Коррупционная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Коррупция стала одним из наиболее опасных явлений для общества и государства в последнее десятилетие. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней. По проблемам коррупции подготовлены и защищены кандидатские и докторские диссертации.
Проблема коррупции в России и в мире приобретает все более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей

Содержание

Введение………………………………………………………………………..............3
Глава 1. Истоки и причины возникновения коррупционной преступности………..5
История коррупционной преступности в России…………………………………5
Понятие и признаки коррупционной преступности……………………………..9
Детерминанты коррупционной преступности…………………………………...14
Глава 2. Проблемы борьбы с коррупционной преступностью…………………….18
2.1 Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной преступностью……………………………………………………....18
2.2 Роль органов власти на местах в организации и осуществлении противодействия коррупции……………………………………………………...….21
Заключение……………………………………………………………………………23
Список используемых источников………………………………………………......25
Приложение………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая коррупция.docx

— 1.50 Мб (Скачать файл)

     Среди чиновников относительное большинство, 41,6%, делают акцент на неэффективности, несовершенстве самой системы - государства  и законов. От 20,2 до 26,1% госслужащих  в качестве основных причин коррупции  отмечают общность интересов чиновничества  и крупного бизнеса и слабо  развитую правовую культуру большинства  россиян. Реже всего эта группа опрошенных видит причины в жадности и  аморальности отечественных чиновников (12,1%)18.

     Отметим, что среди населения на жадности и аморальности чиновников акцентируют внимание те, кто считает, что законы нужно соблюдать только в том случае, если это делают представители органов власти, а на низком уровне правовой культуры россиян - та доля опрошенных, которая убеждена, что законы нужно соблюдать  в любом  случае, даже  если  они устарели и не вполне  адекватны сегодняшним условиям.

     Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод о том, что детерминанты коррупции охватывают разнообразные  факторы, одни из которых коренятся  в особенностях российской государственности, историческом наследии и национальных традициях; иные вызваны ошибками и  просчетами в сфере государственного строительства; другие порождены несовершенством  законодательства, правоприменительной  практики, неэффективностью работы правоохранительных органов, контрольных и надзорных  органов и т.д. Многие из них носят  объективный характер, но некоторые - субъективный, искусственно создаются  и поддерживаются государственными чиновниками-бюрократами в целях  извлечения собственной выгоды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Проблемы борьбы с коррупционной преступностью

     2.1 Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с

     коррупционной преступностью

     В 2010 году основные направления антикоррупционной  работы в стране определялись обновлённым  Национальным планом противодействия  коррупции и стратегией. Реализация положений этих основополагающих документов позволила усилить работу по всем направлениям, и это принесло свои результаты.

     Тем не менее, нарушений антикоррупционного законодательства всё ещё очень много: в 2010 году их выявлено и устранено около 240 тысяч19.

     Планируя  программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

  • абсолютная   победа   над   коррупцией   невозможна.   Более   того,   в нормальном    состоянии    власти    и    общества    случаи    коррупции    являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти;
  • не    существует    стран,    априори    обреченных    на    масштабную    и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;
  • ограничение   коррупции   не   может   быть   разовой   кампанией.    За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции;
  • коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших   масштабов   и   забралась   на   весьма   высокие   уровни   власти,   более эффективна      борьба     против     условий,      порождающих      коррупцию,      чем неподготовленная атака на ее проявления;
  • борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества;
  • антикоррупционная  программа  должна  реализовываться  на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

     Потери, которые несут от коррупционной  преступности государство и общество в России, настолько велики, что  любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат  быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

     В настоящее время усовершенствование законодательства - это приоритетная мера борьбы с коррупцией.

     Процесс усовершенствования законодательства должен начаться с исполнения законов, так как это мешает нормальному  развитию экономики, тормозит экономический  рост, лишает личность - главную движущую силу гражданского общества - возможности  развивать свои способности, права  и свободы

     Стоит признать, что наше законодательство медленно развивается в антикоррупционном  направлении, и потому большая стимулирующая  роль принадлежит международным  актам.

     Не  маловажная мера по борьбе с коррупционной  преступностью - это информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти, то есть установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

     Важно подчеркнуть, что в современном  мире движущей силой социального  прогресса является движение информации.

     28 апреля 2011 года, президент РФ Д.А.  Медведев, продолжая развивать антикоррупционное  законодательство именно в этой  связи, внес в Госдуму законопроект, обязывающий банки предоставлять  информацию о финансовом благополучии  претендентов на замещение государственной  должности и членов их семей.

