставлением школы, стойкими асоциальными установками и склонностью к правонарушениям. Одновременно у них могут наблюдаться выраженные формы зависимости, т.е. начинается болезнь. Однако в первую очередь это ребенок, а потом токсикоман или наркоман, и он нуждается в оптимальной поддержке и эффективной реабилитации.

В настоящее время наиболее социально оправданной для последующей жизни ребенка, который начал наркотизироваться, является коррекция проблем его зависимости и отклонений поведения не в наркологичеких учреждениях, работающих по схеме «диспансер-больница», а в центрах для консультативно-диагностической, оздоровительной, психолого- педагогической, социально-реабилитационной помощи и правовой поддержки детям и подросткам с зависимостью от наркотических средств. Они могут организовываться как в сети учреждений здравоохранения, так и в сети учреждений с реабилитационной направленностью министерства образования и науки. Независимо от ведомственной подчиненности такие центры должны одновременно выполнять функции регионального методического и координирующего органа по проведению в территории профилактической, психолого-педагогической и социально-реабилитационной работы с детьми, имеющими проблемы с зависимостью. Такая работа может быть также организована и должна проводиться в региональных центрах социально-психологической поддержки и реабилитации министерства образования и науки. Целесообразно создавать при них, возможно на межведомственной основе совместно с местными органами УВД, региональный банк данных по несовершеннолетним с проблемами зависимости. Эти сведения необходимы для мониторинга наркологической ситуации в детской территории с прогнозированием результативности профилактической и медико-социальной реабилитационной помощи. При таких центрах также могут проводиться разнообразные формы учебно-методической помощи специалистам общеобразовательных и специальных коррекционных учреждений в рамках региональной программы профилактики алкоголизма и наркоманий среди несовершеннолетних.

Реально действующая на территориальном уровне активная антинаркотическая профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:

  • зависимость от наркотических и психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, поэтому профилактическая антинаркотическая помощь должна быть системной;
  • целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться при личностном, семейном и социальном (школа, общество) взаимодействии;
  • в превентивных образовательных программах в условиях угрожающей наркологической ситуации основное внимание следует уделять формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитию у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;

- в превентивных образовательных программах отдельно должен быть представлен аспект подготовки специалистов в области профилактики употребления психоактивных веществ из числа педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов ПДН. Для этой цели - для методического обеспечения первичной профилактической помощи - целесообразно в каждом регионе на постоянной основе организовывать обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по формам предупреждения злоупотребления наркотическими средствами в детско- подростковой среде.

В своих основах первичная профилактическая помощь при распространении наркоманий в детско-подростковой среде должна опираться на школьную психологическую службу, на подразделения центров психолого-педагогической реабилитации, на формирование широкой сети консультативных пунктов для детей и подростков. Все вместе они должны обеспечивать тесное межведомственное взаимодействие при работе специалистов с «проблемными детьми» по месту их жительства, а также родительских объединений, подростковых групп само- и взаимопомощи в школах и микрорайонах.

Основные направления активной антинаркотической профилактики в образовательной среде;

Первое направление - разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

В настоящее время необходимо методами активного просвещения и направленного, действенного воспитания найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья or здоровья. Формировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, знать грозящие опасности и пути их предупреждения. Речь идет не о минимуме информации о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а именно о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. «Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием», - такое определение было дано этому термину Всемирной организацией здравоохранения.

Образовательные превентивные программы должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста (младший и средний школьный возраст) и их включенности в наркотическую ситуацию.

К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем «обучения через предмет». Это основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни через развитие физической культуры школьников.

Второе направление - разработка авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ. Это превентивные» т.е. несущие определенный потенциал предупреждения от употребления психоактивных веществ, образовательные программы, относящиеся к уровню активной первичной профилактической работы. В их основе также лежит обучение через предмет, а именно такие предметы, как история, биология, химия, литература и частично ОБЖ.

Третье направление - разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ-тренин- гов для учащихся.

Данная форма первичной профилактической работы в школе может проводиться с подростками среднего и старшего школьного возраста.

Четвертое направление - разработка превентивных обучающих программ-тренингов для специалистов образовательного учреждения.

Это направление активной профилактической антинаркотической работы ориентировано прежде всего на обучение и переобучение методам первичной профилактики педагогического состава школы и учителей- лидеров, которые проявили интерес активно сотрудничать со школьным психологом, школьным врачом, социальными педагогами.

Данное направление первичной профилактики реализуется следующими средствами:

  • лекционные занятия по психологии личности, специфике подросткового возраста, особенностям дисфункциональной семьи и стрессовым расстройствам, проблемам зависимости и созависимости, особенностям выздоровления и реабилитации при наркомании;
  • практические семинары по методическому оснащению превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся.

Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркоманий и алкоголизма среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации в детско-подростковой популяции России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профилактика наркомании в подростковой среде