Криминология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:02, практическая работа

Краткое описание

Криминология в буквальном переводе обозначает "учение о преступности". Вместе с тем фактическое содержание науки криминологии более широкое. Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике. Таким образом, мы имеем дело с социолого-правовой наукой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….....................3
1. Криминология как наука………………………………………………………………………..4
2. Криминология как учебная дисциплина……………………………………………………....9
Заключение………………………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………………..................15

Вложенные файлы: 1 файл

Криминалогия как наука.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….....................3

1. Криминология  как наука………………………………………………………………………..4

2. Криминология  как учебная дисциплина……………………………………………………....9

Заключение………………………………………………………………………………………...13

Список  литературы……………………………………………………………………..................15

 

Введение

    Криминология в буквальном переводе обозначает "учение о преступности" (от лат. "crimen" - преступление и греч. "logos" - учение).

    Вместе с тем фактическое содержание науки криминологии более широкое. Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике. Таким образом, мы имеем дело с социолого-правовой наукой.

    В юридической литературе имеется несколько определений предмета криминологии. Так, проф. А.А.Герцензон писал, что предметом криминологии является изучение преступности и ее причин и разработка мер предупреждения, направленных на ее полную ликвидацию. Проф. Кудрявцев В.Н. говорит о методах контроля над преступностью и борьбы с ней. В учебнике по криминологии дается такое определение: "Предмет криминологии - это закономерности преступности во всех ее проявлениях, детерминации и причинности преступности, подверженности преступности различным воздействиям." Шнайдер добавляет еще и антиобщественное поведение, и так дает определение преступления и антиобщественного поведения как предметов криминологии: "Преступление как единичный факт и преступность как массовое явление следует рассматривать как некоторые феномены, которые нельзя увидеть воочию, а составить о них представление удается лишь по другим данным, доступным для наблюдения. Ни за какими преступлениями нельзя наблюдать непосредственно, поскольку наблюдатель оказывается вынужденным принять сторону жертвы и тем самым помешать преступлению... Антиобщественное поведение можно наблюдать непосредственно, хотя в применении подобных методов перед криминологом возникает множество сомнений и трудностей". Криминология изучает проявления таких объективных закономерностей:

- преступность во всех ее проявлениях;

- личность преступника;

- детерминация и причины преступности;

- подверженность преступности к различным воздействиям.

    Под преступностью мы понимаем исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

1. Криминология  как наука.

В России до октября 1917г. криминология как самостоятельная наука не была развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологической школы. Весомый вклад в развитие дореволюционной и советской криминологии внесли следующие криминалисты: М.Н. Гернет, А. Н. Трайнин, А. А. Пионтковский и др.

Советская криминология начиналась как  практическое направление уголовной  статистики. При ЦСУ РСФСР, затем  СССР, при губернских судах функционировали  отделы моральной статистики, изучавшие  преступность, ее причины, личность преступников. Появился первый отечественный институт по изучению преступности и преступников.

После 1935г. криминология перестала  существовать, исследования проводились  фрагментарно и под грифом «секретно».

Возрождение криминологии последовало  в начале 1960-х гг. В мае 1963г. был организован Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. В целом советская криминология была заметно идеологизирована. Преступность долгое время рассматривалась лишь как остаточное явление, рудимент прошлого. С построением развитого социализма предполагалась полная ликвидация преступности.

   Современная российская криминология немало заимствует из прошлого. Вместе с тем многое пересматривается, трактуется по-новому, с учетом реалий современного периода. Это позволяет криминологической науке вносить свой весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью в стране, в противодействие преступности, которая стала одной из острейших проблем в жизни российского общества периода реформ. [1]

   Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования - закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.[4]

Если говорить в целом о методологии криминологического познания, то оно базируется на использовании диалектико-материалистического учения. При этом следует учитывать несколько аспектов. Преступность рассматривается как социальное явление, поэтому при ее исследовании используют методы социальных наук, например, социологии, социальной психологии.

Наряду с разнообразными социальными  явлениями изучается и человек, но не с биологической точки зрения, а как член общества, продукт общественного  развития. В связи с этим криминологи говорят о личности преступника. Преступность тесно связана со многими другими общественными явлениями, с так называемыми негативными отклонениями или различными формами социальной патологии, например, наркоманией, административными нарушениями. Криминология изучает преступность в ее движении и изменении, анализирует ее прошлое, настоящее, прогнозирует будущее. Развитие криминологически значимых явлений рассматривается, как процесс, в котором движение носит поступательный характер. Учитываются и внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений. В криминологии, как и в обычных науках, важно следование правилу совпадения начального пункта в теории с начальным пунктом на практике.

Криминологическое исследование –  это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений.[2]

Своеобразие криминологии как науки  определяется существованием, наряду с предметом, ее метода.

Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом, и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи.

Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики — всеобщего метода познания. Использование основных философских законов и категорий, таких как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т.п., позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов.

Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти законы диалектики лежат в основе криминологической характеристики структуры преступности, сущности и классификации ее причин, выработки предупредительных мер. Использование диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступника комплексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу.

Однако философия не дает науке  криминологии готовых решений тех  вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, будучи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет исторического развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве, совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.

Поэтому не случайно применению в  криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все большее значение. По степени глубины познания и масштабности охвата предмета исследования этот подход можно отнести к числу современных всеобщих методов познания.

Системный подход предполагает изучение криминологического объекта как целостного единства с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные устойчивые стороны интегрального образования, а не просто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет использовать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частнонаучные методы — как способы решения конкретных исследовательских задач.

Примером системы криминологического характера являются причины и  условия преступности. Такая система  слагается из взаимодействующих подсистем и элементов, представляющих питательную почву для преступности. Ей противостоит система борьбы с преступностью. Обе системы, как криминогенная, так и антикриминогенная, взаимодействуют в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей и в свою очередь входят в более общую систему общественных отношений на данном этапе развития общества.

В необходимых случаях системный  метод может быть дополнен комплексным  подходом к исследованию криминологических  проблем.

Комплексность и системность, как методологические принципы социального исследования, хотя и взаимосвязаны, но не тождественны. Системный подход нейтрален по отношению к идеологии и поэтому без каких-либо качественных изменений может использоваться наукой. Комплексный подход отражает социально значимую направленность познания. Он призван обеспечить изучение и осмысление социальной действительности не с формальной или технической стороны, а со стороны содержательной, качественной, идеологической.

При изучении системы воздействия  на преступность комплексный подход предполагает решение следующих задач: определение сущности и функционального назначения системы воздействия на преступность; описание суммы образующих ее элементов и их функций; выявление характера взаимосвязи структурных элементов; исследование характера взаимосвязей системы с внешней средой; рассмотрение системы воздействия на преступность в историческом аспекте; оценку реальных возможностей современного общества в противоборстве с преступностью; поиск путей и средств ее преодоления.

Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические  методики.

Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.

Анализ и синтез представляют собой  процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения  целого из частей. Анализ позволяет  изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.

Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.

В настоящее время под дедукцией  понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.

Информация о работе Криминология как наука