     «Теперь это не их добрая воля. Теперь они  обязаны по требованию соответствующих  структур эту информацию давать при  зачислении на госдолжности», - заявил президент. То же самое касается регистрирующих органов, которые занимаются недвижимостью.

     Норму планируется распространить не только на кандидатов на госслужбу, но и на членов их семей. Сведения будут собирать не только в банках. Регистрирующие органы также обяжут предоставлять  сведения о недвижимости претендентов. «Повышается ответственность госслужащих за занятие бизнесом, незадекларированное имущество, а также другие вопросы», - подчеркнул Медведев. Нет сомнений, что уже в весеннюю сессию Госдума одобрит президентское предложение, как и многие другие ранее20.

     И все таки ведущим принципом всей антикоррупционной политики должно быть постоянное повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для вовлечённых в коррупцию  государственных должностных лиц, представителей бизнеса  и  граждан.   В   противном   случае   коррупция   будет   восприниматься   в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надёжно и быстро решать проблемы. Таким      образом,      из      приведенного      выше      анализа      следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры,  направленные на решение следующих задач:

  • организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;
  • сужение     поля    условий     и     обстоятельств,     благоприятствующих коррупции;
  • уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
  • влияние на мотивы коррупционного поведения;
  • создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
 

    2.2 Роль органов власти на местах в организации и осуществлении противодействия коррупции

     Проблема  коррупции для России приобрела  особую остроту. Масштабность ее распространения пагубно влияет на все стороны жизни общества, разлагает власть и создает угрозы безопасности и моральным устоям государства.

     Наряду  с мероприятиями федеральных  органов, субъекты Федерации могут  и должны разрабатывать и осуществлять собственные эффективные меры по предупреждению коррупции, вовлекая в данный процесс наиболее социально и политически активные слои населения, формируя условия для последовательной и системной борьбы с коррупционными проявлениями.

     Поскольку борьба с коррупцией является одной  из стратегических задач государства, в регионе осуществляет свою деятельность Совет при Губернаторе Рязанской  области по противодействию коррупции, который рассматривает наиболее актуальные вопросы.

     В 2010 году было проведено 2 заседания  вышеуказанного Совета, на котором  рассматривались вопросы государственных  закупок, вопросы профилактики нарушений  законодательства о государственной  и муниципальной службе, вопросы  выделения земельных участков и  другие. Кроме того, в соответствии с Законом Рязанской области  «Об анти-коррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов  Рязанской области и нормативных  правовых актов Рязанской области» на сайте Правительства Рязанской  области размещены проекты правовых актов органов государственной  власти области для их обсуждения и проведения независимой антикоррупционной  экспертизы.

     Также особое внимание уделяется информационному  обеспечению антикоррупционной  деятельности, одной из задач которой  является повышение правосознания  граждан, поскольку большинство  считают допустимым и даже обязательным дать взятку при решении своих  вопросов. В связи с этим, немаловажным является вопрос формирования антикоррупционного сознания у молодежи. Ведь уже в  школьном возрасте происходит активная социализация личности и средствам массовой информации отведена в этом своя роль. Результатом правового воспитания должно стать наличие у каждого твердых знаний и убеждений, не позволяющих человеку вступать в коррупционные отношения21.

     Правительством  Рязанской области и в дальнейшем совместно с правоохранительными  органами, общественными организациями  и гражданами будет продолжена работа по снижению уровня коррупции в регионе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Особенностью  современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно. По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность экономической жизни страны такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд. долларов, т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

     Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы  жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений.

     В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание, и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы. На уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.

     Победить  коррупцию трудно, но можно, по крайней  мере, в наших силах снизить уровень до определенного минимума. Действовать следует общими усилиями власти, бизнеса и общества, причем одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность (принуждение), совершенствуя управление (предотвращение коррупции), повышая правовую и нравственную культуру граждан.

     Однако, результат антикоррупционных усилий пока незначительный. Оценок и деклараций о намерениях пока больше, чем реальных результатов. Продвигаться к позитивному итогу семимильными шагами вряд ли удастся: уж очень большое количество людей втянуто в коррупционные сети (не менее 70% взрослого населения страны хотя бы один раз в жизни сталкивались с необходимостью давать взятки). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коррупционная преступность