Личные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных личных прав и свобод человека в РБ.
Для достижения указанной цели ставились на решение следующие задачи:
1. Изучить понятие и содержание личных прав и свобод;
2. Дать общую характеристику личных прав и свобод.
Объектом курсовой работы являются личные права и свободы человека в РБ.

Вложенные файлы: 1 файл

Личнные права.docx

— 109.11 Кб (Скачать файл)

Компетентность  суда проявляется прежде всего в профессионализме судей, их способности объективно во всем разобраться и вынести решение, основанное на законе.

Независимость суда означает, что судьи (присяжные заседатели) при осуществлении правосудия подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей (присяжных заседателей) по осуществлению правосудия недопустимо.

Независимость судей обеспечивается порядком их избрания, назначения и освобождения, их неприкосновенностью, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запретом требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду либо вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности суда, материальным, социальным обеспечением суда и т.д.

Беспристрастность суда проявляется  в справедливой оценке фактов, исключении какой-либо дискриминации. В целях обеспечения беспристрастности суда законодательством устанавливаются специальные гарантии, например, отвод судьи.

В части  первой комментируемой статьи оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки. Поэтому может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу. Так, согласно статье 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь, общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года (исковая давность). Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности.

В подконституционных актах (законах, постановлениях и др.), особенно вступивших в силу до принятия действующей Конституции, еще сохраняются нормы, предусматривающие только внесудебный порядок разрешения споров. Однако эти нормы явно противоречат Конституции, которая обладает высшей юридической силой и имеет верховенство по отношению к иным норма тивным актам, а ее нормы должны применяться непосредственно. При этом надо иметь в виду, что даже если для разрешения спора в суде необходимо принятие специального нормативного акта, однако он не принят, то и в этом случае у суда нет оснований для отказа в судебной защите: конституционная норма должна иметь непосредственное действие. Это вовсе не исключает возможности существования досудебного порядка разрешения спора, например, необходимости обращения вначале в вышестоящий орган с просьбой об отмене неправомерного решения либо иной орган, например, в комиссию по трудовым спорам. В случае отказа в удовлетворении требований либо не рассмотрения в установленный срок жалобы такое лицо вправе обратиться в суд, который обязан рассмотреть спор. В принципе, исходя из анализа комментируемой статьи, не исключено право гражданина на обращение в суд и в случае, когда он не воспользовался предварительным (досудебным) порядком разрешения спора.


В соответствии с частью второй статьи 60 Конституции Республики Беларусь с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жиз ни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и др.) или имущественные права.


В сфере нравственных переживаний  моральный вред может заключаться  в утрате близких родственников, невозможности продолжать активную общественную жизнь, потере работы, раскрытии врачебной тайны, распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, ограничении или лишении каких-либо прав граждан.

Моральный вред в результате физических страданий связан с болью, расстройством здоровья, изменениями в эмоционально-волевой сфере, а также с другими факторами, свидетельствующими о функциональных расстройствах организма либо повлекшими отклонения от обычного состояния здоровья.

Иск о возмещении морального вреда  может быть заявлен как одновременно с иском о возмещении имущественного вреда, так и отдельно.

Моральный вред возмещается при  наличии тех же оснований, что и возмещение имущественного вреда, в форме единовременно взысканной суммы.

2.10 Право на юридическую помощь

 

Право на юридическую помощь является одним из основных элементов правового статуса любого человека. Это право гарантируется не только Конституцией, но и рядом международных документов.

Профессионально юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура. В соответствии с законом об адвокатуре адвокатом Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.

Адвокаты  оказывают следующие виды юридической  помощи:

дают  консультации и разъяснения по юридическим  вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

составляют  заявления, жалобы и другие документы  правового характера;

осуществляют представительство  в судах и других органах и  организациях по гражданским делам  и делам об административных правонарушениях;

участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты оказывают физическим и юридическим лицам также и иную правовую помощь.

Бесплатно оказывается юридическая помощь коллегиями адвокатов за счет своих средств истцам в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, а также инналидам I и II групп при даче консультаций, не требующих ознакомления с делом, физическим лицам, освобожденным в установленном действующим законодательством порядке от оплаты юридической помощи.

Адвокат в своей деятельности независим  и подчиняется только закону.

Запрещается вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, требование от него сообщения каких-либо сведений, составляющих предмет адвокатской тайны, а также требование подобных сведений от должностных лиц и технических работников органов адвокатского самоуправления и адвокатских объединений.

Предметом адвокатской тайны являются вопросы, по которым лицо обратилось за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных этим лицом от адвоката.

Сведения, составляющие предмет адвокатской  тайны, не могут быть получены от адвоката и использованы в качестве доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

Все органы и должностные лица Республики Беларусь признают и соблюдают тайну консультаций адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь, при осуществлении им своих профессиональных обязанностей.

В соответствии с комментируемой статьей  каждый вправе пользоваться не только услугами адвоката, но и других своих  представителей. Действующее законодательство (Гражданский процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др.) предусматривает основания и порядок осуществления представительства.

Так, в  соответствии с Гражданским процессуальным кодексом граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле граждан не лишает их права иметь по этому делу представителей. Законные представители могут поручить ведение дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя.

Представителями в суде не могут быть:

  1. лица, не достигшие совершеннолетия, кроме несовершеннолетних родителей - по делам своих детей;
  2. лица, призванные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  3. судьи, следователи и прокуроры, кроме тех случаев, когда они участвуют в деле в качестве законных представителей недееспособных лиц, либо представителей суда, прокуратуры, либо 
    другого органа расследования (ст. 73 ГПК).

Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны и попечители. Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представителям, с ограничениями, предусмотренными законами.

2.11 Право на защиту международных организаций

 

Каждый вправе в соответствии с  международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

Рассматривая  данное право, следует отметить, что постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 января 1992 г. ратифицирован Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. о признании компетенции Комитета по правам человека ООН, созданным в соответствии с пактом. Комитет  по правам человека принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу, он проверяет, не рассматривается вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Государство ответственно перед гражданином  за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин  ответствен перед государством за неукоснительное  исполнение обязанностей, возложенных  на него Конституцией.». - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в  Пакте, без какого бы то ни было различия….».

Процедура защиты нарушенного права стоит  в том, что жалоба доводиться до сведения соответствующего государства, которое  обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах. Правда, Комитет не вправе выносить обязательные  решения, но он публикует ежегодный отчёт о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.[22,с.125].

Другим  органом международной защиты прав и свобод является Европейский Суд  по правам человека, учреждённый в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. В состав Суда входят по одному представителю от каждого государства, входящего в Совет Европы. Решения данного Суда являются окончательными и обязательны для исполнения соответствующим государством. Вступление нашей страны в состав Совета Европы, под эгидой которого действует Европейский Суд по правам человека, будет способствовать расширению возможностей защиты прав и свобод граждан Беларуси на международном уровне.

 

Заключение

В результате проведённого исследования в рамках курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Личные права человека – это  важнейшая составляющая института  прав и свобод и одна из самых  актуальнейших тем, исследуемых  не только юристами, но и философами, политологами, социологами. Анализ личных прав имеет большое значение для  науки и законотворчества, а также  и для правоприменительной практики, связанной с реализацией и  защитой человека, развитием его  индивидуальности.

Личными, или гражданскими правами  и свободами признаются такие  права и свободы, которые гражданин  имеет как личность и человек  с момента рождения. Это самые  необходимые права и свободы  человека, без которых он не может  существовать как индивид. Государство  по общему правилу должно воздерживаться от вторжения в личную жизнь граждан.

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина