Исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Содержание

Введение. 2
1. Понятие несовершеннолетней преступности
и несовершеннолетняя преступность как объект
криминологического исследования. 3
2 Криминологическая характеристика личности
несовершеннолетнего преступника. 5
1. Половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления. 5
2. Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних. 7
3. Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников. 7
3. Состояние преступности несовершеннолетних в городе Смоленске. 9
4. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровне . 10
5. Комиссия по делам несовершеннолетних : задачи и функции. 15
Вывод. 19
Краткий толковый словарь…...………………………….….20
Список литературы…………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

prestupn.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Игнорирование двойного содержания  цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних,  на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.6

Предложенное понимание  цели государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних –  защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

    • Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью несовершеннолетних;
    • Социально-психологического состояния общества,  его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью несовершеннолетних ;
    • Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;
    • Социального контроля (формального и неформального, внутреннего  и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;
    • Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными,  правовыми) ее реформирования и развития.7

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных  элемента:

Первый – система  идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;

Второй – деятельность государственных и негосударственных  институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.

Третий – последствия.  Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.8

Пониманию взаимосвязи  политики  как идеи и политики как практики способствует анализ направлений  трансформации принципов политики предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права они трансформируются прежде всего в определении:

    • объема и характера уголовно-правового запрета;
    • видов и пределов санкций;
    • направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых норм на правосознание молодежи.

Государство располагает  многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

    • социальная профилактика (меры,  направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).
    • Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).
    • Криминологическая профилактика (меры,  направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).
    • Виктимологическая профилактика (меры,  направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).
    • Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствам уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.

Право в политике –  регулятор формирования и средство реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

    • разработка критериев определения профилактического потенциала права;
    • расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного, трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».
    • Увеличение числа профилактических норм в УПК РФ;
    • Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
    • Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и  негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».9

Цель системы правоохранения – обеспечение безопасности в  обществе (защита человека, общества и  государства  от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.

Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные  институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции  предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.

Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание  политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать  ядро концепции – принципы политики:

1. Подход к проблеме с учетом  несовершеннолетних как особой  группы населения, которая нуждается в повышенной защите.

    • Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
    • Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
    • Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
    • Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2. Подход к проблеме  с учетом ее приоритетности:

-  решение всех задач,  связанных с предупреждением  преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы»  общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.

    • последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
    • Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
    • Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3. Подход к процессу модернизации  законодательства с учетом соблюдения  принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних:

    • Усиление профилактического потенциала права.
    • Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.
    • Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
    • Специализация следователей, прокуроров, судей.
    • Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.
    1. Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
    • Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
    • Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
    • Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.
    1. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
    • Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
    • Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.
    • Создание единого пространства профилактики.
    • Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.
    1. Подход к проблеме с учетом региональных условий.
    • Оценка криминогенной ситуации.
    • Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.
    • Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
    • Принятие законов и иных подзаконных актов.
    • Согласование программ предупреждения преступности на региональном уровне с программами  потребностями на местном уровне.10

 

5.  Комиссия по делам несовершеннолетних : задачи и функции.

 

 

 

Комиссия по делам  несовершеннолетних является органом, который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений среди  несовершеннолетних.11 Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:

  1. Работа с родителями или лицами, их заменяющими, в виде вынесения общественного порицания за невыполнение долга по воспитанию детей (ограничение в дееспособности, лишение родительских прав).
  2. Выявление негативной роли взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
  3. Работа по профилактике преступлений несовершеннолетних правонарушителей:

- учет правонарушителей;

- установление причин  совершения преступлений;

- пути устранения этих  причин.

В современный период правонарушение несовершеннолетнего  рассматривается  как свидетельство  недостатков в воспитательной работе, а  совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на территории города  Смоленска - как серьезный показатель недостатков проводимой здесь воспитательной и профилактической работы. В профилактике и ликвидации  правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности. Одной  из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе с подростками является КДН при городской администрации.

КДН - государственный  орган. Ее деятельность носит  организационный  и правовой характер. Она наделена полномочиями властного характера. Почти все лица, входящие в состав комиссии- представители государственных органов  и общественных организаций - выполняют свои обязанности безвозмездно.12

Главными задачами КДН  являются:

  1. Организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
  2. Устройство и охрана прав и интересов несовершеннолетних.
  3. Координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам.
  4. Рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.
  5. Осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях.
  6. Комиссия систематически информирует о своей работе общественные организации и коллективы. Состав КДН постоянен. Недопустима временная замена члена КДН другим лицом. Как показала практика работы в КДН, при существующем объеме работы комиссии одними силами общественности невозможно обеспечить эффективность ее деятельности, об<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_0

Информация о работе Исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области