Профилактика наркомании в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:36, реферат

Краткое описание

При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом постав¬лены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается, начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы.

Вложенные файлы: 1 файл

в подростковой среде.docx

— 95.51 Кб (Скачать файл)

-             в Самарской области Управление образования организует работу по раннему выявлению учащихся, которые стали принимать наркотические средства, и постановке их на учет, как в органах УВД, так и внутри школы; обеспечивает взаимодействие педагогов с наркологической службой, специалистами службы «Семья». В области реализуется целевая программа «Профилактика безопасности несовершеннолетних» со специальным разделом по подростковой наркомании. Регулярно проводятся «правовые месячники», семинары-тренинги по наркоманической проблематике для различных категорий работников образовательных учреждений, семинары по теме «Здоровый образ жизни» для руководителей учреждений первичной профессиональной подготовки (ППТ). Разработана и внедряется авторская программа «Спасибо - НЕТ» (проф. Потемкин Г.А.). На базе областного наркологического диспансера организовано обучение по проблемам подростковой наркомании для учителей области. На факультете психологии и социальной педагогики Самарского института повышения квалификации работников образования читается спецкурс по профилактике подростковой наркомании.

  1. Пропаганда здорового образа жизни.

Во всех регионах в рамках учебных курсов ОБЖ - Основы безопасности жизнедеятельности, а также биологии, химии и других предметов педагоги регулярно обсуждают с учащимися проблемы профилактики наркоманий.

  1. Последипломное обучение и переобучение специалистов образовательных учреждений по программам оказания первичной профилактической помощи. В каждом регионе на постоянной основе проводятся обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по предупреждению злоупотребления наркотическими средствами в детско- подростковой среде. Программы большинства семинаров имеют практическую направленность, обучают навыкам первичной оценки токсико - наркотического опьянения, психологическим основам разъединения асоциальных групп, в которых практикуется прием наркотиков, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления окольного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества.
  2. Проведение мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде.
  3. Разработка концепции первичной профилактики наркоманий среди несовершеннолетних.
  4. Разработка законодательных предложений и нормативных актов, регулирующих развитие первичной антинаркотической профилактической деятельности.

Эта работа заключается в том, чтобы, во-первых, больший объем занимали меры профилактической помощи для детей и подростков с зависимостью от психоактивных веществ, чтобы с первых проявлений зависимости оказание профилактической помощи сочеталось с социально- психологической и медицинской реабилитацией.

Во-вторых, в объеме реабилитационных мер для несовершеннолетних ведущее значение должны получить различные формы общеобразовательного обучения (компенсирующее, коррекционно-развивающее, дополнительное) и профессионального обучения, а не только трудотерапия, как это предусматривается в центрах медико-социальной реабилитации.

В-третьих, реабилитационные меры должны носить дифференцированный характер с учетом различия групп несовершеннолетних, нуждающихся в медико-социальной помощи: дети и подростки с зависимостью от психоактивных веществ без стойких нарушений поведения асоциального характера; несовершеннолетние с зависимостью от психоактивных веществ и девиантным поведением; несовершеннолетние, страдающие алкоголизмом и наркоманией и совершившие преступления.

7. Опыт разработки проблем  первичной профилактики в зарубежных странах.

Первым существенным моментом зарубежного опыта в области профилактики является положение о том, что на государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна, не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями.

Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях.

В Дании, Бельгии, Норвегии создана разветвленная социально-реабилитационная сеть помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию отдыха, особенно в вечернее время, альтернативного приему наркотиков. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних при включении в наркотизацию быстро дезадаптируется, осложняется сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков «группы риска» развернута целая сеть учреждений социальной помощи - «жилые общины» для молодежи, женщин с детьми, «кризисные» временные убежища.

Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в «группы риска».

Профилактическая помощь при работе с семьей.

1. Семья и семейная дезадаптация: проблемное и зависимое поведение детей и помощь родителям.

В центре внимания всегда стоит ребенок, и это правильно, но чтобы разобраться в ключевых задачах помощи детям с проблемами развития и поведения, необходимо выделить основные, определяющие факторы окружающей его микросоциальной среды.

Витальной, т.е. жизненно необходимой средой для ребенка, несомненно, является семья. В самом общем виде можно сформулировать такие исходные понятия, как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи, с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом) на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно сосуществующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В дисфункциональной семье постоянно существуют проблемы с алкоголем, наркотиками; у членов семьи, особенно у женщин, часто наблюдаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья. Обычно они идут «под флагом хронических, трудно излечимых заболеваний», вина за которые перекладывается на других членов семьи, в том числе и на детей. Социально-психологический портрет такой семьи формируют характерные черты поведения ее взрослых членов:

  • общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
  • в семейных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
  • определяющим является активное нежелание членов семьи обсуждать проблемы семьи с кем-либо из окружающих; с этим связано избегание различных форм поддержки семьи со стороны служб социальной защиты, профилактики, родительских объединений;
  • по отношению к нарастающим семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; постоянно проявляется тенденция разрешать возникающие проблемы на аффективном уровне.

Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:

  • сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;
  • нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.

Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления: разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, матери или отца, имеющих пристрастие к алкоголю. Они вынуждены соизмерять свое поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»: аморальным - как норма поведения внутри своей семьи и морально императивным - как определенные правила поведения вне семьи - в школе, в общении с другими. При этом они обычно стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора.

Для распавшейся семьи характерны сочетание «разъединенных» отношений с включенностью в застывшие, уходящие в прошлое конфликты, стойкая неприязнь отношений. Достаточно часто такая ситуация утяжеляется тем, что члены «распавшейся семьи» вынуждены по-прежнему проживать совместно, что усугубляет конфликтность отношений, делает их патологически зависимыми.

Опыт показывает, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, с наклонностью к злоупотреблению ПАВ могут быть «болевой точкой» любой семьи. Несомненно, их больше в дисфункциональных и асоциальных семьях. Следует также сказать, что семьи с «проблемными детьми» могут быть из всех слоев общества и, несмотря на это, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.

Сегодня у многих родителей, как в здоровых, так и в дисфункциональных и даже в распавшихся семьях, как у матерей, так и отцов, возникает озабоченное желание разобраться в непростых семейных отношениях, потому что родители видят «тернистый» путь проблем и готовы принимать помощь. Встает вопрос: «Кто может быть источником такой помощи: бабушки и дедушки? Друзья? Соседи? Школьные специалисты? Специалисты по социальной работе? Сотрудник ПДН?» В этой ситуации многие родители, испытывая потребность в том, чтобы внести ясность в свои проблемы, и в необходимости помощи, настороженно относятся к их обсуждению с «неродными», так как «не хотят выносить сор», или со специалистами, так как боятся, что их семью посчитают нуждающейся в каких-либо мерах, например, со стороны исполнительной власти. Так как любая семья может иметь трудного ребенка и так как взрослые часто сами неосознанно учат своих детей конфликтному и зависимому поведению, в данную проблемную ситуацию должен обязательно вмешаться специалист (социальный педагог, школьный психолог, специалист по социальной защите, психиатр-нарколог). При этом должно действовав одно правило - работа по разрешению проблемных ситуаций должна вестись и с родителями, и с детьми одновременно.

2. Основные  вопросы семейного консультирования  при проблемном и зависимом поведении:

Первый вопрос, который обычно звучит при знакомстве с проблемой и с родителями - это: «Почему именно с моим ребенком это произошло?» Необходимо сказать, что к тому времени, когда проблема стала серьезной, уже не так важно: «Почему ребенок стал трудным?» Гораздо важнее передать родителям правильный способ обращения с такими детьми, научить оценивать новые особенности детей и анализировать причины их поведения.

Первым шагом в оказании реальной помощи родителям является установление доверительных отношений между специалистом (сотрудником ПДН, социальным педагогом, школьным психологом, психотерапевтом, психиатром) и родителем, обращающимся за помощью. Помощь окажется недейственной и малоэффективной, если специалист не будет знать семейной ситуации, он не сможет объективно оценить проблему и обсудить с родителями то, в чем они в первую очередь хотят увидеть изменения. Очень часто только матери занимаются со своими проблемными детьми, но когда в этот процесс вовлекаются отцы и другие близкие люди, заботящиеся о «трудном» ребенке, вероятность положительных изменений в его поведении повышается. В данной ситуации все взрослые, решающие проблему ребенка, направляют его в одно нужное русло.

Вторым шагом является объяснение родителям со стороны специалиста некоторых определяющих основ межчеловеческих отношений. Такое объяснение необходимо потому, что внешние признаки поведения ребенка - гнев, раздражительность и агрессия, страх, обида и плач, а также связанные с этими переживаниями поступки детей, их ранняя алкоголизация или приобщение к наркотическим веществам, что всегда вызывает тревогу и беспокойство взрослых, - часто не являются основными и определяющими, так как истинная причина таких эмоций и поведения может лежать за ними и, как правило, бывает глубже. За любым негативным переживанием, разрушительным действием или протестным поведением всегда кроется нереализованная потребность.

Каждый человек независимо от возраста нуждается в безопасном окружении, пище, сне, одежде, предметах первой необходимости и т.д. Это его органические, жизненно важные потребности и большинство родителей считает, что если они хорошо и полно удовлетворяются, то ребенок, как само собой разумеется, должен быть спокоен и счастлив. Однако для него, особенно в младшем школьном возрасте, гораздо важнее, чтобы родители были к нему привязаны, любили и понимали, признавали его, чтобы и у него было переживание успеха и в малых, и в больших делах, чтобы он мог реализовывать и развивать свои способности, любить себя. Именно любить себя, т.е. иметь развитое чувство определенного отношения к самому себе, чувство самоценности, которое, чтобы человек успешно противостоял ударам судьбы, должно быть со знаком «плюс», т.е. положительным. Это тем более важно, потому что большинство родителей, слушая такое мнение, выражают с ним свое несогласие. Многие из них искренне считают, что поддерживать у ребенка чувство любви к себе, - значит воспитывать «эгоиста».

Информация о работе Профилактика наркомании в подростковой среде